Проживающий в Париже сын русских эмигрантов первой волны, Андрей Львович Сметанкин (род. 1928) является давним другом и дарителем Дома русского зарубежья. Он и его супруга Мария Васильевна Сметанкина-Гудкова (1923–2011), будучи врачами, много лет собирали русскую живопись и графику. Их собрание картин, рисунков, гравюр и литографий насчитывает сотни произведений русских авторов разных эпох, в том числе художников «первого ряда».
Особое место в домашней галерее Сметанкиных принадлежало тем работам, которые рождались уже на чужбине, прежде всего, во Франции. В их числе произведения русских классиков Филиппа Малявина, Александра и Альберта Бенуа, весьма заметных в зарубежье художников Бориса Крылова, Сергея (Сержа) Иванова, известного писателя и портретиста, морского офицера Александра Гефтера, военного инженера и графика Николая Кураксина, художницы Веры Брук и других авторов. Именно эта категория работ из собрания Сметанкиных составляет дар Дому русского зарубежья и включает более 120 картин и рисунков.
Коллекция собиралась главным образом в 1970–1990-е годы. Часть ее приобретена на аукционах, часть получена по наследству или подарена некоторыми авторами (Н.В. Кураксин, Н.Л. Брук), с которыми Сметанкины состояли в тесных дружеских отношениях. Все эти работы практически неизвестны искусствоведам, тем более широкой публике. И хотя их ценность неравнозначна, они выразительно свидетельствуют и дают представление о художественном творчестве русских людей, оказавшихся на чужих берегах вдали от родной земли.
Бенуа Александр Николаевич
Художник график, живописец, театральный художник
Из семьи известных архитекторов Бенуа. Организатор и главный идеолог объединения «Мир искусства», создатель одноименного журнала. Одна из центральных фигур русской художественной культуры «серебряного века». Реформатор русского театрально-декоративного искусства. В 1908-1911 годах заведовал художественной частью «Русских сезонов» С.П. Дягилевым; в 1912-1915 годах – Московского художественного театра; в 1919-1924 годах – Большого драматического театра в Петрограде. Успешно работал как книжный график. В 1916-1918 годах создал знаменитые иллюстрации к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». В 1918-1926 годах – старший хранитель и заведующий Картинной галереей Эрмитажа, член Комиссии по охране памятников искусства и старины (Петроград-Ленинград). Совершил много заграничных поездок, в 1896-1899 и 1905-1907 годах работал во Франции. В 1926 году Александр Бенуа не вернулся в СССР из заграничной поездки и обосновался в Париже. Ставил и оформлял спектакли в театрах Парижа, Лондона, Нью-Йорка, Монте-Карло, Копенгагена, Милана, Вены, Рима, Буэнос-Айриса, Мадрида, Сиднея. Сотрудничал с Идой Рубинштейн, М.М. Фокиным. Б.Ф. Нижинской, Дж. Баланчиным. Вел дневники и активную переписку, которые легли в основу ярких насыщенных подробностями мемуаров.
Бенуа Альберт Николаевич
(1852-1936) живописец, акварелист, архитектор
Крупнейший мастер акварельной живописи второй половины XIX — начала ХХ столетия, график, архитектор, пианист-импровизатор.
Академик, действительный член Императорской академии художеств.
Из семьи потомственных художников: сын архитектора Н. Л. Бенуа, внук архитектора А. К. Кавоса, брат архитектора Л. Н. Бенуа и художника А. Н. Бенуа, дядя Е. Е. Лансере и З. Е. Серебряковой.
Учился в Академии художеств на архитектурном отделении. Занимался акварелью у профессора Л.О. Премацци.
В 1883–1885 — отправлен в пенсионерскую поездку по Италии, Франции, Испании для совершенствования в технике акварели. В 1884 году за акварели «Местечко Балье», «Город Сан-Ремо» и другие был удостоен звания академика. По возвращении в Петербург преподавал акварель в Академии художеств. В 1880 стал одним из основателей Кружка русских акварелистов. В своем творчестве выступал продолжателем академических традиций.
В 1880–1890-е годы сопровождал семью Александра III во время летних круизов по России. Много путешествовал, исполнил пейзажи побережья Финского залива, Кавказа, Поволжья, Северной Африки, Средиземноморья, Сибири, Манчжурии, Китая, Японии, Кореи. Создал обширную серию видов Петербурга и пригородов.
В 1895–1901 годах – хранитель Русского музея. С 1918 года заведовал Музеем прикладного искусства Комиссариата торговли и промышленности.
В 1920 году побывал в северной экспедиции Петроградского геологического института, исполнив пейзажи побережья Баренцева моря и Новой Земли. Участвовал в художественных выставках 1919–1923 годов.
В 1924 эмигрировал, поселился в Париже. Был принят в члены Парижской академии художеств. В 1928–1931 провел четыре персональных выставки в галерее «Пти» и «Гиршман», однако добиться признания в европейской художественной среде не смог. Умер в пансионате для больных в предместье Парижа.
Крылов Борис Петрович
Учился в Москве у А.Н. Михайловского и А.С. Голубкиной. Работал заведующим плакатно-рекламным бюро «Юг» и «Мотто-Реклама» в Югославии. В 1920-х гг. переехал в Париж, где организовал группу художников-декораторов. Работал исполнителем декораций в театрах, занимался росписью кабаре и ресторанов Монмартра. Создал декорации к спектаклю «Эксцентричный балет» в театре-кабаре Canari и театре Nuit blanche, оформлял постановки Пражской труппы Московского художественного театра («На дне» М. Горького, «Вишневый сад» А. Чехова, «Село Степанчикова» Ф. Достоевского). В 1930-х годах вместе с художником О. Клейном организовал Салон картин и скульптуры. Экспонировался в салоне Независимых, участвовал в художественной выставке в галерее Soleil, многих групповых выставках – в Буэнос-Айрессе, Кембридже, Сан-Антонио. Провел рад персональных выставок в Париже. Основной темой работ были сцены сельской жизни в России.
Малявин Филлип Андреевич
(1869 - 1940)
Живописец, представитель русского модерна
Родился в Самарской губернии в крестьянской семье. С 1885 года был послушником в монастыре Св. Пантелеймона на Афоне, работал в иконописной мастерской. Скульптор В.А. Беклемишев, побывавший на Афоне в 1891 году, обратил внимание на его работы и уговорил переехать в Петербург. Учился в Академии художеств там вместе с такими художниками, как И.Э. Грабарь, К.А. Сомов, А.П. Остроумов. В 1899 году в качестве конкурсной работы написал картину «Смех», которая вызвала ожесточённый споры. Отвергнутая советом профессоров Академии художеств, эта работа в 1900 г. была удостоена золотой медали на всемирной выставке в Париже. 1900-е гг. стали периодом расцвета таланта Малявина, в это время он создаёт свои лучшие картины: «Баба в жёлтом», «Девка», «Две девки» и др. По окончании Академии Малявин поселился в деревне, в Рязанской губернии, где построил себе мастерскую. В 1920 году переехал в Москву. Был делегирован «Союзом русских художников» в Кремль, где рисовал с натуры В.И. Ленина. В 1922 году Малявин, командированный для устройства персональной выставки за границу, обосновался в Париже. В 1930-х гг. неоднократно организовывал собственные выставки в разных европейских странах. Из Парижа переселился в Ниццу. Оказавшись в 1940 г. в Брюсселе во время оккупации немцами Бельгии, Малявин, не знавший иностранных языков, был арестован по подозрению в шпионаже. Выпущенный вскоре на свободу, художник с трудом пешком добрался до Ниццы, где и скончался 23 декабря 1940 года.
Гефтер Александр Александрович
(1885–1956)
Художник и писатель, морской офицер.
Учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Брал уроки живописи. Окончил экстерном курсы гардемарин флота. Участвовал в Первой мировой войне, затем в белогвардейском движении. Через Финляндию и Данию эмигрировал во Францию. Зарабатывал на жизнь живописью. Писал романы о море и флоте. В 1946 году был избран в правление Объединения русских писателей во Франции. Участник художественных салонов в Париже.
Это не первый дар Сметанкиных Дому русского зарубежья. Ранее от них поступили богатые коллекции открыток (около полутора тысяч штук), интересные архивные материалы, фотографии, редкие издания, музейные предметы. Совсем недавно А.Л. Сметанкин, которого всегда отличало стремление к сохранению культурно-исторического наследия русской эмиграции, также передал исключительно содержательный семейный архив М.И. Толстого. Еще одной формой сотрудничества с Домом русского зарубежья явилась совместная работа над изданием книги М.В. Сметанкиной-Гудковой «Мать Нонна. Сестра милосердия Российского Красного Креста Лидия Савельевна Волкова», вышедшей в 2009 году.
И вот — очередной и бесценный вклад в дарохранительницу памяти о судьбах, истории и культуре русского зарубежья, убедительный пример щедрости и бескорыстия, основанных на любви русского человека к своей исторической родине. Замечательная коллекция живописи и графикииз собрания Андрея Львовича Сметанкина и Марии Васильевны Сметанкиной-Гудковой будет постоянно доступна ценителям и любителям русского искусства в специальном выставочном зале Дома русского зарубежья.