Экскурсии
30.03.2020 15:00 30.03.2020 17:00

Виртуальная мини-экскурсия Н.И.Герасимова по Музею русского зарубежья

  • Доступно для инвалидов
  • Дом русского зарубежья
    им. А.Солженицына
  • +7 (495) 137-84-08
  • 11:00 - 19:00
    Кассы работают до 18:00

30 марта 2020 года в 15 часов приглашаем на виртуальную мини-экскурсию кандидата философских наук, ведущего научного сотрудника ДРЗ Николая Игоревича Герасимова «Философы русского зарубежья».

Русская философская мысль отечественного зарубежья представляет собой итог развития духовных исканий мыслителей, стремившихся стать частью европейской философии, не обрывая своих корней с интеллектуальной традицией русских философов прошлых веков. Уехавшие из России под давлением обстоятельств или депортированные из страны насильственно, русские философы (многие из которых в начале своего пути были марксистами) наряду с учеными и богословами создали крупные исследовательские и образовательные центры во многих странах мира. Работая над развитием философской мысли, они не забывали о просветительской и социально-преобразовательной деятельности в среде представителей русской диаспоры — так на свет появились Религиозно-философская академия (Берлин, Париж), Русский научный институт (Берлин, Белград), Русский народный университет и Русский юридический факультет (Прага) — институции, в которых философы выступали не только в роли преподавателей, но и в роли администраторов, тесно сотрудничая с научными и богословскими сообществами русских эмигрантов. Сильнейшим образом русские философы повлияли и на издательскую деятельность русского зарубежья — без созданной ими «YMCA-Press» сложно представить судьбу русского литературы.

Идеи философов-эмигрантов были востребованы мировой академической философией высших учебных заведений Европы и Америки. Находясь в изгнании, некоторые русские философы (особенно Н.А.Бердяев и Л.И.Шестов) приобрели последователей среди европейских интеллектуалов, а их тесное сотрудничество с немецкими и французскими теологами, историками культуры и литературными критиками привело к появлению на свет целых философских направлений, которые в мире принято считать «изобретениями» западноевропейской культуры (персонализм, экзистенциализм и французское неогегельянство). Несмотря на внутреннюю противоречивость, русская философская мысль обладала вполне цельным представлением об актуальных проблемах философского знания и возможных способах их решения. В XX веке русские философы занимали положение, «параллельное» англо-американской аналитической традиции (Дж.Мур, Б.Рассел, У.Куайн), близкое к школе франко-германской феноменологии (Э.Гуссерль, М.Хайдеггер, Ж-П.Сартр), неокантианству (Г.Риккерт, В.Виндельбанд), философии жизни (А.Бергсон, О.Шпенглер, В.Дильтей) и диаметрально противоположное всем формам материализма и позитивизма. Своими ближайшими «союзниками» они считали европейских неотомистов (Ж.Маритен, Э.Жильсон). Избегая крайнего иррационализма, русская философская мысль основывалась на убеждении, что мир устроен таким образом, что человеческий разум не в силах постичь все его тайны, а все способы изобрести какой-либо универсальный метод познания обречены на провал. Вместе с тем тесный диалог европейского идеализма и религиозно-философского наследия русской культуры может дать надежду на метафизическое преобразование мира, в котором человек раскроет свой творческий потенциал.

Вдали от Родины сообщество русских философов выработало свой уникальный язык самоописания, благодаря которому современный читатель может познакомиться с его историей «из первых уст». Его богатое историографическое наследие пронизано эхом войны и страхом остаться «никем» в мире, где личность обречена спасаться от наковальни тоталитарных режимов. Балансируя между публицистикой и академизмом, большинство философов-эмигрантов осмысливало опыт эмиграции и вопросы русской истории с надеждой быть когда-то услышанными потомками в России, свободной для философского творчества.