60 лет со дня кончины А.П.Архипенко

25 февраля 2024 года — 60 лет со дня кончины Александра Порфирьевича Архипенко (30.05.1887, Киев, Российская империя – 25.02.1964, Нью-Йорк, США), скульптора, живописца, педагога. Из семьи Порфирия Антоновича Архипенко, профессора механики Киевского университета, и Прасковьи Васильевны, урожденной Машовой, дочери иконописца. Еще в детстве Александр с интересом наблюдал за работой сельских керамистов, делавших домашнюю утварь из жженой глины. А дедовы иконы удивляли его красками. Обучаясь в реальном училище Готлиба Валькера, тринадцатилетний Саша однажды неудачно прокатился на велосипеде по одной из киевских улиц, да так, что разбился и вынужден был долгое время находится в постели. Болея, он неожиданно для себя решил попробовать рисовать, у него неплохо получалось, он смог даже копировать работы Микеланджело. Выздоровев, Александр решил перевестись из реального училища в художественное, что и сделал в 1902 году. Однако проучился он там всего лишь три года, в 1905 году грянула революция, в городе начались забастовки, в том числе и ученические, как и по всей стране. За то, что он участвовал в одной из них, Александра исключили из училища.

Некоторое время он самостоятельно занимался живописью как любитель и даже провел первую выставку своих работ в родном городе. Тем не менее, желание получить профессию художника было настолько велико, что он отправился в Москву, где продолжил образование в частных студиях, к примеру, в студии С.И.Светославского. До 1908 года жил в Москве, где сблизился с М.Ларионовым, участвовал в разных выставках молодых художников. В 1909 году Архипенко отправляется в Париж. Почти пять лет живет в знаменитом парижском «Улье» (La Ruche), своеобразной колонии художников со всего мира, начинает учиться в Национальной школе изящных искусств (École nationale des Beaux-Arts). Однако одна из его первых работ — барельеф «Шопен» — была встречена преподавателями недоумением и насмешками, и он бросил школу на второй неделе. Вместе с А.Модильяни и А.Годье-Бжеско стал самостоятельно заниматься в музеях, в частности, в Лувре, проявляя интерес к ранней готике, древней пластике Египта, Центральной Америки, Ассирии, Греции. В 1909 году он создает стилизованные скульптуры «Сидящий черный торс», «Адам и Ева», «Сусанна» и «Женщина», в них было заметно это увлечение архаикой.

Благодаря Ф.Леже Архипенко знакомится с кубизмом. В 1910 году, сняв мастерскую на Монпарнасе рядом с ателье Матисса, он осваивает приемы этого направления в скульптуре, причем в объемных формах. В 1912 году молодой художник вступает в группу «Золотое сечение», создает серию «Цирк Медрано», в которой преобладают пока простые геометрические формы. В том же году он отправляется в Германию, где в городе Хагене состоялась его первая персональная выставка. Тогда же он уезжает в длительное путешествие по Италии, Швеции, Германии, Чехии и открывает в Париже собственную художественную школу.

Начав разрабатывать концепцию трехмерного кубизма, другими словами, разложения пластической формы на простейшие геометрические объемы, он пошел дальше и стал широко применять в трехмерном кубизме комбинации разнородных материалов (гипс, дерево, стекло, целлулоид, проволока). Кроме того, Архипенко конструирует полихромные (разноцветной окраски) скульптуры: «Медрано-2», «Карусель Пьеро», «Голова» и другие в 1913 году, что было совершенно ново для того времени в скульптуре. В живописи этот метод ранее предложил Пикассо. Блез Сандрар, французский поэт-авангардист, посвятил стихотворение его скульптуре «Голова» (перевод Михаила Кудинова):

Голова

Гильотина — шедевр пластического искусства,

И без сомненья,

Лязг ее — это вечность движенья.

Все знают яйцо Христофора Колумба.

Яйцо, которое он изобрел, неподвижно

и плоско.

Скульптура Архипенко — тоже яйцо, но

впервые оно яйцевидно.

И в напряженном оно равновесии,

Словно застывший волчок

На острие,

Приведенном в движенье,

О скорость!

И покидает оно

Зоны цвета

И многоцветные волны,

И в глубине

Вращается и предстает

Обнаженным,

Новым,

Тотальным.

В последующие годы Архипенко выставлялся в «Салоне Независимых» вместе с Экстер, Малевичем, Пикассо, Браком, Дереном, участвовал в выставках в Гааге и Берлине, став одним из известных представителей кубистической скульптуры. Его произведения, состоявшие из отверстий, вогнутостей и выпуклостей удивляли новизной изобразительности.

С началом Первой мировой войны Архипенко переехал в пригород Ниццы, там он разрабатывал «cкульпто-живопись», основанную на комбинации трехмерной скульптуры с раскраской, цветным плоским фоном или обрамлением («Испанка», 1916; «Натюрморт с вазой», 1918) и создавал цикл плавно изогнутых торсов, а также серию женских фигур («Женщина расчесывает волосы», 1915; «Стоящая фигура» 1916). Все было в новизну для публики в его скульптуре: сквозные отверстия и ниши, вазообразные тела («Луч», 1918; «Ваза-женщина», 1919).

В 1919–1920 годах Александр Порфирьевич разъезжает по разным городам Европы: он демонстрирует новые работы на выставках в Женеве, Цюрихе, Париже, Лондоне, Брюсселе, Берлине, Мюнхене, Роттердаме, Гааге. В 1920 году Архипенко избрали представителем России для XII Венецианской биеннале — первой биеннале, организованной после окончания Первой мировой войны. Прекрасно понимая всю значимость этого мероприятия, он отправил в Венецию все имевшиеся у него на тот момент работы. В 1921 году художник женился на немке, скульпторе Ангелике Шмитц (псевдоним Gela Forster), и обосновался в Берлине, где открыл собственную художественную школу. В том же году он провел первую персональную выставку в Нью-Йорке, организованную Катрин Дрейер и Марселем Дюшаном под эгидой объединения «Анонимное общество» (Société Anonyme). Эта выставка имела большой успех и отличную прессу. Имя его было уже на слуху художественной критики. Стали выходить монографии об его творчестве на разных языках, в том числе и на русском.

В 1923 году семья Архипенко переезжает в США (в 1929 году получает американское гражданство).

В 1924 году Александр Порфирьевич представляет новый, довольно специфический вид искусства под названием «архипентура», объясняя, что это есть «конкретное соединение живописи с временем и пространством»: аппарат с мотором приводит в движение объект, состоящий из живописных элементов. Продемонстрировал он его впервые в 1928 году на персональной выставке в Нью-Йорке, организованной объединением Société Anonyme в галерее Anderson, стремясь отобразить ту сферу реальной жизни, которая не могла быть передана статической живописью.

В 1924–1927 годах он также экспериментирует и со «звуковой скульптурой».

Продолжая считать себя русским художником, Архипенко представлял свои работы еще в 1922 году на первой русской художественной выставке (Берлин, галерея Ван Димена). Выставлялся он также в Бруклине в 1923 году (Выставка русской живописи и скульптуры) и в Филадельфии в 1933 году (Выставка современного русского искусства). В 1927 году Александр Порфирьевич подарил бронзу «Грация, или Величие красоты» Государственному музею нового западного искусства в Москве.

В 1934 году Архипенко оформляет павильон «Украина» на выставке в Чикаго. В 1940-х годах он экспериментировал с полупрозрачными, освещаемыми изнутри формами-объектами. Преподавал в своих студиях в Вудстоке (1924–1928, 1940-е), Лос-Анджелесе (1935), Чикаго (конец 1930-х), Нью-Баухаузе (1937), в Институте рисунка в Чикаго (1946), Университете Канзас-Сити (1950), в Вашингтонском университете в Сиэтле (1935–1936, 1952).

В послевоенные годы Александр Порфирьевич получил признание как один из основоположников художественного авангарда. Удостоился престижных американских и европейских наград, был избран членом Международного института искусств и словесности (1953) и Американского национального института искусств и словесности (1962). Его работы приобретались крупнейшими музеями мира. За 40 лет проживания в США он провел около 150 персональных выставок. В 1954 году устроил ретроспективную выставку в галерее Ассоциации американских художников в Нью-Йорке, а в 1955–1956 годах предпринял выставочное турне по Германии.

В 1957 году Архипенко овдовел, но через три года женился на своей ученице, художнице Френсис Грей.

В 1960–1963 годах выполнил последние крупные работы — бронзовые скульптуры «Царица Савская» (1961) и «Царь Соломон» (1963), а также серию абстрактных цветных литографий «Живые формы» (Les Formes Vivantes). Следует не забывать, что Архипенко работал и как живописец, писал портреты красками. Работал он до последнего, настолько преданно, что смерть застала его на пороге собственной мастерской в Нью-Йорке 25 февраля 1964 года. Похоронили его на кладбище Вудлон (Woodlawn) в Бронксе.

В 1967–1969 годах мемориальная выставка произведений Архипенко побывала во многих городах США. В 1986–1987 годах выставки, посвященные 100-летию со дня рождения художника, состоялись в Национальной галерее в Вашингтоне. В 2000 году Ф.Грей, его вдова, основала Фонд Архипенко, призванный сохранять и пропагандировать наследие Александра Порфирьевича. При поддержке Фонда действовал Архивный и исследовательский центр Архипенко, расположенный в Беарсвилле. Существует ли он сейчас?

«Я никогда не принадлежал к определенным школам, из академий меня изгоняли, я искал, я изобретал и экспериментировал, а затем уже мне подражали… имитировали… Искусство — это постоянное творческое течение вверх, вперед…» — отмечал художник (Цит. по: [2]).

А.П.Архипенко считается родоначальником кубизма в скульптуре, основанного на геометрическом упрощении и динамических контрастах форм. Хотя на этот счет у него есть свое мнение: «Что касается кубизма, то его пионером следует назвать, конечно, Сезанна. Мне же геометричность формы диктовал материал, употребляемый мною: стекло, жесть, пласты металла…» (Цит. по: [2]).

Александр Порфирьевич вспоминал, что, когда он был ребенком, его родители купили две вазы для цветов. У него появилось желание их сдвинуть. И когда он их сдвинул, увидел третью вазу между ними — нематериальную и прозрачную, образованную между двумя настоящими. Так он стал видеть повсюду пустое пространство, напоминавшее разные предметы. Он начал использовать эти предметы в своем творчестве: выпуклое заменял вогнутым, полное — пустым, создавал символы предметов, которых не было рядом.

Его произведения представлены во многих крупных музеях Европы, США, Израиля. Двенадцать рисунков Архипенко находятся в Эрмитаже.

Источники:

1. Архипенко Александр Порфирьевич // Искусство и архитектура Русского зарубежья: интернет-сайт. Дата публикации: 27.01.2011. Дата обращения: 19.02.2024.

2. Косач Ю. Александр Архипенко: К 50-летию творчества мастера // Русская мысль. 1957. 7 мая. № 1052.

В.Р.Зубова


Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок