145 лет со дня рождения Н.А.Бердяева

18 марта 2019 года — 145 лет со дня рождения Николая Александровича Бердяева (псевдонимы: Б.К-ский, К.Т-н) (18(06).03.1874, Киев, Россия – 23.03.1948, Кламар близ Парижа, Франция), религиозного философа, публициста, общественного и политического деятеля. Из дворян. Его отец, офицер-кавалергард Александр Михайлович Бердяев, был киевским уездным предводителем дворянства, позже председателем правления Киевского земельного банка. Его мать, Алина Сергеевна, урожденная княжна Кудашева, была по матери француженкой. Старший брат Сергей — поэт, публицист и издатель.

Николай Александрович получил начальное домашнее образование, владел немецким и французским языками. Зачисленный с детства по семейной традиции в пажи, он учился в Киевском и Владимирском кадетских корпусах, получал посредственные оценки и считал себя малоспособным учеником, когда требовалось пассивное усвоение и запоминание (1887–1891). С 14 лет Бердяев любил читать философские книги и осознал свое призвание — быть философом, «человеком, который посвятит себя исканию истины и раскрытию смысла жизни». В 1894–1897 годах он учился в Киевском университете Св. Владимира: год на естественном отделении физико-математического факультета, затем на юридическом факультете, занимался самообразованием, написал первую самостоятельную работу — антикантианский этюд «О морали долга и о морали сердечного влечения» (опубликован не был, рукопись не сохранилась). Он также участвовал в работе студенческого марксистского Центрального кружка саморазвития и киевского Союза борьбы за освобождение рабочего класса. В 1897 году Бердяев был арестован впервые за участие в студенческой демонстрации; а во второй раз в 1898 году за участие в антиправительственных выступлениях. В 1900 году он был выслан на три года в Вологодскую губернию под гласный надзор полиции. В это время в журнале «Мир Божий» состоялся его литературный дебют: были напечатаны две его рецензии (без подписи) на Б.Поллока и Г.Ольденберга (1898) и опубликована первая его статья — «Ф.А.Ланге и критическая философия в ее отношениях к социализму» (Neue Zeit. 1899–1900. № 32/34). Ссылку он отбывал вместе с А.Ванновским, А.Луначарским, А.Ремизовым, Б.Савинковым и другими.

Время, проведенное в ссылке, Бердяев посвятил занятиям философией. Именно там произошел его переход «от марксизма к идеализму» (1900–1903). После ссылки он принимал участие в организации «Союза освобождения» и его борьбе. «С инициаторами Союза освобождения у меня были идейные и личные связи. Я принял участие в двух съездах за границей в 1903 и 1904 годах, на которых был конструирован Союз освобождения. Съезды происходили в Шварцвальде и в Шафгаузене, около Рейнского водопада. Красивая природа меня более привлекала, чем содержание съездов. Там я впервые встретился с либеральными земскими кругами. Многие из этих людей впоследствии играли роль в качестве оппозиции в Государственной думе и вошли в состав Временного правительства 1917 года. Среди них были очень достойные люди, но среда эта была мне чужда… Из деятелей Союза освобождения вышли элементы, составившие потом главную основу кадетской партии. В кадетскую партию я не вошел, считая ее партией “буржуазной”. Я продолжал считать себя социалистом. Я принимал участие в комитете Союза освобождения сначала в Киеве, потом в Петербурге, но особенно активной роли по своему настроению не играл и чувствовал страшную отчужденность от либерально-радикальной среды, большую отчужденность, чем от среды революционно-социалистической… На “освобожденческих” банкетах, которыми в то время полна была Россия, я себя чувствовал плохо, не на своем месте и, несмотря на свой активный темперамент, был сравнительно пассивен. Я себя чувствовал относительно лучше среди социал-демократов, но они не могли мне простить моей “реакционной”, по их мнению, устремленности к духу и к трансцендентному».

В 1904–1907 годах жил в Петербурге, с 1909 года обосновался в Москве. Он стал свидетелем и одним из творцов того процесса, который сам называл «русским ренессансом начала XX века». Был одним из инициаторов и авторов сборника «Вехи» (1909), где ответственность за «кризис духа» в России возлагал на интеллигенцию, которую обвинил в отказе от поиска истины и подчинении «утилитapнo-oбщecтвенным целям». Принимал участие в работе различных обществ, кружков, академий. События 1917 года Бердяев пережил как «момент своей собственной судьбы, а не как что-то извне ему навязанное». Будучи идейным противником большевизма, он вместе с тем после октября 1917 года испытал творческий подъем и период общественной активности. В 1917–1918 годах Бердяев написал свыше 40 статей, которые были включены в сборник «Духовные основы русской революции» и несколько книг, из которых впоследствии, по его словам, по-настоящему ценил лишь две — «Смысл творчества» и «Смысл истории». Он участвовал во многих начинаниях культурной жизни Серебряного века, вначале вращаясь в литературных кругах Петербурга, потом принимая участие в деятельности Религиозно-философского общества в Москве. После революции 1917 года Бердяев основал «Вольную академию духовной культуры», просуществовавшую три года (1919–1922). Дважды был арестован (1920, 1922) по обвинению в антисоветской деятельности и выслан в 1922 году из страны на пароходе «Обербургомистр Хакен».

До 1924 года Николай Александрович жил в Берлине, воспринимая Германию как переходный пункт между Россией и Западной Европой. В Берлине по его инициативе и при содействии Американского христианского союза молодых людей была открыта Религиозно-философская академия (РФА). Он стал почетным членом совета РСХД (Русского студенческого христианского движения), участвовал в его съездах до 1936 года. «Во мне вызывает сильное противление то, что для русской эмиграции главный вопрос есть вопрос об отношении к советской власти. Между тем как я считаю главным вопросом вопрос об отношении к русскому народу», — писал Бердяев. Летом 1924 года он переехал во Францию. Осенью 1924 года под его председательством в Париже открылась вторая РФА. До начала Второй мировой войны он жил на съемной квартире в Кламаре, а в 1938 году переехал в собственный дом, полученный в наследство от друга семьи — англичанки Ф.Вест. По отзыву Б.Вышеславцева, это был «милый помещичий дом, “Ясная поляна”, где живет русский барин, боящийся сквозняков, любящий заниматься философией и решивший стать “пророком”… и достигший успехов на этом поприще». «Я получил наследство, хотя и скромное, и стал владельцем павильона с садом в Кламаре, — вспоминал Бердяев. — В первый раз в жизни, уже в изгнании, я имел собственность и жил в собственном доме, хотя и продолжал нуждаться, всегда не хватало». В Кламаре раз в неделю устраивались «воскресенья» с чаепитиями, на которые собирались друзья и почитатели Бердяева, происходили беседы и обсуждения разнообразных вопросов и где «можно было говорить обо всем, высказывать мнения самые противоположные». С 1924 года и до своей кончины Николай Александрович был редактором издательства «YMCA-Press». С 1925 по март 1940 года он редактировал при участии Б.Вышеславцева журнал «Путь» — ведущее издание религиозно-философской мысли русского зарубежья. Имел широкий круг общения с французским литературным, католическим и интеллектуальным миром, поддерживая отношения с такими философами, как Э.Мунье, Г.Марсель, К.Барт и другими.

В 1942–1948 годах Николай Александрович был 7 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе.

В 1946 году он получил советское гражданство.

В 1947 году ему была присуждена степень доктора теологии в Кембриджском университете.

Годы, прожитые во Франции, стали для ученого «эпохой усиленного философского творчества»: им были написаны 15 крупных исследований, не считая участия в сборниках, сотен статей, докладов, лекций. Философ поражал своей работоспособностью даже своих близких, одновременно обдумывая по нескольку книг и статей.

«Из испытаний, которые мне пришлось пережить, я вынес веру, что меня хранила Высшая Сила и не допускала погибнуть. Эпохи, столь наполненные событиями и изменениями, принято считать интересными и значительными, но это же эпохи несчастные и страдальческие для отдельных людей, для целых поколений. История не щадит человеческой личности и даже не замечает ее. Я пережил три войны, из которых две могут быть названы мировыми, две революции в России, малую и большую, пережил духовный ренессанс начала XX века, потом русский коммунизм, кризис мировой культуры, переворот в Германии, крах Франции и оккупацию ее победителями, я пережил изгнание, и изгнанничество мое не кончено. Я мучительно переживал страшную войну против России. И я еще не знаю, чем окончатся мировые потрясения. Для философа было слишком много событий: я сидел четыре раза в тюрьме, два раза в старом режиме и два раза в новом, был на три года сослан на север, имел процесс, грозивший мне вечным поселением в Сибири, был выслан из своей Родины и, вероятно, закончу свою жизнь в изгнании» (Н.А.Бердяев).

Последнее его произведение — книга «Царство Духа и царство Кесаря» (1946–1948), работу над которой он завершил незадолго до своей смерти. Николай Александрович скончался за письменным столом 23 марта 1948 года. Похоронен в Кламаре, на городском кладбище Буа-Тардье.

«Из автобиографии Бердяева известно, что он собственно не получил религиозного воспитания в семье, а когда началось “духовное пробуждение”, то не Библия — по собственному признанию Бердяева — а Шопенгауэр запал ему в душу. В более позднее время, уже когда Бердяев отходит от марксизма, у него произошло настоящее “обращение” к Церкви, — но под знаком “нового религиозного сознания” и “неохристианства”. Бердяев сразу же склонился к отвержению “исторического христианства”, ибо пришла «новая всемирно-историческая эпоха» (В.В.Зеньковский).

В архивном собрании ДРЗ хранятся материалы, связанные с Н.А.Бердяевым (Ф.12, Ф.23). См. также публикации Н.А.Бердяева в каталоге библиотеки ДРЗ.

В.Р.Зубова

Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок