50 лет со дня кончины К.Н.Заварина

31 марта 2024 года — 50 лет со дня кончины Константина Николаевича Заварина (03.10.1893, Пермь, Российская империя – 31.03.1974, Сан-Франциско, США), инженера-механика, лейтенанта флота Белой армии, председателя Общества офицеров Российского Императорского флота в Америке. Из семьи Николая Константиновича Заварина, московского мещанина, и дочери мастерового Кувинского завода Елизаветы Георгиевны Любимовой. После женитьбы Н.К.Заварин обосновался на родине жены в Перми, в 1906–1907 годах служил в поземельно-устроительном отряде в дачах посессионных горных заводов. С 1910 года работал делопроизводителем в Пермском отделении Крестьянского поземельного банка. В семье росли четверо детей — Константин, Николай, Олег и Нина.

Старший — Константин — получил образование в начальном училище Нижне-Тагильского завода и в пермском Алексеевском реальном училище, которое окончил в 1913 году. Но на этом он не остановился, а продолжил образование в Морском инженерном училище имени Императора Николая I в Петербурге-Петрограде. На эскадренном миноносце «Грозный» вышел в заграничное плавание с учебным Гардемаринским отрядом в зону действий немецких подводных лодок. После окончания училища в июне 1916 года в чине мичмана (который соответствовал армейскому поручику) Заварин был назначен инженером-механиком в Сибирскую флотилию.

В ноябре 1916 года Константин Николаевич женился на дочери капитана 1-го ранга Софии Андреевне Ухлиной, венчание прошло в церкви Александра Невского во Владивостоке, где он нес службу попеременно на эскадренном миноносце «Бесстрашный», канонерской лодке «Маньчжур», эскадренном миноносце «Грозный», вспомогательном крейсере «Орел».

Осенью 1917 года крейсер «Орел» вместе с миноносцами «Бойкий» и «Грозный» отправился в очередное плавание. Октябрь 1917 года застал корабль в Нагасаки. Между командой и гардемаринами начались конфликты, и капитан 1-го ранга М.Китицын принял решение следовать с отрядом в Гонконг. В Гонконге Константин Николаевич списался с крейсера и через Шанхай вернулся во Владивосток, где получил назначение на эскадренный миноносец «Бравый».

С апреля 1919 года он находился в распоряжении Сибирской армии адмирала А.В.Колчака на вооруженном пароходе «Скорый» Камской флотилии. «В апреле и мае 1919 года фронт Сибирской армии был на правом берегу Камы, а на Северном участке фронта армия, под командой генерала Пепеляева, наступала очень успешно и подходила к г. Глазов Вятской губернии. На Южном участке фронта после перехода к красным Украинского полка образовался открытый участок, который Троцкий и использовал. Начались поражения… и армия начала отступать на левый берег. Под Сарапулем положение не спас и ударный батальон генерала Гайды, впоследствии отблагодарившего Верховного Правителя поднятием восстания во Владивостоке 19 ноября 1919 года. После перехода красных частей на левый берег Камы ими были заняты Красноуфимск и Кунгур. Создалась угроза обхода Перми, базы Камской речной боевой флотилии и в конце июня 1919 г. началось разоружение флотилии в селе Левшево, в устье реки Сылвы и эвакуация Перми» [1].

Летом 1919 года формируется Сводный дивизион Камской речной флотилии из «мелкосидящих судов» в следующем составе: пассажирский пароход «Сибирский стрелок» — штаб флотилии (не был вооружен артиллерией); вооруженный корабль «Скорый» (командир лейтенант Г.Эссен, вооружение «Скорого» состояло из двух 3-х дюймовых полевых орудий на носу и одного орудия на корме), на этом корабле служил старшим инженером-механиком мичман Константин Заварин, на нем также служил его младший брат Олег Заварин, ученик 5-го класса пермского Алексеевского реального училища (погиб в боях с большевиками в конце 1919 года); корабль «Стройный» (имел такое же вооружение, как и «Скорый». «Оба корабля были старые речные буксиры» — пишет К.Н.Заварин); два моторных катера, имевших по одному 3-х дюймовому полевому орудию и по одному пулемету.

Сводный дивизион вышел из Перми в конце июня 1919 года. Прибыв в Омск, он был расформирован. Часть личного состава вошла в Обь-Иртышскую флотилию, несколько «каппелевцев» записались в Сибирскую флотилию, а большинство попало в Отдельный морской учебный батальон. Константин Заварин был откомандирован в штаб командующего морскими силами на Дальнем Востоке и в середине августа 1919 года, получив назначение, отправился во Владивосток. С осени 1919 года в чине лейтенанта он служил на миноносце «Инженер-механик Анастасов» Сибирской флотилии. Был награжден медалью, приуроченной к 200-летию победы при Гангуте, и представлен к ордену Cвятого Владимира IV степени с мечами и бантом.

А в июле 1921 года Заварин ушел с эскадрой в Шанхай, где и остался. В 1927 году Константин Николаевич переезжает из Китая в Канаду и до 1932 года работает там на металлургических заводах. Эмигрировав из Канады в США, Заварин поселился сначала в Сиэтле, потом переехал в Сан-Франциско. В эти годы русская колония в Америке пополнялась в основном эмигрантами дальневосточного исхода, для которых возвращение на родину было немыслимо, а в Китае и Японии будущего для них не было. «Мы, — писала в те годы Е.Грот в газете «Русская жизнь», — как большая котловина, в которую случайно нас захлестнула стихийная волна революции. Волна отхлынула, оставив нас оторванными, абсолютно отделенными от общей массы родной реки. Наша колония только случайно пополняется другими, такими же оторванными от России элементами. Из России, из глубины нашей Родины, масса наша не нарастает. Там — мир иной, чуждый, непонятный, быть может, зачастую — открыто враждебный» (Цит. по: Хисамутдинов А.А. Русский Сан-Франциско. М., 2010).    

С 1940 года Заварин, сдав квалификационные экзамены на инженера-механика и инженера-кораблестроителя, работал по специальности на верфях Сан-Франциско, вышел на заслуженный отдых в 1959 году. Морским ведомством США он был награжден медалью за доблестный труд.

Жил русский моряк, как и другие его соратники, интересами и стремлениями своих соотечественников, вынужденно поселившихся на западном побережье американского континента. Состоял он членом Общества русских ветеранов Великой войны и членом Общества бывших русских морских офицеров (с 1953 года Общества офицеров Российского Императорского флота в Америке), которые к его приезду уже активно действовали: в 1926–1933 годах в Нью-Йорке выходили «Извещения Общества бывших русских морских офицеров в Америке», с 1934 года начал издаваться бюллетень общества, основателем и главным редактором которого являлся старший лейтенант Ю.К.Дворжицкий, в том же году по инициативе большого энтузиаста морской литературы М.Ю.Горденева Общество стало издавать «Вахтенный журнал». Первое время он печатался на мимеографе, затем стал выходить в типографии «Земля Колумба». Всего свет увидели 22 выпуска.

Далее, уже при участии Заварина, в 1943 году начала свою работу историческая комиссия (с начала 1960-х годов — Морское историческое общество), основной задачей которой стало изучение вопросов истории флота и публикация результатов исследований на страницах различных изданий. В состав комиссии входили офицеры, проживавшие не только в США, но и в других странах; с 1943 по 1965 год выпускался журнал «Морские записки», содержащий материалы по истории флота, которые до сих пор являются ценнейшими источниками информации.

Первым председателем Общества был избран в 1923 году капитан 1-го ранга М.А.Китицын, бывший начальник Владивостокского мореходного училища. Затем эту должность занимали В.Клюпфель (1925–1934), М.Ю.Горденев (1934–1947), В.В.Ковалевский (1948–1949), К.Н.Заварин (с 1950), Р.А.Гейкинг и др. Правление Общества оказывало самую разнообразную помощь офицерам флота, как желающим переехать в США, так и находившимся уже на территории страны. Для первых хлопотали о визах или о разрешении на приезд, оказывали помощь при переезде, в том числе денежную. Новичкам помогали найти жилье, работу, способствовали получению медицинской помощи и так далее. Итоги своей деятельности Общество русских морских офицеров подвело в сборнике «С берегов Америки», изданном в честь его 15-летней годовщины. Среди опубликованных в нем материалов есть и воспоминания моряков из Сан-Франциско. К 1970 году в Обществе офицеров РИФ осталось не более 12 членов. Оно окончательно закрылось в 1981 году, передав свое имущество Обществу ветеранов Великой войны.

Скончался Константин Николаевич Заварин 31 марта 1974 года в Сан-Франциско.

Его статью «Сводный дивизион Камской речной боевой флотилии в кампанию 1919 г.» можно найти в последнем номере «Морских записок». Завершил ее Константин Николаевич такими словами: «Покойному Верховному Правителю, адмиралу А.В.Колчаку не “везло” по части генералов. Морской Министр и Командующий Камской Речной Боевой Флотилией контр-адмирал М.И.Смирнов пишет в своих записках, что после посещения генералов командующих армиями, нуждавшихся в поддержке флотилии, он увидел, что никакого плана войны нет, и каждый генерал действует по собственному усмотрению. С союзниками также не все было успешно: “Я прошу о присылке сапог, обмундирования и пулеметов, а мне посылают французских генералов” (генерал Жанен, впоследствии выдавший Верховного Правителя революционерам). “Морское окружение” Верховного Правителя было весьма удачно. С ним оказались его боевые сподвижники, как контр-адмирал М.И.Смирнов, кап[итан] I р[анга] М.Ю.Фомин, И.И.Степанов, П.П.Феодосев; кап[итан] II р[анга] П.В.Тихменев, и т.д. Нельзя не упомянуть талантливых артиллеристов, как ст. лейт. В.Г.Гессе и С.В.Макарова. Инженерная часть включала инж.-мех. кап[итана] II р[анга] Вологдина, инж.-мех. Н.А.Калбус (скончавшийся 80-ти лет в Калифорнии 24 июля 1964 г.), корп. кораб. инж. кап[итана] Е.М.Токмакова, поруч. Е.В.Кащик (фельдфебель 2-й роты М.И.У. Николая I в 1913 г.). Офицеры личного состава Волжско-Камской Флотилии (кампания 1918 г.) также вложили свой опыт в организацию Камской Речной Боевой Флотилии: лейт. Г.А.Мейрер, Р.Ф.Эссен, ст. лейт. В.Н.Кемарский (ныне здравствующий в Сан-Франциско) и друг.» [1].

Источники:

1. Заварин К.Н. инж.-мех., лейт. Сводный дивизион Камской речной боевой флотилии в кампанию 1919 г. // Морские записки (Нью-Йорк). 1965. Т. XXII. № 1 (59). С. 109–116.

В.Р.Зубова

Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок