115 лет со дня рождения Дмитрия Андреевича Клепинина

Дмитрий Андреевич Клепинин родился 27 (14) апреля 1904 году в Пятигорске в семье архитектора. В 1920 году эмигрировал с семьей в Константинополь, в 1922 году переехал в Белград.

В 1925 году Клепинин приехал во Францию, поступил в открывшийся Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже. Стал духовным сыном протоиерея Сергия Четверикова, а также принимал активное участие в кружке православных студентов, основанного Н.М. Зерновым и М.В. Зерновой. В 1929 году, окончив Свято-Сергиевский богословский институт, получил стипендию для обучения в Нью-Йоркской Епископальной богословской семинарии и уехал в Америку.

Через год Клепинин возвращается в Европу, живет в югославском городе Бор, работает на медных приисках, а в 1931 году приезжает во Францию. В 1931 - становится псаломщиком церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы. Его деятельность в эти годы необычайно многогранна. Он участвует в работе Русского студенческого христианского движения (РСХД), выступает с докладами на его собраниях, помогает русским эмигрантам, объединяя их в общинах при православных храмах, создавая для малоимущих общежитие. В 1935 году он становится одним из основателей благотворительной и культурно-просветительной организации помощи русским эмигрантам «Православное дело».

В 1937 году Клепинин был рукоположен в сан диакона и назначен помощником настоятеля церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, через год о.Димитрий становится настоятелем Свято-Троицкой церкви в Озуар-ла-Ферьере под Парижем, а в 1939 году – настоятелем домового храма Покрова Пресвятой Богородицы при общежитии на улице Лурмель.

Во время оккупации Парижа Клепинин принимает участие в деятельности Сопротивления, входил в Комитет помощи заключенным лагеря Компьен. В июле 1942 года в Париже начались массовые аресты евреев. Мать Мария и о. Димитрий разрабатывают такой план помощи: о. Димитрий начинает крестить тех евреев, которые просят его об этом, и выдает ложные справки тем, кто не принимает христианское таинство. Благодаря сотням таких ложных свидетельств о крещении и о принадлежности к Покровскому приходу многие евреи избежали ареста, вырвались из оккупационной зоны и уехали в другие страны.

8 февраля 1943 года Клепинин был арестован гестапо вместе с другими сотрудниками «Православного дела» и заключен в нацистский концлагерь Компьен, а затем в подземный лагерь «Дора». Протоиерей Сергий Гаккель писал: «Отца Димитрия допрашивали в продолжение целых четырех часов. Он не стал оправдываться. Позже, на Лурмель, офицер гестапо Гофман рассказывал, как отцу Димитрию предлагали свободу при условии, что он впредь не будет помогать евреям. Он показал свой наперсный крест с изображением Распятия: "А этого Еврея вы знаете?". Ему ответили ударом по лицу. "Ваш поп сам себя погубил, — заметил Гофман, — он твердит, что если его освободят, он будет поступать так же, как и прежде".

В лагере смерти, в Доре, о. Димитрий отказался от значка, указывавшего, что он — из Франции: с русскими из Советской России обращались ещё хуже, и он хотел всецело разделить страдания своего народа. Он делился своими передачами с голодными заключёнными и погибал, теряя силы. Заключенные просили начальство перевести о. Димитрия на легкий труд, потому что он — больной старик, так он выглядел. Но на вопрос, сколько ему лет, он ответил: тридцать девять. О.Димитрий умер от болезни и истощения 9 февраля 1944 года. Бывший узник Бухенвальда Ф. Т. Пьянов писал: «отец Дмитрий погиб; он умер от воспаления лёгких на грязном полу, в углу так называемого "приёмного покоя" лагеря, где не было ни лекарств, ни ухода, ни постелей. Вечером или в ночь он умер и, вероятно, под утро был увезен с другими покойниками в крематорий лагеря Бухенвальд. В то время покойников из лагеря "Дора" сжигали в Бухенвальде. Лагерь "Дора" был страшный лагерь! В 1944 году Бухенвальд поставлял в "Дору" живую силу. Нам говорили, что к 1944 году из 1000 человек через 2-3 недели оставались живыми 300., и то больные".

Клепинин был удостоен звания «Праведник мира» от государства Израиль. Его имя вписано в мемориал «Яд Вашем» в Иерусалиме. А 16 января 2004 года о.Димитрий был канонизирован решением Священного Синода Константинопольским Патриархатом. Вместе с ним были канонизированы мать Мария (Скобцова), Георгий Скобцов и Илья Фондаминский. Одну из икон этих святых написала Мария Александровна Струве (Ельчанинова). Сегодня ее можно увидеть в церкви городка Бюсси-о-Нод под Парижем.

Во время торжественного чина прославления новоканонизированных святых 1-2 мая 2004 г. в Александро-Невском соборе в Париже в богослужениях участвовали христиане разных конфессий. Архиепископ Парижа кардинал Жан-Мари Люстиже сказал, что Католическая Церковь тоже будет почитать этих мучеников как святых и покровителей Франции. 

  Тамара Приходько