115 лет со дня рождения Джорджа Баланчина

22 января 2019 года — 115 лет со дня рождения Джорджа Баланчина (настоящее имя и фамилия: Георгий Мелитонович Баланчивадзе) (22(09).01.1904, Санкт-Петербург, Россия – 30.04.1983, Нью-Йорк, США), артиста балета, хореографа, педагога. Родился Георгий в семье известного грузинского композитора, зачинателя грузинской оперы и романса, Мелитона Баланчивадзе, которого тогда называли «грузинским Глинкой». В 1914 году он поступил в Петроградское театральное училище, о котором впоследствии вспоминал: «У нас была настоящая классическая техника, чистая. В Москве так не учили… У них, в Москве, все больше по сцене бегали голые, этаким кандибобером, мускулы показывали. В Москве было больше акробатики. Это совсем не императорский стиль…» В училище он познакомился с музыкой П.И.Чайковского и полюбил ее на всю жизнь. Он также окончил Петроградскую консерваторию: теоретико-композиторский и фортепианный факультеты (1924). В 1921 году Георгий Мелитонович был принят в труппу петроградского Государственного академического театра оперы и балета (бывшего Мариинского). В 1923 году группа единомышленников создала объединение «Петроградский академический Молодой балет», главным хореографом которого стал молодой Баланчивадзе. Концертная программа называлась «Эволюция балета: от Петипа через Фокина к Баланчивадзе».

В июне 1924 года группа танцовщиков получила разрешение для выезда в европейское турне. Баланчивадзе твердо решил, что назад не вернется. Так начались его странствия длиною в жизнь. Их было четверо — Тамара Джива, Александра Данилова, Георгий Баланчивадзе и Николай Ефимов, им безумно хотелось увидеть мир, они покатили по всей Европе. С.П.Дягилев увидел их в Лондоне. Встречу с С.Дягилевым можно назвать судьбоносной. Молодой артист стал следующим после Брониславы Нижинской хореографом «Русского балета» (1925–1929). Дягилев поменял ему имя на европейский лад. Теперь его звали Джордж Баланчин, творческим кредо которого было и всегда оставалось: «видеть музыку, слышать танец». Он поставил для Дягилева десять балетов, в том числе «Аполлон Мусагет» на музыку И.Стравинского (1928), который, вместе с «Блудным сыном» С.Прокофьева до сих пор считается шедевром неоклассической хореографии. Смерть Дягилева оборвала их так плодотворно начавшийся творческий союз. Баланчин сохранил на всю жизнь благодарность великому метру.

В 1932–1933 годах Баланчин стал балетмейстером труппы «Ballet Russe de Monte Carlo». Во время одного из спектаклей случайно травмировал колено. Это обстоятельство ограничило его возможности танцевать, зато дало ему свободное время для занятий хореографией. Баланчин почувствовал вкус к преподаванию и понял, что это и есть его настоящее призвание. В 1933 году в Париже он организовал свою труппу «Ballet 1933». Знакомство с бостонским миллионером Л.Кирстейном, в том же году пригласившим его в Америку для совместной работы, круто изменило последующую творческую деятельность Баланчина. Это была плодотворная партнерская работа: один ставил спектакли, другой занимался всем остальным, финансами в том числе. Оба мечтали о своей балетной школе — она открылась через год (1934). Первым балетом, который Баланчин поставил со своими студентами, была «Серенада» на музыку П.И.Чайковского.

А еще через год появилась их труппа «American Ballet» (название затем неоднократно менялось; последнее — «New York City Ballet»). Труппа выступала сначала в «Метрополитен-опера» — с 1935 по 1938 год, затем гастролировала как самостоятельный коллектив. В 1936 году Баланчин поставил балет «Убийство на Десятой авеню». Первые рецензии были уничтожающими. Однако хореограф оставался невозмутимым, он твердо верил в успех. И он пришел после десятилетий напряженного труда: явились и неизменные восторги прессы, и многомиллионный грант от Фонда Форда, и портрет Баланчина на обложке журнала «Тайм». А главное — переполненные залы на представлениях его балетной труппы. В 1940 году Баланчин стал гражданином США. В 1941 году он создал для латиноамериканских гастролей американской труппы «Америкен балле караван» два самых знаменитых своих спектакля — «Балле Империал» на музыку П.И.Чайковского и «Кончерто барокко» на музыку И.С.Баха. В 1944 и 1946 годах Баланчин сотрудничал с «Русским балетом Монте-Карло». В 1946 году вместе с Л.Кирстайном основал труппу «Балетное общество». Казалось бы, ему, воспитанному на классическом балетном репертуаре, получившему классическое музыкальное образование, Чайковский должен быть ближе, чем, скажем, Пауль Хиндемит. Но круг его любимых композиторов был широк. Он включал Чайковского и Прокофьева, Стравинского и Баха, Моцарта и Глюка, Равеля и Бизе, Бернстайна и Голда, Гершвина и того же Хиндемита, которому заказал музыку «Четыре темперамента» для открытия «Балетного общества». В 1948 году Баланчину предложили руководить этой труппой в составе Нью-Йоркского центра музыки и драмы. «Балетное общество» стало Нью-Йоркским городским балетом.

Постепенно складывались черты новой эстетики балетного искусства — мобильность, лапидарность, экономия, учет особенностей зрительского спроса. В 1935 году Баланчин случайно нашел в парижской библиотеке дипломную симфонию молодого Жоржа Бизе и между делом поставил простенький, ни на что не претендующий балет «Симфония С», ставший, как выяснилось позже, одним из его шедевров. Когда Баланчина в 1947 году пригласили в парижскую «Гранд-опера», он выбрал эту вещь для своего дебюта под названием «Хрустальный дворец». Успех был грандиозный. В 1948 году Баланчин перенес его постановку в Нью-Йорк, и с тех пор она не сходит со сцены Нью-Йоркского городского балета.

Музыка для Баланчина означала нечто большее, чем остов для хореографии. Музыка давала импульс. Пока он не «видел» музыку, он не начинал работать. Никаких заранее заказанных сюжетов он не признавал: музыка решала все. Баланчин читал партитуру с листа и сразу видел: его ли это музыка. Его музыкальное образование позволяло ему находить контакт с композиторами и вносить свои коррективы в оркестровки.

Любопытны некоторые факты из его жизни: Баланчин старался не пропускать выборы — он ценил возможность высказать свое мнение. Любил обсуждать политические вопросы и жалел, что этикет не позволяет говорить о политике во время ужинов. Более того, Баланчин был членом Суда присяжных, к чему относился с большой ответственностью, а его первым заседанием было дело против универмага «Блумингдей». А еще говорили, что Баланчин нередко использовал слоганы из телевизионной рекламы на уроках и репетициях.

В 1950–1960-х годах он осуществил ряд успешных постановок, в их числе — «Щелкунчик» П.И.Чайковского, исполнение которого на Рождество стало традицией в США. Для своей труппы Георгий Мелитонович поставил около 150 балетов и возвратил на балетную сцену чистый танец, оттесненный на второй план сюжетными балетами. Он считал, что сюжет в балете совершенно не важен, главное лишь музыка и само движение: «Нужно отбросить сюжет, обойтись без декораций и пышных костюмов. Тело танцовщика — его главный инструмент, его должно быть видно. Вместо декораций — смена света… То есть танец выражает все с помощью только лишь музыки». Поэтому Баланчину были нужны предельно музыкальные, остро чувствующие ритм и высокотехничные танцовщики.

В 1962 и 1972 годах Джордж Баланчин побывал на родине во время гастролей «New York City Ballet».

Его полувековая деятельность в США сделала классический танец неотъемлемой частью американской культуры. По меткому выражению Мориса Бежара, Баланчин «перенес в эру межпланетных путешествий аромат куртуазных танцев, украшавших своими гирляндами дворы Людовика XIV и Николая II». Он воспитывал вкус американцев и знакомил их с шедеврами хореографии мастеров прошлого. Плодотворной оказалась и его педагогическая деятельность, вырастившая многих первоклассных балерин и танцовщиков. Джордж Баланчин стал признанным главой американского балета, одним из лидеров неоклассицизма в искусстве.

Среди историй о русских эмигрантах у Сергея Довлатова есть и анекдот о том, как Баланчин не хотел писать завещание, а когда все-таки написал, то оставил брату в Грузии пару золотых часов, а все свои балеты раздарил восемнадцати любимым женщинам. Все балеты — это 425 сочинений.

Через пять месяцев после его смерти в Нью-Йорке был основан «Фонд Джорджа Баланчина».

В.Р.Зубова

Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок