130 лет со дня рождения В.Ф.Нижинского

Вацлав Фомич Нижинский родился 12 марта 1889 года в Киеве (Российская империя) в семье известных польских балетных танцовщиков. Двух сыновей и дочь родители приобщали к танцам с раннего детства. Младшая сестра Вацлава, Бронислава, также прославилась, главным образом как педагог и руководитель балетных студий. А Вацлав стал не только блестящим солистом балета, но и постановщиком таких шедевров, как «Весна священная», «Послеполуденный отдых фавна», «Игры» и «Тиль Уленшпигель».

Его талант проявился очень рано — в пятилетнем возрасте мальчик выступил в Одесском театре, станцевав гопак. Когда отец создавал свою танцевальную труппу, Вацлав выступал во время гастролей в разных городах России, в частности, в Нижнем Новгороде на Рождество, что отметила пресса. После развода родителей мать уехала с детьми в Петербург, где Вацлав поступил в Петербургскую балетную школу и проявил такие незаурядные способности, что известный балетмейстер-новатор Михаил Фокин поручил ему роль Фавна в постановке балета для выпускников «Ацис и Галатея». После спектакля в Мариинском театре 10 апреля 1905 года в газетах появились рецензии с похвалами 15-летнему танцору. Все отмечали его артистизм и необыкновенную элевацию — высокий прыжок и умение буквально парить над сценой.

С 1906 по 1911 год Нижинский с успехом выступал в Мариинском театре. Но был уволен со скандалом по требованию императорской семьи: его костюм в балете «Жизель» сочли неприличным. Но это не стало трагедией для артиста — он уже прославился в 1907 году на парижской сцене, танцуя в паре с Матильдой Кшесинской. А потом был приглашен С.Дягилевым для участия в «Русских сезонах» 1909 года. Человек-птица, как называет его и пресса, и знатоки балета, блистает в «Жизели», «Лебедином озере», в заглавных партиях новых балетов Фокина (1910–1912): «Карнавал» на музыку Р.Шумана; «Шехерезада» Н.Римского-Корсакова; «Видение розы» К.Вебера, в котором поражает парижскую публику фантастическим прыжком в окно. А еще были «Петрушка» И.Стравинского; «Дафнис и Хлоя» М.Равеля и другие балеты. Среди его партнерш — такие прославленные балерины, как А.Павлова, Т.Карсавина и другие звезды.

Все отмечают полную погруженность Нижинского в хореографию и совершенную отстраненность от окружающей действительности. Но тем не менее, Вацлав высоко оценивает свою роль в искусстве и в жизни. «Мой дом везде, где существует мир. Я хочу любить. Я человек, Бог во мне, а я в Нем», — вот так он формулирует свое кредо.

В прославленной труппе Дягилева Нижинский становится не только главным солистом, но и начинает пробовать свои силы как хореограф, причем втайне от Фокина. Свой первый балет «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К.Дебюсси (1912) он строит на основах ритмопластики и эуритмики Далькроза. Швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак-Далькроз рассматривал ритм и движение как универсальные свойства бытия человека и освоения им пространства. Вот почему эти принципы, претворенные Нижинским и в другом балете на музыку И.Стравинского «Весна священная», помогли сделать этот балет не просто реставрацией праславянской языческой стихии, а своего рода философской поэмой осознания человеком своего места в мире. В то же время новаторские балеты Нижинского усилили русскую ноту в мировой балетной традиции.

Но, к сожалению, на этой высокой ноте творческий путь Нижинского обрывается. Будучи по сути членом семьи Дягилева, Вацлав Фомич в 1913 году в тайне от всех женился на своей поклоннице, венгерской аристократке Ромоле Пульской. Узнав об этом, Дягилев тут же изгнал своего фаворита из труппы. Нижинский решил создать свою антрепризу. Оставив Дягилева, к брату присоединилась и его сестра Бронислава с мужем.

Нижинскому удалось заключить контракт с лондонским театром «Палас» и выступить с репертуаром переделанных заново балетов Фокина «Призрак розы», «Карнавал», «Сильфиды». Но гастроли закончились финансовым крахом. У Нижинского начались нервные срывы. В семье, где родились две дочери, начались серьезные проблемы. Ромола взяла на себя все хлопоты для добывания средств на лечение — ведь большую часть жизни в последние годы Вацлаву Фомичу пришлось провести в больницах. Расхожее мнение — душевная болезнь Нижинского, но были врачи, которые говорили об инсульте как первопричине его недуга — он потерял речь, почти не двигался. В 1938 году к Нижинскому приехал Серж Лифарь, который периодически выделял деньги на его лечение. Два выдающихся танцора общались без слов. Лифарь станцевал для своего великого предшественника, а Вацлав Фомич ответил своему коллеге и по сути преемнику, сделав свой уникальный прыжок. Любительская фотография запечатлела это легендарное воздушное парение.

Умер Нижинский ранней весной 1950 года в Лондоне. Его похоронили на кладбище Сент-Мерилебен, а через три года прах танцовщика перевезли в Париж на кладбище Монмартра. В память о нем жена написала книгу «Вацлав Нижинский», ставшую памятником легенде русского балета.

Тамара Приходько