115 лет со дня рождения А.С.Головина

21 февраля 2019 года — 115 лет со дня рождения Александра Сергеевича Головина (21(08).02.1904, Одесса, Россия – 17.09.1968, Нью-Йорк, США), скульптора, художника. Из дворян. Отец, Сергей Селиванович Головин — доктор медицины, профессор Московского университета, автор многих разработок по лечению глаукомы, новаторских операций на орбите глаза, учитель академика В.П.Филатова. Его называли легендой российской офтальмологии. Мать, Антонина Ивановна (урожд. Бредилина), — потомственная дворянка.

Сначала Александр Сергеевич учился в 7-й Московской гимназии (1914–1918), потом во 2-й (Николаевской) гимназии (1918). Участвовал в Гражданской войне в рядах Добровольческой армии: «…Сперва в 5 легковой батарее 4 артиллерийской бригады, затем в 1 легковой батарее 34 артиллерийской бригады в чине младшего фейерверкера из вольноопределяющихся вплоть до последней Крымской эвакуации. Потом до 1922 года плавал на военном, а после на коммерческом судне матросом 1 класса. Военный транспорт “Дон”. В промежутке босяковал. На шхуне иногда лепил шутки ради, но очень редко» (Из автобиографии, написанной по просьбе Н.А.Еленева, собиравшего сведения для издания книги «Русское изобразительное искусство в Праге»).

С 1922 года — в Болгарии, в Шумене, продолжил учебу в гимназии. Здесь, по рисункам, он вылепил бюст Аполлона, первую свою скульптурную работу. Заняться лепкой ему советовал генерал Крымшаухал-Соколов, человек, по мнению Головина, обладавший большим вкусом и замечательным чутьем. С 1923 года — в Чехословакии, жил в Моравской Тршебове, где окончил Русскую реальную гимназию в 1924 году и получил аттестат зрелости. В этой же гимназии училась его будущая жена, баронесса Алла Сергеевна Штейгер, поэтесса, член кружка А.Бема «Скит поэтов», и Ариадна Эфрон, дочь Марины Цветаевой.

Из автобиографии: «После окончания гимназии держал экзамен в Академии изобразительных искусств профессора Штурсы, но провалился и поступил на архитектурное отделение Политехнического, где иногда, занимаясь науками и чертежами, лепил у профессора Фолькмана, где тоже очень мало было наставлений, но зато полная свобода (1924–1927). Летом 1925 года был в Париже, где главным образом и почерпал необходимые сведения. В 1926 году я лепил очень мало, осенью держал в Академию к профессору Кафке, куда и выдержал, но продержался всего полтора семестра (1927–1928) и перестал ходить. Сейчас работаю сам под личным своим руководством (для занятности: весной 1925 года держал экзамен в художественно-промышленную школу и тоже провалился — говорят, по чисто формалистическим причинам, ибо вместо орнамента (какие-то листочки, которые я не переношу) я вылепил карикатуру, и по другим же отделам — портрет, композиция и еще что-то — прошел. По сию пору в своем ателье Snečky 12».

В 1920-е – 1930-е годы он создавал символические фигуры и портреты, увлекался стилизацией в духе немецкой готики или китайской пластики, наиболее известные из них — «Мона Лиза», «Конквистадоры», «Гений архитектуры», «Два зверя», «Рулевой», «Христос», а также портреты Андрея Рублева, А.А.Блока, профессора С.С.Головина и другие работы. А.Головин — член и участник выставок Союза художников Чехословакии, автор бронзового барельефа на могиле историка А.А.Кизеветтера на Ольшанском кладбище, участвовал также в групповой выставке русских художников в пражской галерее «Красоумна Еднота» (1929), в выставке славянских художников, организованной объединением «Скифы» (1932), в ретроспективной выставке русской живописи (1935).

Александр Сергеевич подарил несколько своих работ Русскому культурно-историческому музею в Праге.

В 1929 году он женился на «скитнице» Алле Сергеевне Штейгер. Будучи еще гимназистом, он создал скульптурный портрет барона С.Э.Штейгера, своего будущего тестя, одно время вынужденного работать в той же гимназии библиотекарем.

В Праге супруги Головины принимали «скитников» в съемном ателье скульптора в Снечках (Snečky, 12). В то время их самыми близкими друзьями были Мария Толстая (внучка Л.Н.Толстого) и ее муж, композитор Александр Ваулин (сын П.К.Ваулина, бывшего управляющего усадьбой Абрамцево). Мария и Александр Ваулины венчались в том же храме Святого Николая, что и Головины, в том же 1929 году, причем в качестве свадебного подарка Александр Сергеевич вылепил бюст Александра Ваулина.

Скульптурные работы А.Головина (25 произведений) привлекли внимание известного чешского коллекционера Иржи Карасека, задумавшего создать «Славянскую галерею». Александр Сергеевич стал одним из первых русских скульпторов, работы которого появились в его собрании. О Головине И.Карасек писал: «Даже тот, кто увидит хотя бы одну его работу, ощутит в ней львиный коготь большого таланта…»

Из письма Головина от 25 января 1930 года Анатолию Сергеевичу Штейгеру, брату жены: «Последнее время работал мало, все было некогда. Теперь опять начинаю трудиться. Сейчас отливаю последнюю вещь — статую “Раздавленного”. Это очень сложно и тяжело, но уже самое главное сделано — остается отлить ноги и руки, которые вначале отпилили. Посылаю Вам лист из одного журнала со статьей и некоторыми фотографиями моих работ. Возможно, Вам будет интересно…»

Анатолий Сергеевич Штейгер — поэт, известный по переписке с Мариной Цветаевой, адресат ее «Стихов сироте». Именно он в 1935 году ввел Аллу и Александра Головиных в парижский литературный круг, где они познакомились с И.Буниным, В.Ходасевичем, Г.Адамовичем, И.Одоевцевой, М.Алдановым, А.Ремизовым, Н.Тэффи, Б.Поплавским, С.Прегель, А.Присмановой и другими его представителями.

Статуя «Раздавленного» была оценена Иржи Карасеком: «…Такой художник, как Головин, может себе позволить стилизацию, а где-то и насилие над действительностью. Я так воспринимаю такое его произведение, как “Мой друг экспроприатор”, где есть и юмор, и карикатура, и наконец, сама действительность. Эта работа подводит Головина к его новейшим произведениям. Тут он создал нечто невиданное — “Раздавленного автомобилем”. В этом есть и страх беды, и карикатура ужаса. Это прочувствовано, с поразительной смелостью воплощено, это одновременно захватывает и отталкивает, передает атмосферу и несчастья, и гротеск ужаса».

В 1935 году супруги Головины уехали в Париж, жизнь в котором была полна лишений, но богата на творческие дружбы. Здесь им пришлось намного тяжелее, чем в Праге. Александр Сергеевич брался за любую работу — чертежника и даже маляра. Сережу, маленького сына Головиных, забрали к себе в Берн бабушка и дедушка Штейгеры. Но короткие письма и открытки, отправленные Аллой Сергеевной А.Л.Бему, полны надежд на осуществление тех творческих замыслов супругов, которые были задуманы в Праге: «Дорогой Альфред Людвигович, еще Прагу не предаю, но в Париже — замечательно. Писать ни о чем не могу, слишком много впечатлений. Вероятно, и стихов долго не будет, но для сборника “Скит” найдется, т. к. кое-что написано в Швейцарии. Сердечный привет Скиту и всем Вашим. Пражский поэт Алла Головина».

Другая открытка — с интерьером парижского кафе — написана карандашом Александром Головиным: «Привет, дорогой Альфред Людвигович (как видите, сдержал обещание сразу же), учимся летать. А.Головин». Далее продолжила Алла Сергеевна: «Видала уже разную публику. Адамович не обижен. Остальные благодарят за сборник».

А.С.Головина в своих письмах к А.Л.Бему часто рассказывала о делах мужа: «Саша много работает и сделал две прекрасные вещи (“Коррида” в Осеннем Салоне и “Матрос с ангелом” (у Независимых), он работает с жадностью необыкновенной — в общем, жизнь наша “нищая, но великолепная”, как в Париже говорят…», «…А.С. выставлял недавно статую “Влюбленные” — очень большую и, по-моему, как всегда, замечательную, приходится ему, конечно, заниматься всяческой дрянью, какой и в Праге не приходилось заниматься, но он еще ни разу о нашем приезде не пожалел, и это самое главное».

Александр Сергеевич, кроме чертежей, занимался переводами, машинописными работами, вел класс скульптуры в Русской школе изящных искусств в Булони (под Парижем). Кроме Салона Независимых и Осеннего салона выставлялся также в Салоне Свободного искусства. В 1958 году правительство Парижа приобрело бронзовую голову его работы.

Известно, что семья распалась. Точная дата, когда А.Головин уехал в США, неизвестна. Предположительно, это случилось в начале Второй мировой войны. Поселился он в Нью-Йорке. О его жизни и работе в США опубликованных сведений не найдено.

Его бывшая жена, Алла Сергеевна Головина, переехала в Швейцарию перед войной, где зарабатывала на жизнь канцелярским трудом. Второй раз вышла замуж в 1951 году за бельгийского барона Филиппа Жиль де Пелиши, сохранив фамилию Головина. Проживала она в Бельгии, где некоторое время держала магазин русской книги.

Его сын — Сергей Александрович Головин — известный собиратель германского фольклора, писатель и переводчик, живший в Швейцарии. Автор многих книг, в том числе, об Илье Муромце и Теофрасте Парацельсе.

Скончался Александр Сергеевич Головин 17 сентября 1968 года. Похоронен в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле.

В.Р.Зубова

Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок