45 лет со дня кончины Е.А.Полевицкой

4 ноября 2018 года — 45 лет со дня кончины Елены Александровны Полевицкой (15(03).06.1881, Ташкент, Россия — 04.11.1973, Москва, СССР), драматической актрисы, педагога. Окончила Александровский институт (с большой серебряной медалью) и двухгодичные педагогические курсы в Санкт-Петербурге. Училась в художественном училище А.Л.Штиглица, получила высшую премию за работы акварелью, многие ее рисунки были приобретены для музея училища. К этому времени относится портрет Елены Александровны,написанный молодым Б.М.Кустодиевым (сейчас портрет хранится в Национальном музее русского искусства в Киеве). Хотя обучение в училище было успешным, ее отчислили за участие в студенческом движении 1905 года. Окончила Музыкально-драматическую школу Е.П.Рапгофа (1908),занималась под руководством знаменитого актера и режиссера Александринского театра А.П.Петровского.

Впервые выступила на профессиональной сцене в Пскове, затем — на сценах Гельсингфорса (Хельсинки) и Казани. Пыталась поступить в Александринский и Малый театры, но безуспешно. Работала в Санкт-Петербурге в труппе В.Ф.Комиссаржевской и в Ново-Драматическом театре на Офицерской под руководством А.А.Санина (1909–1910).Играла в Харькове и Киеве в труппе режиссера Н.Синельникова (1910–1918, с перерывами), в Московском драматическом театре Суходольских вместе с режиссером Иваном Федоровичем Шмитом (1910–1916), http://istoriya-teatra.ru/books/item/f00/s00/z0000033/pic/000009.jpg за которого вышла замуж в 1910 году.

В 1920 году уехала с мужем на гастроли в Софию, где имела хорошую прессу и большой успех у зрителей. Именно в Болгарии ее впервые назвали «Русской Сарой Бернар и Элеонорой Дузе», и это сравнение утвердилось за ней на все время пребывания за границей. Царь Борис наградил актрису высшим болгарским национальным орденом «Дамским крестом III степени». Саша Черный в стихотворении, посвященном Полевицкой, писал: Благословен Ваш нежный образ Лизы! Ее души волнующие ризы Коснулись нас в час ночи грозовой Надеждою нетленной и живой. Некоторое время работала у М.Рейнгардта в Германии. В 1923 году приезжала в СССР, играла в течение двух месяцев в составе труппы Малого театра, актеры которого благодарили ее «как одно из крупнейших дарований современного русского театра... за те многие часы радости», которые она подарила «своим талантом, давая возможность видеть его и наслаждаться так близко и непосредственно». Отзывы критики, однако, были противоречивы и подчас отрицательны. После 1924 года снова гастролировала в СССР. Выступала также с большим успехом в театрах Германии, Австрии, Чехословакии, в странах Балтии на русском и немецком языках, прославилась в роли Марии Стюарт в драме Ф.Шиллера.

В 1934 году И.Шмит, заподозренный пришедшими к власти нацистами в «неарийском» происхождении, был изгнан из театра в Берлине, и покинул Германию, уехав с женой в Эстонию, где из-за полученной травмы скончался в 1939 году.

После смерти мужа Полевицкая, имевшая германский паспорт, была вывезена немецкими властями в Германию и отправлена в лагерь для перемещенных лиц на побережье Северного моря. Через полгода, после освобождения, благодаря вмешательству друзей, в частности, известного немецкого актера и режиссера Г.Грюндгенса, смогла вернуться к работе в театре.

Преподавала в Высшей школе сценического искусства при венской Академии искусств (с 1943), давала уроки на семинаре М.Рейнгардта в Шенбрунне, работала на венском радио и одновременно играла в «Бургтеатре» и «Народном театре» в пьесах А.Островского, М.Горького, Л.Толстого, А.Грибоедова и других авторов (на немецком языке).

В 1955 году получила разрешение вернуться в СССР. 6 декабря 1955 года венская газета «Der Abend» в статье «Елена Полевицкая возвращается домой» писала: «Великая актриса, известная во всех городах мира, Елена Полевицкая всегда оставалась связанной с русским театральным искусством». В Москве, Ленинграде, Киеве прошли ее творческие вечера. С 1961 года вела драматический класс в Театральном училище им. Б.Щукина, одной из ее учениц была Л.Чурсина. Снималась в фильмах «Муму» (1959), «Бессонные ночи» (1960), «Пиковая дама» (1960). Режиссер Ю.Завадский считал ее актрисой «яркой, самобытной, но не сумевшей реализовать в полной мере свои большие артистические возможности». С 1963 года работала над воспоминаниями, довела их до 1914 года.

Умерла в московском Доме ветеранов сцены им. А.А.Яблочкиной 4 ноября 1973 года, похоронена в Москве на Введенском кладбище.

Литературное наследие актрисы, переданное ею при жизни в Центральный Государственный архив литературы и искусства (ныне РГАЛИ), насчитывает 653 единицы хранения — 653 папки, причем в некоторых из них сложено по нескольку десятков листов. В.Р.Зубова