Архивное собрание ДРЗ постоянно пополняется. Уже сформировано около 400 архивных фондов, прошли научно-техническую обработку и открыты для исследователей более 250 архивных поступлений. Документальный массив по истории русского зарубежья включает документальные материалы российского происхождения (комплексы документов организаций и учреждений, материалы и коллекции документов частных лиц, опубликованные документы и периодические издания, относящиеся к этим фондам и коллекциям, а также уникальные и особо ценные издания) по истории Русского зарубежья, находившиеся по различным причинам за пределами Российской Федерации, а также значимые для русской культуры документы зарубежья,  переданные на постоянное хранение в Дом русского зарубежья. В архивохранилищах ДРЗ сосредоточены материалы по истории литературы, философии, театра, по военной истории, мемуары русского зарубежья.

В 1975 году А.И. и Н.Д. Солженицыны начали собирать мемуары русской эмиграции. Присланные им материалы, дополненные впоследствии воспоминаниями советских и российских граждан, были объединены во Всероссийскую Мемуарную библиотеку (ВМБ), рукописный фонд которой составляет основу фонда № 1 архивного собрания ДРЗ. В настоящее время ВМБ включает в себя более 2 тыс. рукописей и ежегодно пополняется. Здесь представлены мемуары М.В. Родзянко, П.Н. Милюкова, Э.Б. Кригер-Войновского, Ю.И. Лодыженского, Ю.К. Старка, В.В. Мусина-Пушкина, А.С. Лукомского, Татищевых, А.А. и М.А. Стаховичей, А.Е. Мейендорфа, Ф.П. Рерберга и др. Часть рукописей опубликована издательствами «YMCA-PRESS» и «Русский путь» в серии «ВМБ».

Творческое наследие деятелей культуры и искусства русского зарубежья представлено рукописями и автографами И.С. Шмелева, М.И. Цветаевой, Д.С. Мережковского, И.А. Бунина, А.М. Ремизова, Н.А. Тэффи, Б.К. Зайцева, Л.Ф. Зурова, Е.К. Герцык и В.С. Гриневич, В.Н. Челищева, Г.А. Малахова, композиторов С.В. Рахманинова, С.С. Прокофьева, А.К. Глазунова, Н.Н. Черепнина, акварелиста и архитектора Альберта Н. Бенуа, художников З.Е. Серебряковой, В.П. Добужинского, С.К. Маковского, художника-иконописца Ю.Н. Рейтлингер, театральных деятелей В.М. Греч и П.А. Павлова, солиста Донского казачьего хора С.А. Жарова И.В. Асcура, художника Г.П. Светлика, графика, искусствоведа и иконописца Е.Е. Климова и др.

История философской, религиозной и научной жизни русской эмиграции отражена в фондах В.Н. Ильина, С.Л. Франка, Н.А. Бердяева, П.Н. Милюкова, в семейном фонде Фуделей, в рукописях И.И. Сикорского, Б.П. Вышеславцева, прот. В. Зеньковского, К.В. Мочульского, Н.А. Полторацкого, в документах, повествующих о жизни преподобного Силуана Афонского и его ученика, архимандрита Софрония (Сахарова); а также в эпистолярном наследии прот. С. Булгакова, П.Б. Струве, прот. А. Шмемана, Н.О. Лосского, Р.Б. Гуля, С.С. Ольденбурга, Н.Н. Евреинова, М.А. Алданова, прот. Г. Флоровского и других.

Материалы по истории Первой мировой и Гражданской войн, Русской армии в изгнании и русских общественных организаций за границей содержатся  в фондах архива Н.Л. Оболенского  — начальника Общей канцелярии Великого князя Николая Николаевича, в объединенном архивном фонде Северо-Западной армии, в фондах ВМБ, в коллекции Н.Н. Рутыча (Рутченко), в фондах князя Гавриила Константиновича Романова,  адмирала С.В. Евдокимова, генерала Н.Н.  Клембовского, М.А. Деникиной-Грей, В.В. Звегинцова, Плаутиных, в семейном фонде Шатовых и др. Здесь собраны статьи, выступления, приказы, политические проекты  и письма генералов А.И. Деникина, Н.Н. Юденича, П.Н. Врангеля, М.В. Родзянко; записки и письма генералов А.П. Кутепова, Е.К. Миллера, Н.Н. Головина, адмирала В.К. Пилкина, полковников П.Н. Богдановича и П.В. Колтышева, дневники и письма известного общественно-политического деятеля Н.В. Савича, его переписка с Н.И. Гучковым, А.В. Карташевым, М.М. Федоровым.

В архиве хранится множество мемуаров, принадлежащих политическим, общественным, религиозным деятелям, военачальникам и рядовым Белой армии, ученым и деятелям культуры, волею истории и судеб, оказавшихся в эмиграции, в частности, воспоминания генералов М.И. Пестржецкого, Ф.П. Рерберга, М.А. Фостикова, адмиралов В.К. Пилкина и С.В. Евдокимова, И.И. Лютера, полковника П.В. Колтышева, Г.А. Малахова, Ю.Н. Рейтлингер, С.Д. Боткина, Н. Хвоинского, В. Гусева и др. Фонды учреждений русского зарубежья представлены материалами Центрального комитета по обеспечению высшего образования русскому юношеству за границей («Федоровский комитет») из архива Общества охранения русских культурных ценностей, документами Российского общенационального народно-державного движения (РОНДД), Российского торгово-промышленного и финансового союза, Всероссийского национального центра (ВНЦ), архива «Белое дело», «Кавалергардской семьи», издательства «YMCA-Press» и др. В фондах архива содержатся материалы, связанные с деятельностью Союза борьбы за освобождение народов России (СБОНР), радиостанции «Свобода», Российской ассоциации преподобного Силуана Афонского, детских организаций за рубежом (скауты, «Русские соколы», «Витязи», «Восход»).

Фонд № 290. ТЭФФИ Надежда Александровна

Каталожный номер: 290

(Ф.290); 1938–1965; оп. 1, 129 ед. хр.

Тэффи Надежда Александровна (наст. фамилия — Лохвицкая, в замужестве — Бучинская) — писатель, поэт, мемуарист, публицист, переводчик. Точная дата рождения Н.А. Тэффи достоверно не установлена, приблизительно в конце апреля (начале мая) 1872 г. в Санкт-Петербурге (по другим сведениям — в Волынской губ., где находилось имение ее родителей). Отец, Александр Владимировича Лохвицкий (1830–1884), из старого дворянского рода, юрист, профессор криминалистики, адвокат, издатель и редактор «Судебного вестника». Мать, Варвара Александровна (урожд. Гойер), француженка по происхождению, из семьи «старых» эмигрантов, о ней известно лишь то, что она любила поэзию и хорошо знала европейскую литературу.

Первым опубликованным произведением Н.А. Тэффи (тогда еще Надежды Лохвицкой) было стихотворение «Мне снился сон, безумный и прекрасный...». Затем Тэффи начинает писать короткие юмористические рассказы, фельетоны, одноактные пьесы. Печатается в газетах «Биржевые ведомости», «Речь», «Русское слово» и в журналах «Зарницы», «Сигнал», «Красный смех». С 1908 г. Тэффи в числе постоянных авторов журнала «Сатирикон», затем «Новый Сатирикон». В 1910–1911 гг. выходят первые книги Тэффи: поэтический сборник «Семь огней» (1910), «Юмористически рассказы. Кн. 1» (1910) и «Юмористические рассказы. Кн. 2 (Человекообразные)» (1911). За годы, предшествующие эмиграции, с 1912 по 1919 г. вышли такие сборники рассказов, как «И стало так...» (1912), «Карусель» (1913), «Восемь миниатюр» (1913), «Дым без огня» (1914), «Миниатюры и монологи» (1913, 1915), «Ничего подобного» (1916), «Неживой зверь» (1916), «Вчера» (1918) и др.

В 1919 г. вместе с А. Аверченко Тэффи уезжает в Киев на гастроли и после продолжавшихся полтора года странствий по югу России через Константинополь добирается до Парижа.

В эмиграции Тэффи продолжила литературную деятельность. Она активно сотрудничала с газетами «Последние новости», «Общее дело», «Возрождение», «Руль», «Сегодня» и журналами «Грядущая Россия», «Звено», «Русский инвалид», «Иллюстрированная Россия», «Русские записки», «Современные записки», «Театр и жизнь», «Жар-птица», «Перезвоны».

В годы 2-й Мировой войны Тэффи из-за состояния здоровья осталась во Франции. Несмотря на материальные трудности и тяжелое состояние здоровья, последние годы жизни Надежда Александровна продолжала писать, вела активную переписку с коллегами по перу, с некоторыми из которых ее связывали особенно дружеские отношения, в их числе — И.А. Бунин и Б.Г. Пантелеймонов. О последнем Тэффи после его смерти (1950) написала трепетные воспоминания «Мой друг Борис Пантелеймонов».

Н.А. Тэффи умерла 6 октября 1952 г. в Париже, похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Борис Григорьевич Пантелеймонов (17 (29) июля 1888 — 17 сентября 1950) — инженер-химик, писатель. Родился в Сибири, в с. Муромцево, в семье отставного чиновника Григория Алексеевича Пантелеймонова и Фёклы Афанасьевны (в девичестве Окуневой). Учился в Томском университете, изучал химию. В 1907–1908 гг. был выслан по обвинению в участии в революционном движении. Административную ссылку отбывал в Усть-Сысольске.

В 1913–1914 гг. издавал и редактировал журнал «Мыловаренное дело». В 1919-м работал на московской железной дороге.

После революции Пантелеймонов участвует в строительстве частных и государственных химических заводов в Москве, Одессе, Крыму.

В конце 1930-х гг. Пантелеймонов уезжает во Францию. В годы 2-й Мировой войны активно участвовал в движении Сопротивления. Продолжал заниматься научной деятельностью, печатал научные статьи. После войны, в 1946 г. Пантелеймонов восстановил советское гражданство, получил паспорт гражданина СССР.

В 1945 г. по инициативе А.М. Ремизова Пантелеймонов подготовил к изданию «Русский сборник» под редакцией И.А. Бунина и Г.В. Адамовича. К этому времени и относится знакомство Пантелеймонова с И.А. Буниным и Н.А. Тэффи. С 1946 г. Пантелеймонов сам начинает писать прозу (автобиографические очерки, рассказы, воспоминания о детских годах, проведенных в Сибири, в Муромцеве). За четыре года литературной деятельности вплоть до своей смерти в 1950 г. Пантелеймонов издал три книги — «Зеленый шум» (1947), «Звериный знак» (1948), «Золотое число» (1949), подготовил четвертую, которая вышла уже после его смерти, — «Последняя книга: рассказы» (1952).

Б.Г. Пантелеймонов умер от рака горла 18 сентября 1950 г. в Париже, похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Оп. 1. — Письма Тэффи Надежды Александровны Пантелеймонову Борису Григорьевичу за 1946–1950 гг.

  • Рукописи Н.А. Тэффи: рукопись рассказа «Не счастье» (1938); машинопись с правкой стихотворения «Ах, как я хороша! На мне четыре розы…»;
  • Письма: Н.А. Тэффи Б.Г. Пантелеймонову; письмо Тэффи Надежды Александровны Пантелеймоновой Тамаре Ивановне;
  • Материалы, отложившиеся в фонде: письмо Орловой Веры Александровны Пантелеймоновой Тамаре Ивановне (1952);
  • Рассказы Б.Г. Пантелеймонова (фрагменты);
  • Печатные материалы: Б.Г. Пантелеймонов. Смех. (Вырезка из газеты: [Советский патриот. – 1947 (26 сентября). – № 153]).

Передано в 2008 г. В.А. Суровцевой (США) и в 2013 г. Российским фондом культуры.

Открыт для исследователей.