40 лет со дня смерти Л.Ф.Мясина

Леонид Федорович Мясин родился 9 августа 1896 года в Москве в семье музыкантов. Отец был валторнистом, мать — певицей в Большом театре. Раннее увлечение мальчика танцами было сродни детской забаве, но коллеги родителей, заметив способности Леонида, посоветовали учить его хореографии. Леонид поступил в балетный класс Московского театрального училища и уже с восьми лет стал участвовать в постановках Малого драматического театра. В 1913 году его заметил в небольшой роли в спектакле «Лебединое озера» С.Дягилев и предложил стать участником своей труппы. Мясин принял это предложение и уехал с Дягилевым сначала в Париж, а затем почти на год в Италию, где занимался хореографией у знаменитого педагога Чекетти. После такой подготовки Дягилев дал своему воспитаннику главную роль в балете «Легенда об Иосифе», с которой его новый фаворит блестяще справился.

После такого дебюта Мясин стал исполнять в «Русском балете» все партии Нижинского, который к тому времени покинул труппу Дягилева. Несмотря на неудачные гастроли Мясина в Америке и падение интереса к балету во время начавшейся Первой мировой войны, Дягилев поручает Леониду стать хореографом «Русского балета». В 1915 году Мясин ставит балет «Полуночное солнце» и добивается успеха. Он начинает путешествовать, изучает народные танцы в разных странах: Испании, Швейцарии, Франции. Становятся известными его балеты «Женщины в хорошем настроение», «Треуголка», и особенно «Парад» на музыку Э.Сати с декорациями П.Пикассо и Ж.Кокто.

Но в 1921 году он вынужден уйти из «Русского балета» Дягилева из-за женитьбы. Его семейная жизнь с балериной Верой Савиной продлилась до 1924 года. Затем Мясин уединяется на архипелаге Ли-Галли близ Неаполя и пишет автобиографию «Моя жизнь в балете». Кроме того, он строит на одном из островов виллу, дом для гостей, а в старинной сарацинской башне создает балетную школу с танцевальными залами и комнатами для учеников. Но построить на острове театр Мясину не удалось. И все-таки история этого проекта продолжилась. В 1930-е годы архитектор Ле Корбюзье соорудил для Мясина бассейн и перестроил гостевой домик в виллу «Белый дом». (В 1980-е годы наследники Мясина продали архипелаг Ли-Галли другому знаменитому танцовщику — Рудольфу Нурееву.)

После своего творческого затворничества и смерти Дягилева Мясин совместно с полковником де Базилем в 1933 году собирает дягилевских артистов и новых танцоров в труппу «Русский балет в Монте-Карло», которая возобновляет самые популярные балеты «Русских сезонов», ставит новые спектакли и завоевывает зрителей. Приносят успех и гастроли в Америке в 1939 году. После чего Мясин с супругой Татьяной Орловой переселяется в США.

В 1961 и 1963 годах Мясин приезжал в СССР в надежде поставить балет на родине, которую он покинул 40 лет тому назад. Однако, несмотря на оттепель, отношение к эмигрантам в то время в Союзе почти не изменилось. К сожалению, планам всемирного известного хореографа не суждено было осуществиться, и на сцене Большого театра никто так и не увидел его прославленные балеты. В то время в СССР не знали и его книгу «Моя жизнь в балете». Она будет переведена только в 1990 году. Так что имя нашего талантливого соотечественника долгое время оставалось неизвестным ни широкому кругу любителей искусства, ни значительной части творческой интеллигенции. А ведь к тому времени Мясин был постановщиком более 70 балетов, среди которых «Стальной скок» на музыку Сергея Прокофьева (премьера состоялась в 1927 году в Театре Сары Бернар); «Предзнаменования» на музыку Пятой симфонии Петра Чайковского; «Жар-птица» Игоря Стравинского с декорациями и костюмами Марка Шагала; «Гарольд в Италии» по одноименной симфонии Берлиоза; «Вакханалия» на музыку Вагнера, либретто и оформление Сальвадора Дали; «Болеро» Мориса Равеля.

Мясин участвовал также в фильмах-балетах как танцовщик и хореограф: «Парижское веселье», «Испанская фиеста», «Неаполитанская карусель» и других.

В последние годы Мясин читал лекции по народной хореографии в Королевской школе в Лондоне. Его дети Леонид и Татьяна пошли по стопам отца и тоже стали артистами балета. Умер Мясин в Германии 15 марта 1979 года.

Балеты Мясина «Треуголка», «Предзнаменования», «Парижское веселье» были поставлены в Большом театре в Москве только в 2005 году.

Тамара Приходько

Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок