40 лет со дня кончины Г.В.Флоровского

Георгий_Флоровский.jpgГеоргий Васильевич Флоровский родился 28 августа (9 сентября) 1893 года в Елисаветграде, в семье православного священника, который с 1894 года был настоятелем кафедрального собора и ректором Одесской семинарии. Георгий с ранних лет изучал английский, немецкий, французский, латынь, греческий и иврит. В 1916 году окончил историко-филологический факультет Императорского Новороссийского университета (ныне — Одесский национальный университет имени И.И.Мечникова), где изучал также историю философии и естествознание. В годы войны и революции ответы на вопросы современности искал в богословии и философии.

В 1920 году Флоровский, будучи уже приват-доцентом, эмигрировал в Болгарию, затем — в Прагу, где в те годы жили и работали многие известные деятели русской эмиграции. В 1922 году Георгий Васильевич женился на Ксении Ивановне Симоновой. С того же года преподавал на Русском юридическом факультете при Карловом университете и в Коммерческом институте, где читал курс истории русской литературы. В 1923 году Флоровский защищает магистерскую диссертацию по теме «Историческая философия Герцена». В Праге он состоял в «Братстве святой Софии», основанном протоиереем Сергием Булгаковым. Там же вместе с Н.С.Трубецким, П.Н.Савицким, П.П.Сувчинским Флоровский создает евразийское движение и участвует в сборнике-манифесте «Исход к Востоку» (1921). В 1920-е годы начинается его дружба с Н.А.Бердяевым. Однако поиски собственных путей развития богословия и философии приведут Флоровского в конце 1920-х годов к разногласиям в отношениях с этими деятелями русской эмиграции. А участие в 1923 году в работе I Съезда Русского студенческого христианского движения в Пшерове станет началом деятельности в РСХД на долгие годы.

В 1926 году Флоровского приглашают в Париж на кафедру патрологии в только что открывшемся Богословском институте. В преподавательском составе Института — профессора дореволюционной духовной школы: Антон Карташев, епископ Вениамин (Федченков) и видные представители «вернувшейся в Церковь» интеллигенции: Сергий Булгаков, Василий Зеньковский и другие. Флоровский был солидарен с коллегами в стремлении к участию в экуменических встречах, но находился в оппозиции к «софиологии» Владимира Соловьева. В Париже Флоровский состоял в обществе «Икона». В 1931 году был рукоположен в сан диакона, а в 1932 году — в сан священника митрополитом Евлогием (Георгиевским), Патриаршим Экзархом Западной Европы Константинопольского Патриархата.

Годы преподавания в Париже оказались самыми плодотворными в жизни о. Георгия: он опубликовал две книги об отцах («Восточные отцы IV века» и «Византийские отцы V–VIII вв.»), а также труд «Пути русского богословия». Для Георгия Флоровского основной смысл занятий патристикой заключался в том, чтобы найти верный ключ к соотношению между светской философией и богословием. Этот ключ, с его точки зрения, был неверно определен софиологами, но мог быть найден в примере греческих отцов, то есть в христианском эллинизме. «Отеческие творения, — писал о. Георгий, — являются для нас источником творческого вдохновения, примером христианского мужества и мудрости», путем «к новому христианскому синтезу, о котором томится и взыскует современная эпоха».

Начало Второй мировой войны застало Флоровского в Белграде. Склад издательства, где печатался его труд «Пути русского богословия» был сожжен немецкими бомбами, и книга стала библиографической редкостью. Проведя в Югославии годы войны, о. Георгий в 1944 году оказался в Праге у брата, а в 1945 году вернулся в Париж, где стал преподавать нравственное богословие.

В 1948 году по приглашению митрополита Американского Феофила (Пашковского) Флоровский переехал в Нью-Йорк, где стал профессором, а затем и деканом Свято-Владимирской духовной семинарии (до 1955 года). Известные церковные деятели русского зарубежья отмечали успехи отца Георгия в преобразовании семинарии. В то же время Флоровский, как православный богослов, принял активное участие в университетской жизни Америки, читал лекция и печатал статьи. В экуменическом движении его признавали авторитетным голосом Православия. Отец Георгий стал одним из создателей Всемирного совета церквей и был членом его исполнительного комитета. Заслуги Флоровского как историка признавали слависты и деятели исторической науки России.

В 1954 году Флоровский был избран президентом Национального совета церквей в США. А с 1956 по 1964 год — профессором церковной истории в Гарвардском университете. В 1964 году Георгий Васильевич вышел на пенсию и переехал в Принстон, где работал приглашенным профессором на кафедре славистики и богословия Принстонского университета.

Скончался отец Георгий 11 августа 1979 года в Принстоне. Его отпевали при участии многочисленных коллег и учеников в церкви Св. князя Владимира в Трентоне, где он часто служил.

Тамара Приходько