"Русские музыканты в Ливане: вариации на арабскую тему"

  • Доступно для инвалидов
  • «Дом русского зарубежья им.А.Солженицына»

С начала 1920-х годов в Ливане складывается многочисленная община российской послереволюционной эмиграции. В Бейруте появилась русская Белая колония, основу которой составляло сообщество русских инженеров и техников, приглашенных администрацией Французского мандата на работу в Сирию и Ливан. Были среди них и музыканты. Эта профессия оказалась неожиданно востребованной в развивающемся ливанском обществе. Большинство музыкантов, как и остальные члены русской общины, осели в Бейруте, где их искусство достойно оплачивалось и пользовалось благожелательным отношением властей и местных жителей.

Однако первыми русскими, чьи музыкальные таланты были оценены по достоинству, стали служащие французского Иностранного легиона. Хор русских легионеров пел на службах в бейрутских православных церквях, был желанным гостем на приёмах в богатых домах, в резиденциях французского верховного комиссара и Антиохийского Патриарха.

В 1923 году по инициативе выпускника Санкт-Петербургской консерватории Аркадия Яковлевича Кугеля в Американском университете Бейрута (AUB) был организован первый в Ливане симфонический оркестр. Членами оркестра были профессионалы и музыканты-любители разных национальностей, как местные жители, так и беженцы, в том числе из России. Концерты Симфонического оркестра AUB стали важным шагом в пропаганде классической музыки в Ливане. Интерес к классической музыке и игре на музыкальных инструментах среди студентов университета и жителей ливанской столицы оказался столь велик, что в 1928 году было принято решение создать Институт музыки AUB – профессиональное учебное заведение, дающее дипломы в области преподавания и исполнения музыки. Большинство его преподавателей были выходцами из России: выпускники Санкт-Петербургской консерватории Аркадий Кугель (директор-основатель), Мария Кугель (Малинская), Рудольф Кугель, Гавриэль Аблин, Тина Мантейфель, выпускник Московской консерватории Алексей Корноухов, Кира Личкус, Елена Лазарева, Адольф Савранский, М. Кричевская. За двадцать лет Институт музыки AUB вырастил целое поколение молодых музыкантов-исполнителей и педагогов. Его учениками были классики ливанской музыки композиторы Туфик Эль Баша и Заки Нассиф, основатель Ливанской академии изящных искусств Алексис Бутрос.

Важную роль в популяризации классической музыки в Ливане сыграла возникшая по инициативе Алексиса Бутроса при энергичной помощи Николая Даля и Алексея Корноухова Ассоциация музыкантов-любителей, из которой выросла Школа музыки – первый факультет Ливанской академии изящных искусств (ALBA). Первым руководителем хора, получившего впоследствии международную известность, был Алексей Корноухов. Николай Даль стал директором Школы музыки. Руководить секцией хореографического искусства была приглашена Тамара Беллинг.

Значительный вклад внесли преподаватели из России в становление и развитие Ливанской консерватории музыки, получившей с конца 1920-х годов статус национальной. В разное время там преподавали Михаил Шескинов, Алексей Корноухов, Елена Лазарева, Елена Савранская, Мария Куссевицкая (Дормон), Тина Мантейфель, Эраст Беллинг. Директором ливанской Национальной консерватории музыки с 1961 по 1964 год был Николай Николаевич Даль.

На православном кладбище Бейрута похоронена легенда русской оперной сцены Лидия Яковлевна Липковская.

Велика роль русских музыкантов в том, что Бейрут 1930-1960-х годов жил насыщенной музыкальной жизнью и обрёл репутацию Вены Ближнего Востока. Но едва ли не более значительной представляется заслуга русских преподавателей, которые заложили фундамент классического музыкального образования в Ливане, и чьи ученики стояли у истоков ливанской национально-ориентированной композиторской и исполнительской школы.

На выставке представлены документы из Государственного архива Тверской области (ГАТО, Фонд А.А. Корноухова), Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб), Российской национальной библиотеки, Музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской Академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича, библиотеки Американского университета Бейрута (AUB), частных собраний.

Организаторы выставки благодарят за помощь и содействие:

Александра Кугеля (США)

Нэнну Бахтанассар-Суккар (Ливан)

Григория и Флоранс Серовых (Россия-Ливан)

Дмитрия Гейштора (Франция)

Юрия Кружнова, сотрудника Российской национальной библиотеки (Россия)

Сотрудников Музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской Академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича (Россия)

Автор выставки: Татьяна Бахер (Россия-Ливан).

Консультирование, подготовка музыкальной программы: Елена Кривцова, главный хранитель ДРЗ

Дизайн выставки: Светлана Урбан, заведующая сектором фотодокументальных выставок ДРЗ.

Верстка: Дарья Левина, сектор фотодокументальных выставок ДРЗ.

Куратор выставки: Елена Кривова, заведующая отделом международного и межрегионального сотрудничества ДРЗ.


Алексей Корноухов

Алексей Александрович Корноухов (написание фамилии в эмиграции – Карнаухов, Kornoouhof, Karnaukhoff) родился в Казани 30 января 1889 года в семье адвоката. Окончил образцовую школу при Учительском институте и Казанское строительно-техническое училище. После окончания училища в 1909 году работал прорабом на стройках в Запорожье.

В 1910-1916 годах Алексей Корноухов учился в Московской консерватории, которую окончил по классу вокала профессора И.Я.Горди. Был участником Первой мировой войны - в 1916 -1918 годах служил на Кавказском фронте (13-ая инженерная дружина). В 1917 году Алексей Корноухов женился на Люцелле Николаевне фон Мекк (1896-1933). В 1918 у них родилась дочь Татьяна (1918-2008).

Вернувшись с фронта с 1918 по 1922 год Алексей Корноухов пел в различных оперных коллективах: в Народной передвижной опере, в Малой опере (бывший театр Зимина), затем в Большом академическом театре и одновременно в оперной студии К.С.Станиславского. В 1922-1930 годах он служил артистом Московской районной и областной оперы и одновременно оперно-концертной группы Московского радиовещательного узла. В 1930 году певец был командирован в Ашхабадский радиовещательный центр, который стал последним местом службы Алексея Корноухова перед эмиграцией.

Московская консерватория, где в 1910-1916 гг. учился А.А.Корноухов

А.А.Корноухов - техник по сооружению дорог и укреплений на Кавказском фронте. 1916-1918

Малая опера (Театр Зимина), в котором пел А.А.Корноухов

А.А.Корноухов в опере "Пиковая дама". 1918

А.А.Корноухов в опере "Сивильский цирюльник"

А.А.Корноухов в опере "Евгений Онегин"

Творческая биография и сезоны артиста оперы А.А.Корноухова. ГАТО
Творческая биография и сезоны артиста оперы А.А.Корноухова. ГАТО
Творческая биография и сезоны артиста оперы А.А.Корноухова. ГАТО

А.А.Корноухов. Бейрут, 1960. ГАТО

Паспорт гражданина Ливанской Республики, принадлежавший А.А.Корноухову. 1960. ГАТО

Московская консерватория, где в 1910-1916 гг. учился А.А.Корноухов

А.А.Корноухов - техник по сооружению дорог и укреплений на Кавказском фронте. 1916-1918

Малая опера (Театр Зимина), в котором пел А.А.Корноухов

А.А.Корноухов в опере "Пиковая дама". 1918

А.А.Корноухов в опере "Сивильский цирюльник"

А.А.Корноухов в опере "Евгений Онегин"

Творческая биография и сезоны артиста оперы А.А.Корноухова. ГАТО
Творческая биография и сезоны артиста оперы А.А.Корноухова. ГАТО
Творческая биография и сезоны артиста оперы А.А.Корноухова. ГАТО

А.А.Корноухов. Бейрут, 1960. ГАТО

Паспорт гражданина Ливанской Республики, принадлежавший А.А.Корноухову. 1960. ГАТО



А.А.Корноухов-певец

Только правильно поставленный голос может дать настоящее музыкальное исполнение вокальных произведений. Но формальное исполнение нюансов, указанных в вокальных произведениях, не делают его художественным. Не говоря уже о том, что поющий должен быть во всеоружии – владеть своим голосом, надо душой и сердцем вложить в каждое слово дух, жизнь, – и только тогда ваше пение будет истинно художественным. Ваш слушатель должен раскрыть свои уши, чтобы получить наслаждение от вашего пения, а не делать обратное.

А.Корноухов. Искусство пения.

22 январе 1931 года А.А.Корноухов с женой Галиной бежали из Ашхабада, где певец служил на радио, в Персию, намереваясь добраться до Германии. Пеший переход по горам продолжался четыре дня, ещё два дня по горной дороге в кибитке местных жителей они добирались до ближайшего населённого пункта. Там они пробыли полтора месяца, ожидая получения разрешения выехать в Тегеран, куда добрались, через Кучан и Мешхед, в середине марта. Подробности были записаны А.А.Корноуховым во Франции, в рассказе "История одного перехода границы".

В 1933 году началась его педагогическая карьера в Бейруте. Помимо преподавания А.А.Корноухов продолжал выступать с сольными концертами в Ливане и за границей, участвовал в музыкальных программах русской общины в Бейруте и Симфонического оркестра Американского университета Бейрута (AUB), выступал на радио. Традиционными были его совместные выступления с учениками. Последний такой концерт состоялся 1 февраля 1958 года по случаю 25-летия музыкально-педагогической деятельности А.А.Корноухова в Ливане.

А.А.Корноухов с супругой Г.М.Волошиной. Ташкент, ноябрь 1930. ГАТО

Ашхабад. Ущелье по дороге в Фирюзу. 20-30 гг. XX в. Открытка.

Программа концерта. Тегеран, 9 мая 1931. ГАТО

Концерт А.А.Корноухова в театре "Пери". Тегеран, 28 апреля 1931. ГАТО

Концерт А.А.Корноухова. Газета "Возрождение". Париж, 25 июня 1933

Программа концерта А.Корноухова. Бейрут, 23 мая 1937. ГАТО

Газета "Возрождение" (Париж) 10 марта 1939

Программа концерта Алексея Корноухова по случаю 10-й годовщины его деятельности в Институте музыки. Бейрут, 7 февраля 1943. ГАТО

Служба информации и радиовещания. РАДИО-ЛЕВАНТ. 1943. А.Корноухов, постоянный пропуск. 7 апреля 1943. Бейрут. ГАТО

Программа большого вокального концерта Алексея Корноухова в ознаменование 25-летия его музыкальной деятельности в Ливане. Бейрут, 1 февраля 1958. ГАТО

На юбилейном концерте А.А.Корноухова во время антракта. Бейрут, 1 февраля 1958. ГАТО

А.А.Корноухов и Е.Н.Лазарева во время выступления. Бейрут, 7 мая 1950. ГАТО

А.А.Корноухов и Е.Н.Лазарева во время выступления. Бейрут, 18 мая 1952. ГАТО

А.А.Корноухов с супругой Г.М.Волошиной. Ташкент, ноябрь 1930. ГАТО

Ашхабад. Ущелье по дороге в Фирюзу. 20-30 гг. XX в. Открытка.

Программа концерта. Тегеран, 9 мая 1931. ГАТО

Концерт А.А.Корноухова в театре "Пери". Тегеран, 28 апреля 1931. ГАТО

Концерт А.А.Корноухова. Газета "Возрождение". Париж, 25 июня 1933

Программа концерта А.Корноухова. Бейрут, 23 мая 1937. ГАТО

Газета "Возрождение" (Париж) 10 марта 1939

Программа концерта Алексея Корноухова по случаю 10-й годовщины его деятельности в Институте музыки. Бейрут, 7 февраля 1943. ГАТО

Служба информации и радиовещания. РАДИО-ЛЕВАНТ. 1943. А.Корноухов, постоянный пропуск. 7 апреля 1943. Бейрут. ГАТО

Программа большого вокального концерта Алексея Корноухова в ознаменование 25-летия его музыкальной деятельности в Ливане. Бейрут, 1 февраля 1958. ГАТО

На юбилейном концерте А.А.Корноухова во время антракта. Бейрут, 1 февраля 1958. ГАТО

А.А.Корноухов и Е.Н.Лазарева во время выступления. Бейрут, 7 мая 1950. ГАТО

А.А.Корноухов и Е.Н.Лазарева во время выступления. Бейрут, 18 мая 1952. ГАТО



А.А.Корноухов-преподаватель

Учился я в хорошие времена в России в продолжении шести лет в Московской консерватории у профессора Горди, ученика великого итальянского маэстро Эверарди. Моя оперная карьера протекала в тяжелых социальных условиях. С начала революции приходилось петь в прекрасных, но неотапливаемых театрах и залах, при температуре ниже нуля. Причём количество выступлений за год иногда было баснословно – оно доходило до двухсот шестидесяти раз в год. Всё это говорит о том, какую громадную работу выполнили мои голосовые связки в первые тринадцать лет моей певческой карьеры. И я вышел с честью из этого испытания. После десятилетней разлуки с моим профессором, прослушав меня, он сказал мне: "Теперь я могу спокойно умереть, я вижу - я жил не напрасно, я учил Вас правильно, состояние теперешнее Вашего голоса подтверждает мне это".

Теперь моя очередь поделиться с вами своими знаниями. Так с верой и Богом пойдём в трудный путь.

А.А.Корноухов. Искусство пения

С 1933 по 1948 год А.А.Корноухов был профессором пения в Институте музыки Американского университета Бейрута (AUB). В 1937 году он становится руководителем хора Ассоциации музыкантов-любителей, из которой выросла Школа музыки – первый факультет Ливанской академии изящных искусств (ALBA), в которой он преподавал с 1947 года. С этого же времени и до 1965 года – преподаватель ливанской Национальной консерватории музыки.

В 1958 году в связи с 25-летием музыкальной и педагогической деятельности в Ливане Алексей Корноухов был награждён орденом "За заслуги".

В 1964 году А.А.Корноухов и его супруга Е.Н.Лазарева подают заявления о разрешении вернуться на родину. В сентябре 1967 года супруги переехали в СССР. С 1968 года жили в городе Калинин (Тверь), где преподавали пение во Дворце культуры завода "Химволокно". В 1972 году за вклад в развитие музыкальной культуры А.А.Корноухов и его супруга Е.Н.Лазарева были награждены почётными грамотами Калининского горисполкома.

Двадцать пять учеников А.А.Корноухова получили дипломы Института музыки AUB и ливанской Национальной консерватории музыки. В.Яроцкий, который учился у А.А.Корноухова в Калинине, стал солистом Якутского музыкального театра.

Алексей Александрович Корноухов умер в январе 1987 года.

Документы личного фонда А.А.Корноухова переданы на государственное хранение в Калининский областной архив в марте 1987 года его дочерью Татьяной Алексеевной Себенцовой (Государственный архив Тверской области (ГАТО), фонд Р-1741, оп. 1, 97 единиц хранения, 1911-1988 годы).

А.Я.Кугель, А.А.Корноухов, студенты класса вокала Института музыки AUB. Бейрут, без даты. ГАТО

Договор А.Корноухова о приёме на работу в Институт музыки AUB. Бейрут, 6 октября 1933 года. ГАТО

Договор А.Корноухова о приёме на работу в Институт музыки AUB. Бейрут, 6 октября 1933 года. ГАТО

А.А.Корноухов и студенты класса пения Института музыки AUB (стоит второй справа Заки Нассиф). Бейрут, 1936. ГАТО

Керануш Ипраноссян и Антуанетт (Тоня) Юнанофф (стоят в центре) - первые выпускницы класса пения А.А.Корноухова в Институте музыки AUB. Сидят М.И.Кугель, А.Я.Кугель, А.А.Корноухов. Бейрут, 1939. ГАТО

А.Я.Кугель и А.А.Корноухов среди студентов Института музыки AUB. Бейрут, июнь 1947. ГАТО

А.А.Корноухов с учениками перед концертом. Бейрут, 1952 (?). ГАТО

Афиша. Большой вокальный концерт Алексея Корноухова, профессора Национальной консерватории в ознаменование 20-летия музыкальной деятельности в Ливане. При участии его учеников. Бейрут, 23 мая 1953. ГАТО

На занятии в Национальной консерватории. А.А.Корноухов и студент Константин Вентцель. Бейрут, 1959. ГАТО

Класс пения Алексея Корноухова (1933-63). Дипломы. На обороте листа ещё два имени: D.Dicran и A.Yedeon, 1963. ГАТО

Программа. Советский культурный центр. Концерт учеников класса вокала профессора А.Корноухова. Бейрут, 19 июня 1964. - ГАТО

А.Я.Кугель, А.А.Корноухов, студенты класса вокала Института музыки AUB. Бейрут, без даты. ГАТО

Договор А.Корноухова о приёме на работу в Институт музыки AUB. Бейрут, 6 октября 1933 года. ГАТО

Договор А.Корноухова о приёме на работу в Институт музыки AUB. Бейрут, 6 октября 1933 года. ГАТО

А.А.Корноухов и студенты класса пения Института музыки AUB (стоит второй справа Заки Нассиф). Бейрут, 1936. ГАТО

Керануш Ипраноссян и Антуанетт (Тоня) Юнанофф (стоят в центре) - первые выпускницы класса пения А.А.Корноухова в Институте музыки AUB. Сидят М.И.Кугель, А.Я.Кугель, А.А.Корноухов. Бейрут, 1939. ГАТО

А.Я.Кугель и А.А.Корноухов среди студентов Института музыки AUB. Бейрут, июнь 1947. ГАТО

А.А.Корноухов с учениками перед концертом. Бейрут, 1952 (?). ГАТО

Афиша. Большой вокальный концерт Алексея Корноухова, профессора Национальной консерватории в ознаменование 20-летия музыкальной деятельности в Ливане. При участии его учеников. Бейрут, 23 мая 1953. ГАТО

На занятии в Национальной консерватории. А.А.Корноухов и студент Константин Вентцель. Бейрут, 1959. ГАТО

Класс пения Алексея Корноухова (1933-63). Дипломы. На обороте листа ещё два имени: D.Dicran и A.Yedeon, 1963. ГАТО

Программа. Советский культурный центр. Концерт учеников класса вокала профессора А.Корноухова. Бейрут, 19 июня 1964. - ГАТО



Институт музыки Американского университета Бейрута

В 1922-1928 годах в Американском университете Бейрута (AUB) началась активная музыкальная жизнь: прошла серия симфонических концертов, сольные и камерные концерты различных исполнителей. Этому способствовали новый президент AUB Байярд Додж и его супруга, которые оказали покровительство музыкантам-беженцам разных национальностей. Результатом просветительской музыкальной работы стало то, что среди студентов AUB и местного сообщества вырос интерес к обучению игре на различных музыкальных инструментах. Было принято решение о необходимости ведения музыкального образования на академических началах. Официальное разрешение на открытие Института музыки Американского университета Бейрута было получено от французской администрации 20 июня 1928 года. Институт был открыт под эгидой парижской École Normale de Musique. Почётным президентом провозглашался Альфред Корто, президентом-основателем Байярд Додж, директором-основателем Аркадий Яковлевич Кугель.   

Большинство первых преподавателей Института были выходцами из России: А.Я.Кугель, М.И.Кугель (фортепиано, ансамбль, теоретические предметы), М.Кричевская (фортепиано); Г.Аблин (скрипка и альт); Р.Я.Кугель (виолончель, теоретические предметы); А.Савранский (вокал). Впоследствии в Институте преподавали Тина Мантейфель (скрипка), А.А.Корноухов (вокал), К.А.Личкус и Е.Н.Лазарева (фортепиано). Мария, Александр и Рудольф Кугели, Гавриэль Аблин, Тина Мантейфель – выпускники Санкт-Петербургской, Алексей Корноухов – Московской консерватории.

Преподавание велось на французском языке. Обучение делилось на три этапа: начальный, средний, продвинутый. Кроме обучения игре на выбранном музыкальном инструменте, обязательными являлись теоретические предметы (теория и история музыки, гармония, контрапункт, фуга и др.). Успешно окончившие шестилетний курс получали диплом Института музыки, равнозначный диплому École Normale de Musique. Лучшие выпускники имели возможность продолжить обучение во Франции.

Институт музыки предоставлял возможность изучать отдельные предметы (игра на музыкальных инструментах, пение). Успешно окончившим отдельный курс выдавался сертификат об обучении. Особенно много таких учеников было в классе вокала у А.А.Корноухова. М.И.Кугель вела детскую программу по общему музыкальному развитию в Общинной школе при AUB.

Институт музыки регулярно проводил концерты студенческого симфонического оркестра, сольные и ансамблевые выступления. Традицией были совместные выступления студентов и профессоров института, концерты дипломников. В 1947 году был проведён фортепианный конкурс среди студентов продвинутого этапа обучения.

Президент AUB Байярд Додж с супругой, А.Я. и М.И.Кугель, студенты Института музыки. Бейрут, 1932. - Archives and Special Collections Department, American University of Beirut, Bayard Dodge Collection, 1895-1972

Брошюра Института музыки AUB. 1932-33 учебный год. ГАТО
Брошюра Института музыки AUB. 1932-33 учебный год. ГАТО
Брошюра Института музыки AUB. 1932-33 учебный год. ГАТО

Брошюра Института музыки AUB. 1932-33 учебный год. ГАТО

Брошюра Института музыки AUB. 1932-33 учебный год. ГАТО

Диплом Института музыки Американского университета Бейрута. 1931
Президент AUB, преподаватели Института музыки и студенты, получившие право продолжить обучение в École Normale de Musique в Париже. Бейрут, 1934. ГАТО

А.А.Корноухов и студенты класса вокала Института музыки AUB, весенний экзамен. Бейрут, 1945. ГАТО

Репетиция вокального концерта. Антуанетт (Тоня) Юнановафф, у рояля А.Я.Кугель. Бейрут, без даты. ГАТО

Институт музыки AUB. Выпускной концерт. Неварт Дамадян и Мисбаш Али-Хайдар. Программа. Бейрут, 1931
Институт музыки AUB. Выпускной концерт. Неварт Дамадян и Мисбаш Али-Хайдар. Программа. Бейрут, 1931

Институт музыки AUB. Выступление студентов. Фортепианный конкурс и выпускной концерт. Программа. Бейрут, 1947. ГАТО

Институт музыки AUB. Выступление студентов. Фортепианный конкурс и выпускной концерт. Программа. Бейрут, 1947. ГАТО

Институт музыки AUB. Выступление студентов. Фортепианный конкурс и выпускной концерт. Программа. Бейрут, 1947. ГАТО

А.Я.Кугель, А.А.Корноухов, К.А.Личкус (у рояля) и студенты класса вокала Института музыки AUB. Бейрут, без даты. ГАТО

Президент AUB Байярд Додж с супругой, А.Я. и М.И.Кугель, студенты Института музыки. Бейрут, 1932. - Archives and Special Collections Department, American University of Beirut, Bayard Dodge Collection, 1895-1972

Брошюра Института музыки AUB. 1932-33 учебный год. ГАТО
Брошюра Института музыки AUB. 1932-33 учебный год. ГАТО
Брошюра Института музыки AUB. 1932-33 учебный год. ГАТО

Брошюра Института музыки AUB. 1932-33 учебный год. ГАТО

Брошюра Института музыки AUB. 1932-33 учебный год. ГАТО

Диплом Института музыки Американского университета Бейрута. 1931
Президент AUB, преподаватели Института музыки и студенты, получившие право продолжить обучение в École Normale de Musique в Париже. Бейрут, 1934. ГАТО

А.А.Корноухов и студенты класса вокала Института музыки AUB, весенний экзамен. Бейрут, 1945. ГАТО

Репетиция вокального концерта. Антуанетт (Тоня) Юнановафф, у рояля А.Я.Кугель. Бейрут, без даты. ГАТО

Институт музыки AUB. Выпускной концерт. Неварт Дамадян и Мисбаш Али-Хайдар. Программа. Бейрут, 1931
Институт музыки AUB. Выпускной концерт. Неварт Дамадян и Мисбаш Али-Хайдар. Программа. Бейрут, 1931

Институт музыки AUB. Выступление студентов. Фортепианный конкурс и выпускной концерт. Программа. Бейрут, 1947. ГАТО

Институт музыки AUB. Выступление студентов. Фортепианный конкурс и выпускной концерт. Программа. Бейрут, 1947. ГАТО

Институт музыки AUB. Выступление студентов. Фортепианный конкурс и выпускной концерт. Программа. Бейрут, 1947. ГАТО

А.Я.Кугель, А.А.Корноухов, К.А.Личкус (у рояля) и студенты класса вокала Института музыки AUB. Бейрут, без даты. ГАТО



Национальная консерватория музыки

Первая музыкальная школа в Ливане была открыта в 1910 году. В 1925 году её основатель композитор Вадих Сабра добился присвоения школе статуса национальной. В 1929 году она была преобразована в Национальную консерваторию музыки.

Ливанские исследователи отмечают, что со времени основания ливанской Национальной консерватории многие русские эмигранты-музыканты были среди её преподавателей (зачастую бейрутскую консерваторию называли "русской").

Все архивы консерватории были утрачены во время ливанской гражданской войны (1975-1990 гг.). Однако, ценнейшие документы по истории ливанской консерватории – контракты на устройство на работу, учебные планы, экзаменационные ведомости, программы выступлений, фотографии – сохранились в Государственном архиве Тверской области в "Фонде А.А.Корноухова". Благодаря этим документам мы можем назвать имена некоторых русских музыкантов, работавших в консерватории в 1950-1970-е годы:

Николай Николаевич Даль (виолончелист, педагог, директор Ливанской национальной консерватории музыки в 1961-1964 годах), Елена Николаевна Лазарева (пианистка, педагог), Елена Савранская (пианистка, педагог), Тина Мантейфель (скрипачка, педагог), Мария Куссевицкая (Дормонт) (певица, педагог), Алексей Александрович Корноухов (певец, педагог), Михаил Шескинов (пианист, дирижёр, педагог), Эраст Евстафьевич Беллинг (композитор, пианист, педагог).

Елена Николаевна Лазарева окончила гимназию в Нахичевани (на Дону). В эмиграции в Бейруте. После самоубийства мужа – капитана 2-го ранга императорского флота, служащего бейрутского муниципалитета Максима Андреевича Лазарева (1890-1935), оставшись с двумя детьми, устроилась на работу аккомпаниатором и преподавателем фортепиано в Институт музыки AUB. Впоследствии была преподавателем Национальной консерватории музыки. Её вспоминают как педагога, "вырастившего поколение ливанских пианистов". В 1966 году вместе со вторым мужем А.А.Корноуховым вернулась на родину. Супруги жили в Калинине (Тверь), преподавали в самодеятельном вокальном ансамбле Дворца культуры завода "Химволокно".

Михаил Шескинов – преподаватель фортепиано в Национальной консерватории музыки, пианист, дирижер. Умер в Бейруте после 1970 года, похоронен на православном кладбище Успения Пресвятой Богородицы. Среди учеников Шескинова - мексиканская пианистка, композитор и педагог Роза Гурайеб Кури (Rosa Guraieb Kuri), канадский пианист, аранжировщик, дирижер и педагог Мишель Козловски (Michel Kozlovsky), итало-американский пианист и композитор Джованни Марради (Giovanni Marradi), посвятивший одну из своих композиций памяти учителя ("Cheskinoff's Theme").

Супруга Михаила Шескинова, пианистка Екатерина Эдуардовна Шескинова (ур. Гермониус), родилась в России в семье генерал-лейтенанта Э.К.Гермониуса. В эмиграции в Чехословакии, с 1930 года в Иерусалиме, позже – в Бейруте. В 1979 году в Канаде опубликовала роман " Si m'agrée". Умерла в 1985 году во Франции.

В 1953 году в Бейрут была приглашена для преподавательской работы Липковская (Маршнер) Лидия Яковлевна (1884, село Бабин Хотинского уезда Бессарабской губернии —1955, Бейрут, Ливанская Республика) — артистка оперы и оперетты, камерная певица (колоратурное сопрано), вокальный педагог.

После окончания Санкт-Петербургской консерватории в 1906 году была принята в Мариинский театр. В 1908 году впервые выступила на сцене Большого театра в Москве. В 1909 участвовала в сезонах Русской оперы под руководством Сергея Дягилева в Париже. В 1909-1913 годах гастролировала в Нью-Йорке, Бостоне, Чикаго, Лондоне, Москве, Киеве, Одессе, Берлине, Вене и Будапеште. В 1914-1915 годах солистка петербургского Театра музыкальной драмы. С 1919 года жила за границей (Франция, Кишинёв, Бухарест). В 1920-1930-х годах выступала в странах Европы, Америки, в Новой Зеландии и Австралии, в 1922 году – в Харбине. С ноября 1927 года по май 1929 года прошли триумфальные гастроли певицы по городам СССР с концертами и оперными спектаклями. В 1933-1936 годах выступала в Бухаресте, Берлине, Париже, Палестине. С 1937 года жила в Кишинёве, где преподавала вокал в частных консерваториях и Кишинёвской государственной консерватории. В 1943 году перебралась в Бухарест. С 1948 года преподавала в консерватории в Тимишоаре. В 1950 году переехала в Париж к дочери Ариадне. С 1952 года профессор по классу пения в консерватории Русского музыкального общества за границей в Париже.

В 1953 году Лидия Липковская принимает решение переехать в Бейрут, куда она была приглашена на преподавательскую работу. Родным своё решение певица объясняла тем, что она уже бывала в Ливане, ей понравились страна и климат. По сведениям её внучатой племянницы, проживающей в Канаде, певица жила в Бейруте одиноко. После полученной при падении с лестницы травмы и обострившегося диабета долго болела. Получала поддержку от Всемирного союза церквей и Толстовского фонда. Умерла в Бейруте в 1955 году, похоронена на православном кладбище Успения Пресвятой Богородицы.

Михаил Шескинов, Анри Дютийё, Туфик Суккар, студенты и преподаватели Национальной консерватории музыки. Бейрут, 1966

Контракт А.А.Корноухова на работу в Национальной консерватории в 1964-1965 учебном году. ГАТО

Национальная консерватория музыки. Экзамен второго семестра учеников класса пения профессора А.Корноухова. 1957-1958. Ведомость. Бейрут, 1958. Надпись рукой А.Корноухова: "По случаю револ[юции] не состоялся". ГАТО

Национальная консерватория музыки. Западное отделение. Классный журнал, принадлежавший А.А.Корноухову. Расписание занятий на апрель 1965. Бейрут, 1964-1965. ГАТО

Программа курса вокала Национальной консерватории музыки. Рукопись А.А.Корноухова. Бейрут, 1960. ГАТО

Программа курса вокала Национальной консерватории музыки. Рукопись А.А.Корноухова. Бейрут, 1960. ГАТО

Арам Хачатурян с супругой Ниной Макаровой в Национальной консерватории Ливана. Рядом с ними директор консерватории Николай Даль и профессор Михаил Шескинов. Бейрут, 1961. ГАТО

А.А.Корноухов и Е.Н.Лазарева, посол СССР С.П.Киктев. Бейрут, 1961. ГАТО

Национальная консерватория музыки. Концерт учеников госпожи Елены Лазаревой. Программа. Бейрут, 7 июня 1953. ГАТО

Национальная консерватория. Вокальный концерт госпожи Шескиновой. У рояля Михаил Шескинов. Афиша. Бейрут, 4 июня 1950. ГАТО

Екатерина Эдуардовна Шескинова. Бейрут, 1933

Фото Л.Я. Липковской 1926-1928 годов из собрания Музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской Академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича
Фото Л.Я. Липковской 1926-1928 годов из собрания Музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской Академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича
Фото Л.Я. Липковской 1926-1928 годов из собрания Музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской Академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича
Могила Л.Я. Липковской в Бейруте. Февраль 2018 года
Могила Л.Я. Липковской в Бейруте. Февраль 2018 года

Михаил Шескинов, Анри Дютийё, Туфик Суккар, студенты и преподаватели Национальной консерватории музыки. Бейрут, 1966

Контракт А.А.Корноухова на работу в Национальной консерватории в 1964-1965 учебном году. ГАТО

Национальная консерватория музыки. Экзамен второго семестра учеников класса пения профессора А.Корноухова. 1957-1958. Ведомость. Бейрут, 1958. Надпись рукой А.Корноухова: "По случаю револ[юции] не состоялся". ГАТО

Национальная консерватория музыки. Западное отделение. Классный журнал, принадлежавший А.А.Корноухову. Расписание занятий на апрель 1965. Бейрут, 1964-1965. ГАТО

Программа курса вокала Национальной консерватории музыки. Рукопись А.А.Корноухова. Бейрут, 1960. ГАТО

Программа курса вокала Национальной консерватории музыки. Рукопись А.А.Корноухова. Бейрут, 1960. ГАТО

Арам Хачатурян с супругой Ниной Макаровой в Национальной консерватории Ливана. Рядом с ними директор консерватории Николай Даль и профессор Михаил Шескинов. Бейрут, 1961. ГАТО

А.А.Корноухов и Е.Н.Лазарева, посол СССР С.П.Киктев. Бейрут, 1961. ГАТО

Национальная консерватория музыки. Концерт учеников госпожи Елены Лазаревой. Программа. Бейрут, 7 июня 1953. ГАТО

Национальная консерватория. Вокальный концерт госпожи Шескиновой. У рояля Михаил Шескинов. Афиша. Бейрут, 4 июня 1950. ГАТО

Екатерина Эдуардовна Шескинова. Бейрут, 1933

Фото Л.Я. Липковской 1926-1928 годов из собрания Музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской Академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича
Фото Л.Я. Липковской 1926-1928 годов из собрания Музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской Академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича
Фото Л.Я. Липковской 1926-1928 годов из собрания Музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской Академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича
Могила Л.Я. Липковской в Бейруте. Февраль 2018 года
Могила Л.Я. Липковской в Бейруте. Февраль 2018 года



Симфонический оркестр Института музыки AUB

В 1922 году Аркадий Яковлевич Кугель возглавил первый в Ливане симфонический оркестр, образованный в Американском университете Бейрута (AUB). В составе оркестра были как профессиональные музыканты, так и музыканты-любители разных национальностей. В группах духовых и ударных инструментов играли музыканты военного духового оркестра бейрутского гарнизона. В разное время концертмейстерами симфонического оркестра AUB были выходцы из России, выпускники С.-Петербургской консерватории скрипачи Шведе и Тина Мантейфель. Оркестр исполнял произведения мировой классики и местных композиторов, в том числе был первым исполнителем произведений самого А.Я.Кугеля.

Во время сезона концерты оркестра проходили один раз в две недели в Капелле и Вест Холле AUB и собирали до 600 человек слушателей. В этих же залах проходили концерты камерной музыки, вокальные вечера, концерты студентов Института музыки AUB (5-8). Часто устраивались тематические концерты, например, посвящённые 100-летним юбилеям композиторов Камиля Сен-Санса и Жоржа Бизе. Во время Второй мировой войны была организована серия концертов, составленных из произведений композиторов стран-союзников. Ежегодно проходили благотворительные концерты духовной музыки в пользу бедных. По приглашению А.Я.Кугеля в Бейруте гастролировали пианисты Альфред Корто (1930) и Артур Рубинштейн (1934). Для их выступлений был приобретён первый в Ливане концертный рояль марки Плейейль (Pleyel).

Концерты классической музыки стали необыкновенно популярны среди жителей Бейрута, звучали по радио. В Бейруте были открыты музыкальные магазины и нотные издательства (Editions Musica,Beyrouth; Editions Musicales Accord, Beyrouth), а классическая музыка стала неотъемлемой частью культурной жизни Ливана.

Мантейфель (Шварц-Мантейфель) Тина, скрипачка, преподаватель. Родилась в 1904 году. В 1919 году окончила Петроградскую консерваторию Императорского русского музыкального общества по классу скрипки профессора И.Р.Налбандяна. В эмиграции во Франции, жила в Париже. С 1928 давала сольные концерты. В 1928–1935 выступала на балах прессы, Общества Политического Красного Креста, Союза русских летчиков, на Фестивале русской музыки в Париже с оркестром Pasdeloup (1930) и др. Солистка парижского симфонического оркестра Pasdeloup. Участвовала в музыкальных программах Очага друзей русской культуры, Очага русской музыки, Объединения русских адвокатов, в музыкальной выставке, организованной в Париже Российским музыкальным обществом за границей (РМОЗ) (1933). Участник творческих вечеров И. Кремер, Н. Рощина, Т. Тумановой. В 1935 году по приглашению А.Я.Кугеля приехала в Бейрут, где была концертмейстером симфонического оркестра и преподавателем в Институте музыки Американского университета Бейрута. Вела активную концертную деятельность. В 1950-х – профессор Национальной музыкальной консерватории Ливана.

Симфонический оркестр Института музыки AUB. Дирижёр А.Я.Кугель, концертмейстер Шведе. Бейрут, после 1934 года. ГАТО

Программа концерта Симфонического оркестра Института музыки AUB. 13 декабря 1936. ГАТО

Симфонический оркестр и хор Института музыки AUB. Без даты. Из архива А.А.Кугеля (США)

Фестиваль Камиля Сен-Санса. Симфонический оркестр Института музыки AUB. Дирижер А.Я.Кугель, концертмейстер Тина Мантейфель. Бейрут, 1935. Из архива А.А.Кугеля (США)

Программа. Симфонический оркестр Институт музыки AUB и Алексей Карнаухов (баритон). 16 ноября 1941. ГАТО
Программа. Симфонический оркестр Институт музыки AUB и Алексей Карнаухов (баритон). 16 ноября 1941. ГАТО
Программа. Институт музыки AUB. Серия концертов, посвящённых композиторам союзных государств, под эгидой Армейского учебного корпуса. Третий концерт. Русские композиторы. 28 ноября 1943. ГАТО
Программа. Институт музыки AUB. Серия концертов, посвящённых композиторам союзных государств, под эгидой Армейского учебного корпуса. Третий концерт. Русские композиторы. 28 ноября 1943. ГАТО

Тина Мантейфель. Из газеты "Иллюстрированная Россия, Выпуск № 16 (153), апрель 1928

Программа концерта Тины Мантейфель и Неварте Дамадян. Бейрут, 15 мая 1936

Симфонический оркестр Института музыки AUB. Дирижёр А.Я.Кугель, концертмейстер Шведе. Бейрут, после 1934 года. ГАТО

Программа концерта Симфонического оркестра Института музыки AUB. 13 декабря 1936. ГАТО

Симфонический оркестр и хор Института музыки AUB. Без даты. Из архива А.А.Кугеля (США)

Фестиваль Камиля Сен-Санса. Симфонический оркестр Института музыки AUB. Дирижер А.Я.Кугель, концертмейстер Тина Мантейфель. Бейрут, 1935. Из архива А.А.Кугеля (США)

Программа. Симфонический оркестр Институт музыки AUB и Алексей Карнаухов (баритон). 16 ноября 1941. ГАТО
Программа. Симфонический оркестр Институт музыки AUB и Алексей Карнаухов (баритон). 16 ноября 1941. ГАТО
Программа. Институт музыки AUB. Серия концертов, посвящённых композиторам союзных государств, под эгидой Армейского учебного корпуса. Третий концерт. Русские композиторы. 28 ноября 1943. ГАТО
Программа. Институт музыки AUB. Серия концертов, посвящённых композиторам союзных государств, под эгидой Армейского учебного корпуса. Третий концерт. Русские композиторы. 28 ноября 1943. ГАТО

Тина Мантейфель. Из газеты "Иллюстрированная Россия, Выпуск № 16 (153), апрель 1928

Программа концерта Тины Мантейфель и Неварте Дамадян. Бейрут, 15 мая 1936


Семья Кугель

Аркадий Яковлевич Кугель родился 25 декабря 1896 года в Феодосии (Таврическая губерния, Российская империя). В доме его отца, музыканта-любителя, часто устраивались музыкальные вечера. Мальчик рано проявил музыкальные способности – в возрасте девяти лет состоялось его первое выступление. В одиннадцать лет начал учиться музыке в Академии музыки и исполнительского искусства в Вене (k.k. Akademie für Musik und darstellende Kunst).

В 1913 году поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию Императорского Русского музыкального общества, которую окончил в 1916 (?) году по классу фортепиано профессора В.Н. Дроздова. Занимался сочинением музыки: в 1916 году в Петрограде были опубликованы два его романса и "Колыбельная" для скрипки и фортепиано.

После Октябрьской революции вернулся в Крым, в 1918 году возглавил музыкальную школу в Симферополе. В 1921 году эмигрировал в Константинополь, где зарабатывал игрой на фортепиано и руководил оркестром в балетной труппе. В 1922 году сумел вывезти из Крыма семью (родителей, жену с сыном и брата). Впоследствии Кугели перебрались в Бейрут, где Аркадий, Мария и Рудольф (все – профессиональные музыканты) начали выступать с концертами и давать уроки музыки. В 1923 году организовал и возглавил Симфонический оркестр Американского университета Бейрута (AUB). В 1928 году стал директором-основателем Института музыки AUB. С этого же времени являлся делегированным профессором и членом экзаменационной комиссии парижской École Normale de Musique. Среди его учеников– ливанские композиторы Туфик Эль Баша и Заки Нассиф.

Как дирижёр и пианист много выступал с концертами в Ливане и за границей. Созданные им в ливанский период произведения издавались, записывались на грампластинки, звучали по радио. Был членом Парижского общества авторов и композиторов, Общества театральных авторов и композиторов (Société des Auteurs et Compositeurs Dramatiques, SACD), Общества музыкальных авторов, композиторов и издателей (Société des auteurs, compositeurs et éditeurs de musique, SACEM).

В 1948 году с женой и младшим сыном Морисом выехал из Ливана во Францию. Там преподавал в École Normale de Musique, в 1950 и 1951 годах входил в Административный совет Российского музыкального общества за границей (РМОЗ). В 1951 году семья перебралась в США к старшему сыну Александру, где Аркадий Яковлевич продолжил концертную и преподавательскую деятельность.

А.Я. Кугель - автор многочисленных произведений для оркестра, хора, камерных ансамблей, литургической музыки, балетов, а также сольных произведений для фортепиано, голоса, струнных и духовых инструментов.

За успехи в музыкально-педагогической деятельности награждён ливанским орденом "За заслуги" (Order of Merit) и французским "Орденом Академических пальм" (L’Ordre des Palmes Académiques).

Скончался 20 ноября 1985 года в Нью-Йорке.

Мария Иосифовна Кугель (ур. Малинская) родилась 29 декабря 1892 года в Симферополе (Таврическая губерния, Российская империя) в семье купца второй гильдии.

В 1907 году поступила в Санкт-Петербургскую консерваторию Императорского Русского музыкального общества, которую окончила в 1914 году по классу фортепиано профессора А.Н. Есиповой. В возрасте двенадцати лет исполнила фортепианный концерт Мендельсона с оркестром консерватории под управлением А.К. Глазунова. Соучениками Марии Малинской по классу фортепиано были Сергей Прокофьев и Симон Барер.

После Октябрьской революции с мужем Аркадием Кугелем вернулась в Симферополь, где родился их сын Александр. В 1922 году эмигрировавший ранее в Константинополь Аркадий сумел вывезти из Крыма семью. Впоследствии семья Кугель переехала в Бейрут, где Мария давала уроки музыки и выступала в концертах. С 1928 года она – преподаватель Института музыки Американского университета Бейрута (AUB) (фортепиано, теоретические предметы). Участвовала как солирующая пианистка в концертах Симфонического оркестра AUB и камерных концертах.

В 1948 году с мужем и младшим сыном Морисом переехала во Францию. В 1951 году – в США, к старшему сыну Александру, преподавала фортепиано.

Умерла 25 июня 1986 года в Нью-Йорке.

Александр Аркадьевич Кугель родился 27 марта 1920 года в Симферополе (Крымская губерния, Российская империя) в семье музыкантов Аркадия и Марии Кугель. В 1922 году семья эмигрировала в Константинополь, а затем в Бейрут.

Учился в Международном колледже (International College, Beirut), затем в Американском университете Бейрута (AUB), где получил степень магистра в области сравнительного литературоведения. Первыми учителями музыки были его родители, а также дядя Рудольф Кугель и Николай Николаевич Даль (виолончель). Получив диплом Института музыки AUB, в возрасте шестнадцати лет продолжил обучение во Франции (Ecole Normale de Musique de Paris и Conservatoire américain de Fontainebleau). Его учителями были Пьер Фурнье (Pierre Fournier), Надя Буланже (Nadia Boulanger), Поль Базелер (Paul Bazelaire) и Шарль Мюнш (Charles Munch). В 1938 году окончил обучение со степенью магистра в области преподавания и исполнения музыки.

Вернувшись в Ливан, получил магистерскую степень по сравнительному литературоведению, преподавал английский язык в Международном колледже. Участник Симфонического оркестра AUB, камерного квартета и трио. Много концертировал по Ливану и за рубежом.

В 1946 году переехал в США, где получил докторскую степень Колумбийского университета в области сравнительного литературоведения. В 1948 году преподавал в Консерватории Пибоди (Peabody Conservatory of Music), одновременно являясь ведущим виолончелистом Балтиморского филармонического оркестра. В 1949 году поступил преподавателем на факультет музыки Квинс Колледжа в Нью-Йорке. Вёл теоретические и практические курсы. Вышел в отставку в 1990 году. Как почётный профессор продолжал преподавать до 2017 года. Александр Кугель и его супруга Флоранс учредили ежегодную премию для поощрения отличившихся студентов-виолончелистов.

Наряду с преподаванием, Александр Кугель вёл активную концертную деятельность как член Национальной оркестровой ассоциации США (National Orchestral Association), ансамблей "Clarion Music Society of New York", "Silver Mine Quartet", "Musica Aeterna Orchestra" и "New York Chamber Soloists" (ведущий виолончелист). Гастролировал по городам Европы, Северной и Южной Америки, Ближнего Востока. Записывался для студий звукозаписи Columbia, Decca, Monitor, Nonesuch и CRI.

Рудольф Яковлевич Кугель родился 9 июля 1893 года в Феодосии (Таврическая губерния, Российская империя), брат Александра Яковлевича Кугеля.

В 1913-1917 годах учился в Санкт-Петербургской консерватории Императорского Русского музыкального общества. Окончил обучение по классу виолончели профессора Луи Аббиате и сдал выпускную программу на аттестат.

После Октябрьской революции вернулся в Крым. Выступал с концертными номерами в программах Феодосийского литературно-артистического кружка (ФЛАК'а), в частности, в 1920 году на творческом вечере Осипа Мандельштама и на вечере "Богема", где были собраны средства на издание альманаха "Ковчег". В 1922 году вместе с семьёй брата Аркадия и престарелыми родителями эмигрировал из России в Константинополь. Впоследствии переехал в Бейрут, где давал частные уроки музыки, играл в концертах. С 1923 года – участник Симфонического оркестра Американского университета Бейрута (AUB). С 1928 года – преподаватель Института музыки AUB (виолончель, теоретически е предметы). Среди его учеников – ливанские композиторы Туфик Аль-Баша, Заки Нассиф, основатель Ливанской академии изящных искусств Алексис Бутрос.

Был членом Общества музыкальных авторов, композиторов и издателей (Société des auteurs, compositeurs et éditeurs de musique, SACEM). Выступал в концертных программах камерной музыки в Ливане и за границей, играл джаз в ночных клубах, был владельцем музыкального магазина "Лира" в Бейруте.

В 1948 году в числе представителей других ливанских еврейских семей удерживался на военной базе в Баальбеке, был освобождён через несколько месяцев.

Умер в 1951 году, похоронен в Бейруте.

Афиша концерта А.Я.Кугеля

Аркадий Кугель, Александр Кугель, неизвестный (М. Шескинов?), Алексей Корноухов. На обороте: "Провожая директора". Бейрут, после 1934. ГАТО

Аркадий Кугель. "Баллада" для сопрано, флейты, виолончели и арфы. Рукопись. Brigham Young University

Мария Иосифовна Кугель. Бейрут, 1934. ГАТО

Александр Кугель. Бейрут, 1940. Фото из личного архива А.А.Кугеля (США)

Эли Бенджамин, Алексей Карнаухов, Рудольф Кугель, Аркадий Кугель, Эрнест Кассель. С обратной стороны надпись: "1934. Бейрут. На концерт. Поездка в Дамаск через Лив[анские] горы. А. Кугель мой директор муз. ин-та, его брат Рувим Кугель, скрипач Кассель". ГАТО

Афиша концерта А.Я.Кугеля

Аркадий Кугель, Александр Кугель, неизвестный (М. Шескинов?), Алексей Корноухов. На обороте: "Провожая директора". Бейрут, после 1934. ГАТО

Аркадий Кугель. "Баллада" для сопрано, флейты, виолончели и арфы. Рукопись. Brigham Young University

Мария Иосифовна Кугель. Бейрут, 1934. ГАТО

Александр Кугель. Бейрут, 1940. Фото из личного архива А.А.Кугеля (США)

Эли Бенджамин, Алексей Карнаухов, Рудольф Кугель, Аркадий Кугель, Эрнест Кассель. С обратной стороны надпись: "1934. Бейрут. На концерт. Поездка в Дамаск через Лив[анские] горы. А. Кугель мой директор муз. ин-та, его брат Рувим Кугель, скрипач Кассель". ГАТО



Семья Беллинг

Эраст Евстафьевич Белинг (Беллинг) родился 10 марта 1878 года в Нижнем Новгороде. В 1908 году окончил Санкт-Петербургскую консерваторию по классам теории и композиции (ученик Н.А.Римского-Корсакова) и дирижирования, брал уроки скрипичной игры у Л.С.Ауэра. С девятнадцати лет преподавал игру на фортепиано и скрипке, дирижировал оркестрами и хорами в Санкт-Петербурге и других местах. Член музыкального кружка В.Г.Каратыгина, играл у него в квартетах. В 1907 году был принят в Придворный оркестр скрипачом, с 1 января 1910 служил там же в должности младшего капельмейстера. В начале Первой мировой войны призван на военную службу, участвовал в боях, был ранен, по излечении вернулся в оркестр. Оставался в нём дирижёром и после преобразования его в Государственный. В июне 1917 дирижировал народными концертами Госоркестра (за сезон 1918-1919 годов дал более 100 концертов в Петрограде).

Жена Эраста Евстафьевича Александра Александровна (1887-1958 (?), сценический псевдоним Сандра Беллинг – известная певица, исполнительница романсов и других камерных вокальных произведений. В 1912 году в Малом зале Санкт-Петербургской консерватории Сандра в дуэте с мужем впервые исполнили "Два стихотворения К. Бальмонта для высокого голоса и фортепиано" Игоря Стравинского. Сандра Беллинг была знакома с А.А. Вырубовой, Г.Е. Распутиным, о встречах с которыми опубликовала воспоминания, М.А. Кузминым. До 1931 года состояла в переписке с композитором Арнольдом Шёнбергом, с которым познакомилась в 1912 году в Санкт-Петербурге.

В 1920 году Э.Е.Беллинг по рекомендации А.В.Луначарского приехал в Витебск, где руководил губернским МУЗО (музыкальный отдел Наркомпроса), был директором Народной консерватории, дирижером Государственного симфонического оркестра, преподавал в классе камерного ансамбля. В дуэте с женой выступал в концертах в Витебске, Могилёве, Смоленске. 13 июля 1921 года для личного доклада о состоянии дел консерватории Э.Е.Беллинг был командирован в Москву и Петроград.

В 1926 супруги Беллинг с дочерью Тамарой бежали из СССР через Иран. На родине считали, что они погибли при переезде через пустыню, однако, Беллинги благополучно добрались до Сирии, где прожили больше двадцати лет.

Семья Беллинг обосновалась в Дамаске. Эраст Евстафьевич преподавал фортепиано, писал музыку. Александра Александровна занялась изготовлением сувенирных кукол, открыла мастерскую по их изготовлению «Баронесса Беллинг» («Baronne Belling»).

Все куклы "Баронесса Беллинг" изготавливались вручную. Лица кукол А.А.Беллинг моделировала и раскрашивала собственноручно, придавая каждой индивидуальные черты и мимику. Вскоре удивительные куклы "Баронесса Беллинг" приобрели большую популярность среди местной богатой публики и туристов. Наибольшую известность получили куклы в традиционных и национальных костюмах Сирии (городские и сельские жители, арабы, бедуины, черкесы и т.д.). Одежду и украшения для них изготавливали мастерицы-арабки из местных материалов, точно соблюдая традиционный крой, орнамент вышивок и цветовую гамму. Не только одежда, но и аксессуары (кольца, браслеты, обувь, головные уборы и т.п.) точно соответствовали характеру костюма. Известны также парные куклы и сюжетные группы кукол в интерьерах (т.н. tableau) с мебелью, коврами, посудой и т.п. Куклы "Баронесса Беллинг" экспортировались сирийской компанией "Arounani Brothers of Damascus ", американскими "Kimport Doll Company" и "Krug International Doll House".

Высоко ценятся коллекционерами. Две многофигурные сюжетные композиции А.А.Беллинг "Продавец тканей и покупательница" (OIM A35693) и "Женщины, расположившиеся на ковре" (OIM A35694), а также несколько одиночных кукол хранятся в собрании Института востоковедения Чикагского университета, США (The Oriental Institute of the University of Chicago).

Тамара Беллинг преподавала классический балет, выступала в концертах. В 1948 году была приглашена в Бейрут на должность руководителя секции хореографического искусства Ливанской академии изящных искусств (ALBA).

К 1950 году семья Беллинг окончательно перебралась в Бейрут. Э.Е.Белинг участвовал в камерных концертах, давал частные уроки фортепиано и композиции, преподавал в Ливанской академии изящных искусств и Национальной консерватории музыки.

Среди учеников Эраста Беллинга - сирийский композитор Валид Аль Хажжар (Walid Al Hajjar, р. 1932), ливанские композиторы Богос Гелалян (Boghos Gelalian, 1927-2011) и Джорж Баз (Georges Baz, 1926-2012).

Эраст Евстафьевич Беллинг. С.-Петербург, 1910

Прошение к директору Санкт-Петербургской консерватории об отсрочке по отбыванию воинской повинности студентом Беллингом, подписанное Н.А.Римским-Корсаковым. 1903 г. ЦГИА СПб.

Из собрания Музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской Академической филармонии имени Д.Д.Шостаковича. Программы 1901-1920

Сандра Беллинг, ок. 1913

Титульный лист книги воспоминаний А.А.Беллинг. Из недавнего прошлого. - Пг.: Воен. тип., 1917

Женщина в традиционном костюме и музыкант с арабской лютней. Куклы мастерской "Баронесса Беллинг". Дамаск, середина ХХ века

Штамп мастерской "Baronne Belling"

Выступление учениц секции хореографического искусства Ливанской академии изящных искусств (ALBA). Бейрут, ок. 1950

Эраст Евстафьевич Беллинг. С.-Петербург, 1910

Прошение к директору Санкт-Петербургской консерватории об отсрочке по отбыванию воинской повинности студентом Беллингом, подписанное Н.А.Римским-Корсаковым. 1903 г. ЦГИА СПб.

Из собрания Музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской Академической филармонии имени Д.Д.Шостаковича. Программы 1901-1920

Сандра Беллинг, ок. 1913

Титульный лист книги воспоминаний А.А.Беллинг. Из недавнего прошлого. - Пг.: Воен. тип., 1917

Женщина в традиционном костюме и музыкант с арабской лютней. Куклы мастерской "Баронесса Беллинг". Дамаск, середина ХХ века

Штамп мастерской "Baronne Belling"

Выступление учениц секции хореографического искусства Ливанской академии изящных искусств (ALBA). Бейрут, ок. 1950



Семья Даль

Николай Владимирович Даль родился 17 июля 1860 года в Херсоне. Окончил медицинский факультет Московского университета в 1887 году. В 1890 году занимал должность помощника прозектора в Московском университете. С 1900 года доктор медицины. После стажировки у Жана Мартена Шарко в Париже и Амбруаза Огюста Льебо в Нанси успешно практиковал лечебный гипноз в России. Его пациентами были Ф. Шаляпин, А. Скрябин, М. Врубель, К. Станиславский, В. Качалов, С. Рахманинов. Последний посвятил Николаю Владимировичу Далю свой 2-й Концерт для фортепиано с оркестром в благодарность «за чудесное исцеление от тяжелой депрессии», о чем рассказал в своих воспоминаниях.

Николай Владимирович был известным музыкантом-любителем. По пятницам в его московском доме собирались любительские квартеты, постоянными участниками которых были сам доктор Даль, его брат Константин Владимирович Даль и Павел Николаевич Милюков.

В 1925 году семья Даль эмигрировала из СССР. В Бейруте Николай Владимирович как альтист и скрипач участвовал в концертах Симфонического оркестра Американского университета Бейрута (AUB). Играл на скрипке в камерных концертах в квартете с Андре Карпасити (скрипка), Джеймсом Брауном (альт) и Александром Кугелем (виолончель).

Н.В.Даль был близким другом семьи Кугель. О нём оставил свои воспоминания Морис Аркадьевич Кугель, ставший известным психотерапевтом.

Умер Николай Владимирович Даль 16 ноября 1939 года в Бейруте.

В 1983 году архив семьи Даль был разграблен и сожжён.

Николай Николаевич Даль родился 8 октября 1891 года в Москве. Выпускник Юридического факультета Московского университета. Виолончелист. Сын Николая Владимировича Даля. С 1925 года в эмиграции. В Бейруте преподавал музыку, участвовал в концертах классической музыки, играл джаз. С 1937 года - активный участник Ассоциации музыкантов-любителей (преподаватель, руководитель симфонического оркестра). С 1943 года директор и преподаватель Школы музыки, которая стала первым факультетом Ливанской академии изящных искусств (ALBA). С 1961 по 1964 год – директор Национальной консерватории музыки. Во время его руководства была усовершенствована программа обучения, модернизированы учебные пособия. Н.Н.Даль определил статус Камерного оркестра консерватории (1957-1975) и его роль в учебном процессе.

Умер Николай Николаевич Даль в 1964 году в Бейруте.

В 1937 году в Ливане была создана Ассоциация музыкантов-любителей (d’Association des Musiciens Amateurs). Инициатором её создания стал ученик Рудольфа Кугеля (виолончель) и Елены Лазаревой (фортепиано) Алексис Бутрос (1911-1979), инженер-строитель по образованию. Задачами ассоциации было распространение музыкальной культуры, объединение и поддержка музыкантов. В рамках ассоциации были созданы оркестр и хор, первым руководителем которого стал А.А.Корноухов. Впоследствии, когда ассоциация сосредоточилась на образовательном аспекте, открылись классы по обучению музыке, в том числе, бесплатные. В 1941 году был учрежден конкурс имени Николая Даля (Prix Nicolas Dale), позволявший одарённым молодым людям получить углублённое музыкальное образование в Европе. Среди лауреатов конкурса были будущие ливанские композиторы Туфик Суккар (Tufiq Succar) и Жорж Баз (Georges Baz), дирижёр Раиф Абилляма (Raif Abillama).

Идеей А.Бутроса было создание национального высшего учебного заведения (до этого высшее образование в Ливане предоставляли только университеты зарубежных миссий). В 1943 году была основана Школа музыки (École de musique), которая стала первым факультетом Ливанской академии изящных искусств (ALBA). Её бессменным руководителем был Николай Николаевич Даль, среди преподавателей были Эраст и Тамара Беллинг, Алексей Карнаухов и Мария Куссевицкая (Дормонт).

Николай Владимирович Даль. Ок. 1910

Сочинение Сергея Рахманинова, посвященное Н.В.Далю
Сочинение Сергея Рахманинова, посвященное Н.В.Далю

Н.В.Даль – музыкант Симфонического оркестра Американского университета Бейрута (AUB) под управлением А.Я.Кугеля. Бейрут, после 1930

Николай Николаевич Даль. Бейрут, 1961. ГАТО

Алексис Бутрос. Бейрут 60-е годы

Программа первого концерта учеников Школы музыки Ливанской академии изящных искусств. Бейрут, 1 декабря 1946 года. ГАТО

Программа концерта-инаугурации Ассоциации музыкантов-любителей. Бейрут, 4 октября 1937 года. ГАТО

Николай Владимирович Даль. Ок. 1910

Сочинение Сергея Рахманинова, посвященное Н.В.Далю
Сочинение Сергея Рахманинова, посвященное Н.В.Далю

Н.В.Даль – музыкант Симфонического оркестра Американского университета Бейрута (AUB) под управлением А.Я.Кугеля. Бейрут, после 1930

Николай Николаевич Даль. Бейрут, 1961. ГАТО

Алексис Бутрос. Бейрут 60-е годы

Программа первого концерта учеников Школы музыки Ливанской академии изящных искусств. Бейрут, 1 декабря 1946 года. ГАТО

Программа концерта-инаугурации Ассоциации музыкантов-любителей. Бейрут, 4 октября 1937 года. ГАТО



Русские музыкальные мероприятия

С большой долей вероятности можно утверждать, что впервые русская музыка стала частью культурной жизни Бейрута с прибытием туда в 1922 году русских новобранцев французского Иностранного легиона. Часть прибывших (двести десять человек, исключительно русские) сформировали Горную роту и были направлены в Дамаск. Шестьдесят русских остались в Бейруте в Восемнадцатом ремонтном эскадроне пятого конно-егерского африканского полка. Из их числа был создан хор, который пользовался большим успехом. Русские легионеры-хористы участвовали в праздничных службах в православных церквях Бейрута и были частыми гостями в резиденции Антиохийского Патриарха Григория (Хаддада). Верховный комиссар Франции в Сирии и Киликии, генерал Анри Гуро, большой любитель русского пения, неоднократно приглашал хористов-легионеров для выступлений в свой дворец. В дни прихода хора он всегда надевал российский орден Св. Георгия, которым был награждён в 1915 году. По ходатайству капельмейстера оркестра бейрутского гарнизона все русские хористы были приписаны к музыкальной команде, многие из них играли в духовом военном оркестре.

В середине 1920-х годов в Бейруте работали по продолжительным контрактам русские артисты: Николай Левицкий (Баянов) и его дочь Алла Баянова, танцевальный дуэт Пётр Лещенко и Жени Закитт. Начав карьеру певца, Пётр Лещенко включил в свой репертуар песню "Пой, цыгане!", написанную в Бейруте его другом Рудольфом Кугелем. В 1933 году в Бейруте выступал с концертами Александр Вертинский.

Неизменно собирали большие аудитории и пользовались огромной популярностью среди местной публики вечера музыки и балы, которые устраивали Русское техническое объединение Бейрута, отдел Русского Обще-Воинского Союза (РОВС), Союз Русских Военных Инвалидов в Сирии и Ливане и другие русские объединения, действовавшие в Ливане.

Представители русской колонии на балу у верховного комиссара Франции в Сирии и Киликии. Вторая справа – Анна Всеволодовна Новикова. Бейрут, 1930-е гг. Из архива К.Б.Новиковой (Ливан)

Дворец, где с 1919 года находилась резиденция Верховного комиссара Франции в Сирии и Киликии (Résidence des Pins). Бейрут, 1918

Ноты романса "Пой, цыгане!"

Жени Закитт (Зинаида Закитт)

Программа. Кружок Русского технического объединения (РТО). Концерт господина Карнаухова, артиста русского Большого театра Москвы (баритон), организованный для членов Русского технического объединения, 24 мая 1931 года в 9 часов вечера. Аккомпанирует А.Кугель. ГАТО

Театральный кружок Русского технического объединения (РТО). Бейрут, начало 1930-х гг. Из архива Ф.С.Раскатова

Бал Русского технического объединения (РТО), газетная вырезка, 1933

Галина Александровна Дюраффур (ур. Языкова) – "первая дама" русской колонии Бейрута, организатор многих русских благотворительных мероприятий. Бейрут, начало 1960-х гг.

Большой бал. Программа благотворительного вечера в отеле Сент-Жорж. Бейрут, 5 мая 1934. ГАТО

Билет. Концерт и Большой бал мира с военной музыкой и черкесскими танцами в пользу Союза русских инвалидов, увечных и раненых на войне, и их нуждающихся семей. Бейрут, 12 ноября 1938. ГАТО
Билет. Концерт и Большой бал мира с военной музыкой и черкесскими танцами в пользу Союза русских инвалидов, увечных и раненых на войне, и их нуждающихся семей. Бейрут, 12 ноября 1938. ГАТО

Афиша. Вечер русской музыки 22 мая 1941, Бейрут. ГАТО

Представители русской колонии на балу у верховного комиссара Франции в Сирии и Киликии. Вторая справа – Анна Всеволодовна Новикова. Бейрут, 1930-е гг. Из архива К.Б.Новиковой (Ливан)

Дворец, где с 1919 года находилась резиденция Верховного комиссара Франции в Сирии и Киликии (Résidence des Pins). Бейрут, 1918

Ноты романса "Пой, цыгане!"

Жени Закитт (Зинаида Закитт)

Программа. Кружок Русского технического объединения (РТО). Концерт господина Карнаухова, артиста русского Большого театра Москвы (баритон), организованный для членов Русского технического объединения, 24 мая 1931 года в 9 часов вечера. Аккомпанирует А.Кугель. ГАТО

Театральный кружок Русского технического объединения (РТО). Бейрут, начало 1930-х гг. Из архива Ф.С.Раскатова

Бал Русского технического объединения (РТО), газетная вырезка, 1933

Галина Александровна Дюраффур (ур. Языкова) – "первая дама" русской колонии Бейрута, организатор многих русских благотворительных мероприятий. Бейрут, начало 1960-х гг.

Большой бал. Программа благотворительного вечера в отеле Сент-Жорж. Бейрут, 5 мая 1934. ГАТО

Билет. Концерт и Большой бал мира с военной музыкой и черкесскими танцами в пользу Союза русских инвалидов, увечных и раненых на войне, и их нуждающихся семей. Бейрут, 12 ноября 1938. ГАТО
Билет. Концерт и Большой бал мира с военной музыкой и черкесскими танцами в пользу Союза русских инвалидов, увечных и раненых на войне, и их нуждающихся семей. Бейрут, 12 ноября 1938. ГАТО

Афиша. Вечер русской музыки 22 мая 1941, Бейрут. ГАТО