35 лет со дня кончины о. Александра Шмемана

13 декабря 2018 года — 35 лет со дня кончины отца Александра Шмемана (13.09.1921, Ревель, Эстония – 13.12.1983, Нью-Йорк, США), протопресвитера, богослова, педагога, проповедника, религиозного и церковного деятеля. Александр Дмитриевич Шмеман родился в русской семье и принадлежал к поколению «детей эмиграции», которым не довелось побывать в России, но которые навсегда сберегли в себе дух русской самобытности. Семья свято хранила православные устои. Рояль, на котором любила играть мать, Анна Тихоновна, в девичестве Шишкова, на Великий пост запирался на ключик. Его дед по отцу, Николай Эдуардович Шмеман, был сенатором, действительным тайным советником, членом Государственного совета. Его отец, Дмитрий Николаевич Шмеман окончил юридический факультет Петербургского университета, служил боевым офицером в лейб-гвардии Семеновском полку и после революции вслед за женой уехал в эмиграцию. Обосновались они в Ревеле (Таллине), где 13 сентября 1921 года родились братья-близнецы Андрей и Александр. В 1928 году перебрались в Белград, в 1929 году — в Париж.

А «Русский Париж» тех лет был отдельным миром, где издавалось множество газет и журналов, в которых велись жаркие политические споры эмигрантов, надеявшихся на скорое возвращение на Родину. Дети воспитывались в русских школах, в некоторой изоляции от французского общества, отнюдь не всегда стремящегося оказать им хоть какое-то гостеприимство. Молодой Александр получил русское образование. С 1930 года по 1935 год («может быть, самые важные пять лет всей моей жизни») обучался в русском Кадетском корпусе в Версале. Своему первому наставнику, генералу В.В.Римскому-Корсакову, оставался благодарен до последних своих дней: «Это он, пичкая меня — одиннадцатилетнего мальчишку — стихами, “привил” мне не просто любовь к поэзии (или к “культуре”), а, сам того не зная, некую “печаль по Богу”, которую — это я твердо знаю — я все время предаю и заглушаю в себе, но которая, тем не менее, мне была дана и остается “данной”».

Уже тогда Шмеман понимал, что русская культура не была изолированной, а развивалась в тесной связи с другими мировыми культурами. Знаменитая «Пушкинская речь» Достоевского была для него единственно верным пониманием России и русской цивилизации. Поэтому он продолжил свое образование во французском Лицее Карно (1939), а затем — в Сорбонне. Подростком Александр Шмеман нашел свой истинный духовный дом в Церкви и почувствовал подлинный дух Православия, участвуя прислужником, а затем иподиаконом в богослужениях в соборе Св. Александра Невского. Под руководством старшего иподиакона Петра Евграфовича Ковалевского он понял всю важность и значение Литургии и даже проникся некоторой любовью к пышным церемониям.

Желая получить духовное образование, он поступил в 1940 году, во время немецкой оккупации Парижа, в Свято-Сергиевский богословский институт. Женился Александр Дмитриевич в 1943 году на Ульяне Сергеевне Осоргиной, внучке протоиерея Михаила Осоргина, тогда студентке факультета классических языков Сорбонны. Специализировался по истории Церкви, став учеником А.В.Карташева, чьи блестящие лекции и скептический ум во многом отвечали желанию Шмемана критически оценивать мир. Результатом явилась кандидатская диссертация о византийской теократии. На него также оказали существенное влияние еще два профессора института. Архимандрит Киприан (Керн) — его духовный отец и близкий друг, пригласивший Александра служить в свой приход Святых Константина и Елены в Кламаре, близ Парижа. Любовь о. Киприана к Литургии и его литургические вкусы нашли отклик в душе молодого Шмемана. Однако более решающим все же было знакомство с «евхаристической экклезиологией» профессора канонического права о. Николая Афанасьева, которую Александр Шмеман развивал впоследствии всю свою жизнь.

Окончив институт в 1945 году, Шмеман, тогда еще мирянин, остался в нем преподавателем церковной истории. 22 октября 1946 года архиепископом Владимиром (Тихоницким) он был рукоположен в диаконский чин, а 20 ноября того же года — в сан священника. На протяжении ряда лет отец Александр совмещал приходское служение и настоятельство с преподаванием, научно-богословской деятельностью и редактированием епархиального журнала «Церковный вестник». Главным для него было и оставалось экзистенциальное сегодня Православной Церкви. Именно в этом контексте экклезиология Афанасьева указала направление богословского пути о. Александру. Можно даже сказать, что богословские взгляды Шмемана сформировались в «парижский период» его жизни.

Когда, наконец, русская эмиграция в большинстве своем поняла несбыточность надежд на скорое возвращение в Россию, стал вопрос о выживании и утверждении Православия на Западе. Надо было определить суть и смысл существования православной диаспоры. Как и многие молодые богословы, о. Александр знал только один ответ: устроение территориальной и в конечном итоге франкоязычной поместной Церкви во Франции. Он выступал против возвращения Западно-Европейского Русского Экзархата в юрисдикцию Московского Патриархата, так как надеялся, что Вселенский Патриархат, под чьим омофором Экзархат находился с 1931 года, начнет движение к объединению всех православных юрисдикций в единую поместную Церковь.

Однако большинство русских эмигрантов (включая старшее поколение) видело союз с Константинополем лишь как защиту от «притязаний Москвы», а не как уникальную возможность для свидетельства о Православии на Западе. Именно это и послужило причиной, побудившей о. Александра уехать на американский континент в надежде найти там более благоприятные возможности для воплощения православной экклезиологии в конкретной жизни Церкви.

Решающим фактором для переезда в США стало возвращение из Восточной Европы в Париж о. Георгия Флоровского и избрание его ректором Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке в 1949 году. В 1951 году о. Александр отбывает с семьей в Америку, где становится преподавателем семинарии: «Был “зов” — от Флоровского…» — напишет он в «Дневниках». С 1953 года — протоиерей. Начало 1950-х годов было трудным временем для Свято-Владимирской семинарии. Тогда она располагалась в очень скромном помещении в доме на севере Манхэттена. Конфликты, вызванные разницей в темпераментах и методах, привели к уходу о. Георгия из семинарии в 1955 году, которая лишь благодаря его огромному личному авторитету получила признание в академических и богословских кругах страны. Только в 1962 году, когда семинария приобрела собственную территорию в Нью-Йоркском предместье Крествуд, о. Александр согласился стать ее ректором и занимал этот пост до самой своей смерти.

При нем семинария перестала быть просто одним из учебных заведений, пользующимся уважением в экуменических кругах, но стоящим особняком от епархиальной и приходской жизни. Она сделалась центром литургического и евхаристического возрождения, которое сегодня стало признанным фактом жизни Православной Церкви Америки. «Мне вдруг стало ясно, что на последней глубине дьявольская борьба внутри Церкви идет с Евхаристией и что это, конечно, не случайно. Без поставления ее во главу угла Церковь — “религиозный феномен”, но не Церковь Христова, “столп и утверждение Истины…”» (А.Шмеман).

Полностью посвятив себя работе в семинарии, о. Александр не прерывал связи с Европой. В своей alma mater он защитил докторскую диссертацию по теме: «Введение в литургическое богословие» (1959). Участвовал в работе Митрополичьего совета (1964–1983). Оставался всегда активным членом Русского студенческого христианского движения (РСХД/РХД), участвовал в его съездах, был избран заместителем председателя РСХД/РХД (1963–1979), затем председателем РХД (1979–1983). Был членом редколлегии «Вестника РХД», постоянным его автором.

Большой заслугой о. Александра стало обретение Американской Церковью автокефалии в 1970 году. Это произошло, по свидетельству о. И.Мейердорфа, благодаря особому взаимопониманию, установившемуся во время переговоров между о. Александром и митрополитом Ленинградским Никодимом (Ротовым), чьи неустанные труды сделали возможным подписание Томоса об автокефалии Православной Церкви Америки (ПЦА) 10 апреля 1970 года Патриархом Московским и всея Руси Алексием I. В том же году Шмеман был удостоен высшей церковной награды для белого духовенства — сана протопресвитера.

Отец Александр считал одной из жизненно важных своих задач сохранение связи с Православием в России. Еженедельные проповеди на радио «Свобода», которые он вел в течение трех десятилетий, сделали его известным среди многих гонимых христиан в СССР. Одним из них был Александр Исаевич Солженицын, чьи произведения стали для о. Александра, как и для многих других, глотком свежего воздуха, донесшимся из затхлой и унылой атмосферы советской действительности, и истинным чудом продолжения духовной жизни в СССР. Говоря о любви А.И.Солженицына к России, о. Александр определил ее как «зрячую любовь», отличную от «слепого национализма» многих.

Следует также отметить и другие аспекты деятельности А.Шмемана на ниве церковного просвещения: назначение (еще когда он жил во Франции) вице-президентом Молодежного отдела Всемирного совета Церквей, работу в комиссии «Вера и порядок», его преподавательскую деятельность в Соединенной духовной семинарии и Генеральной богословской семинарии в Нью-Йорке, а также чтение курса истории восточного христианства в Колумбийском и Нью-Йоркском университетах, его позднейшее сотрудничество с более традиционными христианскими кругами (так называемое «Хартфордское обращение») и др.

Отец Александр — почетный доктор церковных наук Греческого богословского института Святого Креста в Бостоне и колледжа Лафайет в Истоне. Автор большого числа книг, в том числе «Дневников», которые писал 10 лет. Основные его труды посвящены литургическому богословию, прежде всего таинству Евхаристии и истории.

«Многие христиане удовлетворены тем, что им с презрением позволяют “исполнять свои обряды”, лишь бы они вели себя тихо и послушно и не мешали бы миру строить свою жизнь — без Бога, без Христа, без веры, без молитвы… Они, эти усталые христиане, уже почти не помнят, что сказал Христос в ночь, когда Он шел к распятию: “В мире печальны будете, но мужайтесь, ибо я победил мир”» (о. А.Шмеман).

Скончался отец Александр Шмеман 13 декабря 1983 года в Нью-Йорке.

В Доме русского зарубежья им. А.Солженицына проводились международные семинары «Христианство и идеология» (2008) и «Богословие радости в свете наследия прот. Александра Шмемана» (2010). В архивном собрании Дома хранятся материалы, связанные с о. Александром, см.: Фонд 4. Франк Семен Людвигович, Фонд 43. Климов Евгений Евгеньевич (Klimoff Eugene), Фонд 57. Российская Ассоциация преподобного Силуана Афонского. Преподобный Силуан Афонский и его ученик архимандрит Софроний (Сахаров)

См. также публикации о. А.Шмемана в каталоге библиотеки ДРЗ.

В.Р.Зубова

Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок