Архивное собрание ДРЗ постоянно пополняется. Уже сформировано около 400 архивных фондов, прошли научно-техническую обработку и открыты для исследователей более 250 архивных поступлений. Документальный массив по истории русского зарубежья включает документальные материалы российского происхождения (комплексы документов организаций и учреждений, материалы и коллекции документов частных лиц, опубликованные документы и периодические издания, относящиеся к этим фондам и коллекциям, а также уникальные и особо ценные издания) по истории Русского зарубежья, находившиеся по различным причинам за пределами Российской Федерации, а также значимые для русской культуры документы зарубежья,  переданные на постоянное хранение в Дом русского зарубежья. В архивохранилищах ДРЗ сосредоточены материалы по истории литературы, философии, театра, по военной истории, мемуары русского зарубежья.

В 1975 году А.И. и Н.Д. Солженицыны начали собирать мемуары русской эмиграции. Присланные им материалы, дополненные впоследствии воспоминаниями советских и российских граждан, были объединены во Всероссийскую Мемуарную библиотеку (ВМБ), рукописный фонд которой составляет основу фонда № 1 архивного собрания ДРЗ. В настоящее время ВМБ включает в себя более 2 тыс. рукописей и ежегодно пополняется. Здесь представлены мемуары М.В. Родзянко, П.Н. Милюкова, Э.Б. Кригер-Войновского, Ю.И. Лодыженского, Ю.К. Старка, В.В. Мусина-Пушкина, А.С. Лукомского, Татищевых, А.А. и М.А. Стаховичей, А.Е. Мейендорфа, Ф.П. Рерберга и др. Часть рукописей опубликована издательствами «YMCA-PRESS» и «Русский путь» в серии «ВМБ».

Творческое наследие деятелей культуры и искусства русского зарубежья представлено рукописями и автографами И.С. Шмелева, М.И. Цветаевой, Д.С. Мережковского, И.А. Бунина, А.М. Ремизова, Н.А. Тэффи, Б.К. Зайцева, Л.Ф. Зурова, Е.К. Герцык и В.С. Гриневич, В.Н. Челищева, Г.А. Малахова, композиторов С.В. Рахманинова, С.С. Прокофьева, А.К. Глазунова, Н.Н. Черепнина, акварелиста и архитектора Альберта Н. Бенуа, художников З.Е. Серебряковой, В.П. Добужинского, С.К. Маковского, художника-иконописца Ю.Н. Рейтлингер, театральных деятелей В.М. Греч и П.А. Павлова, солиста Донского казачьего хора С.А. Жарова И.В. Асcура, художника Г.П. Светлика, графика, искусствоведа и иконописца Е.Е. Климова и др.

История философской, религиозной и научной жизни русской эмиграции отражена в фондах В.Н. Ильина, С.Л. Франка, Н.А. Бердяева, П.Н. Милюкова, в семейном фонде Фуделей, в рукописях И.И. Сикорского, Б.П. Вышеславцева, прот. В. Зеньковского, К.В. Мочульского, Н.А. Полторацкого, в документах, повествующих о жизни преподобного Силуана Афонского и его ученика, архимандрита Софрония (Сахарова); а также в эпистолярном наследии прот. С. Булгакова, П.Б. Струве, прот. А. Шмемана, Н.О. Лосского, Р.Б. Гуля, С.С. Ольденбурга, Н.Н. Евреинова, М.А. Алданова, прот. Г. Флоровского и других.

Материалы по истории Первой мировой и Гражданской войн, Русской армии в изгнании и русских общественных организаций за границей содержатся  в фондах архива Н.Л. Оболенского  — начальника Общей канцелярии Великого князя Николая Николаевича, в объединенном архивном фонде Северо-Западной армии, в фондах ВМБ, в коллекции Н.Н. Рутыча (Рутченко), в фондах князя Гавриила Константиновича Романова,  адмирала С.В. Евдокимова, генерала Н.Н.  Клембовского, М.А. Деникиной-Грей, В.В. Звегинцова, Плаутиных, в семейном фонде Шатовых и др. Здесь собраны статьи, выступления, приказы, политические проекты  и письма генералов А.И. Деникина, Н.Н. Юденича, П.Н. Врангеля, М.В. Родзянко; записки и письма генералов А.П. Кутепова, Е.К. Миллера, Н.Н. Головина, адмирала В.К. Пилкина, полковников П.Н. Богдановича и П.В. Колтышева, дневники и письма известного общественно-политического деятеля Н.В. Савича, его переписка с Н.И. Гучковым, А.В. Карташевым, М.М. Федоровым.

В архиве хранится множество мемуаров, принадлежащих политическим, общественным, религиозным деятелям, военачальникам и рядовым Белой армии, ученым и деятелям культуры, волею истории и судеб, оказавшихся в эмиграции, в частности, воспоминания генералов М.И. Пестржецкого, Ф.П. Рерберга, М.А. Фостикова, адмиралов В.К. Пилкина и С.В. Евдокимова, И.И. Лютера, полковника П.В. Колтышева, Г.А. Малахова, Ю.Н. Рейтлингер, С.Д. Боткина, Н. Хвоинского, В. Гусева и др. Фонды учреждений русского зарубежья представлены материалами Центрального комитета по обеспечению высшего образования русскому юношеству за границей («Федоровский комитет») из архива Общества охранения русских культурных ценностей, документами Российского общенационального народно-державного движения (РОНДД), Российского торгово-промышленного и финансового союза, Всероссийского национального центра (ВНЦ), архива «Белое дело», «Кавалергардской семьи», издательства «YMCA-Press» и др. В фондах архива содержатся материалы, связанные с деятельностью Союза борьбы за освобождение народов России (СБОНР), радиостанции «Свобода», Российской ассоциации преподобного Силуана Афонского, детских организаций за рубежом (скауты, «Русские соколы», «Витязи», «Восход»).

Фонд 290. ТЭФФИ Надежда Александровна

Каталожный номер: 0290

(Ф.290); 1938–1965; оп. 1, 129 ед. хр.

Тэффи Надежда Александровна (наст. фамилия — Лохвицкая, в замужестве — Бучинская) — писатель, поэт, мемуарист, публицист, переводчик. Точная дата рождения Н.А. Тэффи достоверно не установлена, приблизительно в конце апреля (начале мая) 1872 г. в Санкт-Петербурге (по другим сведениям — в Волынской губ., где находилось имение ее родителей). Отец, Александр Владимировича Лохвицкий (1830–1884), из старого дворянского рода, юрист, профессор криминалистики, адвокат, издатель и редактор «Судебного вестника». Мать, Варвара Александровна (урожд. Гойер), француженка по происхождению, из семьи «старых» эмигрантов, о ней известно лишь то, что она любила поэзию и хорошо знала европейскую литературу.

Первым опубликованным произведением Н.А. Тэффи (тогда еще Надежды Лохвицкой) было стихотворение «Мне снился сон, безумный и прекрасный...». Затем Тэффи начинает писать короткие юмористические рассказы, фельетоны, одноактные пьесы. Печатается в газетах «Биржевые ведомости», «Речь», «Русское слово» и в журналах «Зарницы», «Сигнал», «Красный смех». С 1908 г. Тэффи в числе постоянных авторов журнала «Сатирикон», затем «Новый Сатирикон». В 1910–1911 гг. выходят первые книги Тэффи: поэтический сборник «Семь огней» (1910), «Юмористически рассказы. Кн. 1» (1910) и «Юмористические рассказы. Кн. 2 (Человекообразные)» (1911). За годы, предшествующие эмиграции, с 1912 по 1919 г. вышли такие сборники рассказов, как «И стало так...» (1912), «Карусель» (1913), «Восемь миниатюр» (1913), «Дым без огня» (1914), «Миниатюры и монологи» (1913, 1915), «Ничего подобного» (1916), «Неживой зверь» (1916), «Вчера» (1918) и др.

В 1919 г. вместе с А. Аверченко Тэффи уезжает в Киев на гастроли и после продолжавшихся полтора года странствий по югу России через Константинополь добирается до Парижа.

В эмиграции Тэффи продолжила литературную деятельность. Она активно сотрудничала с газетами «Последние новости», «Общее дело», «Возрождение», «Руль», «Сегодня» и журналами «Грядущая Россия», «Звено», «Русский инвалид», «Иллюстрированная Россия», «Русские записки», «Современные записки», «Театр и жизнь», «Жар-птица», «Перезвоны».

В годы 2-й Мировой войны Тэффи из-за состояния здоровья осталась во Франции. Несмотря на материальные трудности и тяжелое состояние здоровья, последние годы жизни Надежда Александровна продолжала писать, вела активную переписку с коллегами по перу, с некоторыми из которых ее связывали особенно дружеские отношения, в их числе — И.А. Бунин и Б.Г. Пантелеймонов. О последнем Тэффи после его смерти (1950) написала трепетные воспоминания «Мой друг Борис Пантелеймонов».

Н.А. Тэффи умерла 6 октября 1952 г. в Париже, похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Борис Григорьевич Пантелеймонов (17 (29) июля 1888 — 17 сентября 1950) — инженер-химик, писатель. Родился в Сибири, в с. Муромцево, в семье отставного чиновника Григория Алексеевича Пантелеймонова и Фёклы Афанасьевны (в девичестве Окуневой). Учился в Томском университете, изучал химию. В 1907–1908 гг. был выслан по обвинению в участии в революционном движении. Административную ссылку отбывал в Усть-Сысольске.

В 1913–1914 гг. издавал и редактировал журнал «Мыловаренное дело». В 1919-м работал на московской железной дороге.

После революции Пантелеймонов участвует в строительстве частных и государственных химических заводов в Москве, Одессе, Крыму.

В конце 1930-х гг. Пантелеймонов уезжает во Францию. В годы 2-й Мировой войны активно участвовал в движении Сопротивления. Продолжал заниматься научной деятельностью, печатал научные статьи. После войны, в 1946 г. Пантелеймонов восстановил советское гражданство, получил паспорт гражданина СССР.

В 1945 г. по инициативе А.М. Ремизова Пантелеймонов подготовил к изданию «Русский сборник» под редакцией И.А. Бунина и Г.В. Адамовича. К этому времени и относится знакомство Пантелеймонова с И.А. Буниным и Н.А. Тэффи. С 1946 г. Пантелеймонов сам начинает писать прозу (автобиографические очерки, рассказы, воспоминания о детских годах, проведенных в Сибири, в Муромцеве). За четыре года литературной деятельности вплоть до своей смерти в 1950 г. Пантелеймонов издал три книги — «Зеленый шум» (1947), «Звериный знак» (1948), «Золотое число» (1949), подготовил четвертую, которая вышла уже после его смерти, — «Последняя книга: рассказы» (1952).

Б.Г. Пантелеймонов умер от рака горла 18 сентября 1950 г. в Париже, похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Оп. 1. — Письма Тэффи Надежды Александровны Пантелеймонову Борису Григорьевичу за 1946–1950 гг.

  • Рукописи Н.А. Тэффи: рукопись рассказа «Не счастье» (1938); машинопись с правкой стихотворения «Ах, как я хороша! На мне четыре розы…»;
  • Письма: Н.А. Тэффи Б.Г. Пантелеймонову; письмо Тэффи Надежды Александровны Пантелеймоновой Тамаре Ивановне;
  • Материалы, отложившиеся в фонде: письмо Орловой Веры Александровны Пантелеймоновой Тамаре Ивановне (1952);
  • Рассказы Б.Г. Пантелеймонова (фрагменты);
  • Печатные материалы: Б.Г. Пантелеймонов. Смех. (Вырезка из газеты: [Советский патриот. – 1947 (26 сентября). – № 153]).

Передано в 2008 г. В.А. Суровцевой (США) и в 2013 г. Российским фондом культуры.

Открыт для исследователей.