160 лет со дня рождения М.К.Башкирцевой

Мария Константиновна Башкирцева (фр. Marie Bashkirtseff) родилась 12 (24) ноября 1858 года в имении Гавронцы близ Полтавы. Ее отец — Константин Башкирцев, предводитель местного дворянства — получил образование в той же Нежинской гимназии, где ранее учился Н.В.Гоголь. Мать — Мария Бабанова — была хорошо образована, владела иностранными языками (ее мама была француженкой). В раннем возрасте Марию учили музыке, рисованию, знакомили с русской и зарубежной литературой, обучали иностранным языкам. Очень рано девочка начала интересоваться историей, философией, выучила древнегреческий и латынь, читала в оригинале научные и философские труды.

Родители развелись, когда Марии было 12 лет. С этого возраста девочка начала вести на французском языке дневник, куда ежедневно подробно записывала главным образом свои переживания, мечты, стремления стать знаменитой и прославиться. После развода с Башкирцевым мать вместе с Марией и семьей родственников Бабановых уезжает в Европу. Жизнь в Вене, Баден-Бадене, Женеве, а с 1872 года — в Ницце, приносит Марии массу впечатлений, интересных знакомств и первые влюбленности. Мария увлеченно занимается литературой, живописью, музыкой и готовится к карьере певицы. Но вскоре врачи ставят ей диагноз — туберкулез, и уроки пения приходится оставить. Но широкий круг интересов спасает Марию от уныния.

Пребывание на курортах, постоянное лечение не отвлекает ее от поисков путей проявления своих талантов. Она обращается к политике, становится сторонницей феминизма, но главное — после переезда в Париж начинает профессионально заниматься живописью, что не просто было женщине в те времена даже в просвещенной Франции. С 1877 года Мария смогла учиться только в частной Академии живописи Р.Жюлиана. Но ее успехи столь очевидны, что вскоре она занимает первые места на конкурсах рисунков, а после одиннадцатимесячной работы в мастерской жюри Академии, состоящее из знаменитых художников (учителя Марии Робера-Флери, Бугеро, Буланже, Лефевра), присуждает ей золотую медаль.

В 1880 году на престижном парижском Салоне Башкирцева выставляет свою картину «Молодая женщина читает “Вопрос о разводе” Александра Дюма». По сути — это мастерски выполненный живописный портрет Дины, двоюродной сестры и подруги Марии. А название, адресующее зрителей к нашумевшему роману А.Дюма о правах женщины в обществе, сделало картину М.Башкирцевой суперактуальной, как сказали бы мы сейчас, знаковой для своего времени. Большое влияние на творчество Башкирцевой оказывает ее учитель и друг, известный французский художник Жюль Бастьен-Лепаж, который одним из первых обратился к реалистическому изображению крестьянского быта. Сюжетами картин Марии в это время становятся простые жители Парижа («Митинг»), сельские пейзажи с обитателями провинции («Весна»). В то же время она общается с художественной и литературной элитой того времени: с писателем Э.Золя, с драматургом, поэтом и прозаиком Франсуа Коппе, ведет переписку с Ги де Мопассаном. Она продолжает вести дневник и задумывается о его издании. Здоровье Марии ухудшается, но интенсивность занятий живописью не ослабевает, она успевает ухаживать и за больным Жюлем Бастьен-Лепажем.

В ее дневнике — не только мысли о трагических событиях, но вера в вечную жизнь искусства: «Я в своей дерзости считаю себя в родстве со всеми героями, со всеми шедеврами мира! Можно было бы написать интересную диссертацию на тему о той таинственной связи, которая соединяет героев в образцовых произведениях со всеми мыслящими людьми!»

Мария Башкирцева умирает 12 ноября 1884 года. Через несколько дней ей исполнилось бы 26 лет. Ее похороны на парижском кладбище Пассии собрали множество ее друзей и поклонников таланта. По проекту архитектора Эмиля Бастьен-Лепаж (брата Жюля) над могилой Марии была сооружена часовня, в которую поместили ее мольберт, мебель, скульптуру и некоторые картины, среди которых ее последняя работа — «Святые жены». Художественное и литературное творчество Башкирцевой до сих пор не изучено в полном объеме.

На посмертной выставке Башкирцевой ее картины «Митинг», «Портрет натурщицы», «Жан и Жак» были куплены и поступили в Лувр, она первой из русских художников была удостоена такой чести (сейчас эти работы находятся в музее Орсе). Первое издание выдержек из дневника Башкирцевой под названием «Mon journal» осуществила в 1887 году ее мать. Через два года в переводе на английский появился «Дневник молодой художницы 1860–1884». Издания на других языках вскоре разошлись по всей Европе. Дневник стал настоящим бестселлером. В 2005 году вышел 16-томный вариант дневника, изданный на основе полной рукописи.

Сегодня известно о существовании 150 полотен и пастелей Башкирцевой, около 200 рисунков, эскизов и акварелей, а также об одной скульптуре. Большинство ее работ утрачено, во всем мире осталось около 60 единиц. В начале XX века мать Башкирцевой подарила Русскому музею Александра III собрание художественных работ своей дочери. 13 рисунков и 8 живописных картин остались в Русском музее. В начале 1930 годов несколько работ было передано Красноярскому музею и два полотна — Днепропетровскому. В украинские музеи поступило 127 произведений Башкирцевой, а сейчас в стране осталось 3 картины, остальные пропали во время Великой Отечественной войны. Из Харьковской галереи в период эвакуации пропало 66 полотен, судьба остальных работ неизвестна. Немало произведений Башкирцевой хранилось в Гавронцах, но они были уничтожены при бомбежке.

Сегодня поисками картин Башкирцевой, их каталогизацией, изучением биографии и творчества Башкирцевой занимается Фонд «Возрождение памяти Марии Башкирцевой», созданный Татьяной и Николаем Швецами. На выставке в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына в сентябре 2018 года они представили собранные в частных коллекциях личные вещи Марии Башкирцевой, ряд ее рисунков и долгие годы считавшуюся утерянной картину «Молодая женщина читает “Вопрос о разводе” Александра Дюма», которую супруги Швецы приобрели на аукционе. Международные конференции, которые фонд проводит в течение 10 лет, собирают исследователей творчества и биографии Марии Башкирцевой из разных стран — Франции, Швейцарии, Италии, Украины, США, Новой Зеландии, России.

Тамара Приходько

Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок