135 лет со дня рождения Ф.А.Степуна

Федор Августович Степун родился 6 (18) февраля 1884 года в Москве, в семье, корни рода которой по отцовской линии — немецкие и литовские, по материнской — французские и шведско-финские. По воле матери в 1885 году сын был крещен в православную веру. Осознавал ли себя Федор Августович с юных лет человеком мира? Во всяком случае, его труды зрелых лет отличаются поисками общечеловеческих идеалов. Да и образование — тому подтверждение. Окончив в Москве реальное училище и отслужив вольноопределяющимся, с 1902 года Степун по совету приват-доцента Московского университета Б.П.Вышеславцева изучал философию в Гейдельбергском университете и защитил докторскую диссертацию по теме «Философия Владимира Соловьева». После этого путешествовал по Франции и Италии.

Вернувшись в 1910 году в Россию, Степун принял активное участие в издании международного ежегодника по философии культуры «Логос». С 1910 по 1914 год Степун ведет активную деятельность в «Бюро провинциальных лекторов», читает лекции в городах России и в Московском народном университете, выступает на заседаниях Религиозно-философского общества им. Вл.Соловьева, участвует в семинарах издательства «Мусагет», печатается в журналах «Труды и дни», «Русская мысль», «Северные записки». В 1913 году в «Логосе» публикуется его программная философская работа «Жизнь и творчество».

Первая мировая война резко меняет планы. В 1914 году Федор Августович участвует в составе 12-й Сибирской стрелковой артбригады на Галицийском фронте, в 1915 году — на Рижском, где получает тяжелое ранение и 10 месяцев проводит в лазаретах. Эти события и переживания найдут воплощение в философско-автобиографическом романе Степуна «Записки прапорщика-артиллериста» (М., 1918), которую критики признают одной из лучших книг о Первой мировой войне.

В начале Февральской революции Степун становится в Петрограде фронтовым представителем во Всероссийском Совете рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, но вскоре возвращается на фронт. Через некоторое время Степуна снова вызвали в Петроград, где он возглавил культурно-просветительскую часть при политическом отделе военного министерства. После ухода в отставку Федор Августович становится редактором журнала «Армия и Флот свободной России». Но представители наступающей власти большевиков считают Степуна неблагонадежным и 24 октября 1917 года арестовывают его в Мариинском дворце. Правда, вскоре освобождают. После октябрьского переворота Степун перебирается в Москву, весной 1918 года начинает сотрудничать с оппозиционной прессой, заведует культурно-философским отделом в правоэсеровском «Возрождении».

В начале Гражданской войны Степуна призывают в Красную армию, но только благодаря А.Луначарскому оставляют в Москве и назначают заведующим репертуаром при «Показательном театре революции». Но после постановок «Царя Эдипа» Софокла и «Меры за меру» Шекспира Степуна увольняют из театра «за явное непонимание сущности пролетарской культуры». В 1919 году вместе с женой и другими родственниками он создает в деревне небольшую коммуну на 14 десятинах земли, оставшихся от имения тестя. Хотя это предприятие было санкционированно местным исполкомом, Федор Августович оставался в списках неблагонадежных. А после выхода в свет под редакцией Степуна литературно-художественного сборника «Шиповник» (со статьями Н.Бердяева, Л.Леонова, Б.Пастернака), его высылают за границу.

С 1922 года он вместе с семьей живет в Берлине и преподает в Русском научном институте. В это время при его непосредственном участии выходят журналы «Современные записки» и «Новый град». В 1923 году Степун переиздает уже выходившую в России книгу «Жизнь и творчество» и публикует работу «Основные проблемы театра». После закрытия Русского научного института в 1925 году Федор Августович переезжает в Дрезден, где становится профессором социологии Дрезденского Высшего технического училища. Но в 1937 году нацисты отстраняют его от работы.

Во время Второй мировой войны Степун живет в Дрездене и, чудом уцелев во время бомбардировки в 1945 году авиацией Великобритании, но потеряв все имущество, переезжает в Мюнхен. В 1947 году он был приглашен возглавить специально для него созданную кафедру истории русской культуры в Мюнхенском университете и до 1960 года читал курсы по русской литературе и социологии русской революции. В послевоенные годы Степун также активно сотрудничал с такими эмигрантскими изданиями, как «Опыты» и «Новый журнал», был одним из учредителей и постоянным представителем Товарищества зарубежных писателей. В честь 80-летнего юбилея правительство ФРГ наградило Степуна высшим знаком отличия.

23 февраля 1965 года Федор Августович скоропостижно скончался, возвращаясь с одной из своих публичных лекций. Его труды занимают значимое место в мировой культуре и изучаются современными исследователями русского зарубежья.

Тамара Приходько

Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок