140 лет со дня рождения Л.Я.Липковской

10 мая 2024 года — 140 лет со дня рождения Лидии Яковлевны Липковской (10.05(28.04).1884, село Бабино Хотинского уезда, Бессарабская губерния – 22.03.1955 (по другим сведениям, 1958), Бейрут, Ливан), артистки оперы (лирико-колоратурное сопрано), камерной певицы, педагога. Из семьи Якова (Якуба) Ивановича, учителя двухклассной сельской школы, любившего музыку и игравшего на скрипке, и Доминики Валерьяновны. В сельской школе Яков Иванович организовал детский хор, в котором пели и его дети.

Получив начальное образование, Лидия продолжила учебу в Мариинской женской гимназии в Каменец-Подольске, с 12 лет пела в церковном хоре, с 14 лет принимала участие в благотворительных концертах. А в 17 лет, не окончив гимназию, вышла замуж за студента факультета восточных языков Санкт-Петербургского университета Христофора Христофоровича Маршнера и уехала с ним в столицу.

В 1903 году она поступила в Петербургскую консерваторию в класс профессора Н.А.Ирецкой, самого авторитетного в России в то время педагога, занимавшегося с женскими голосами. В консерватории Лидия Яковлевна обучалась бесплатно. На втором курсе она дебютировала под своей девичьей фамилией в русско-итальянской частной опере на бенефисе Николая Фигнера 4 января 1904 года, заменив заболевшую певицу, и без репетиций блестяще исполнила партию Джильды в опере «Риголетто» Дж.Верди. Профессор Ирецкая, отдав должное таланту студентки, за самовольный выход на сцену отстранила ее от занятий, правда, ненадолго.

Голосом Липковской восхищались многие композиторы, среди них А.Глазунов, Э.Направник, Н.Римский-Корсаков, а газеты отмечали прекрасную колоратуру, музыкальность и отличный вкус двадцатилетней начинающей певицы. Во второй раз Липковская также самовольно приняла приглашение Римского-Корсакова и спела на частной сцене Снегурочку в его одноименной опере. По воспоминаниям ветеранов Мариинского театра, все, кто только мог из его работников, собирались за кулисами, чтобы услышать и увидеть потрясающее исполнение сцены таяния Снегурочки.

К этому времени семья Маршнеров распалась по инициативе Лидии Яковлевны, несмотря на рождение дочери Ариадны, так как муж всячески препятствовал ее занятиям музыкой.

После окончания консерватории Липковская дебютировала в роли Джильды на сцене Мариинского театра, куда была принята 1 мая 1906 года. Затем пела репертуар ушедшей из театра знаменитой лирико-колоратурной певицы Евгении Мравиной — партии Олимпии (Ж.Оффенбаха «Сказки Гофмана»), Церлины (В.-А.Моцарта «Дон Жуан»), Розины (Дж.Россини «Севильский цирюльник»). Ценя талант Липковской, директор Императорских театров В.Теляковский способствовал продолжению ее уроков пения у Н.Ирецкой и, дополнительно, уроков сценического искусства у А.Петровского. Через три года театр направит Лидию Яковлевну к Витторио Ванцо, дирижеру миланской Ла Скала для изучения итальянской техники пения.

Голос у Липковской был необычайно красив, она свободно брала три октавы, и даже на самых высоких нотах голос ее не терял мягкости и певучести. Вскоре Лидия Яковлевна стала считаться одной из лучших колоратурных сопрано в России.

В сентябре 1907 года она впервые выступила с Ф.Шаляпиным в опере «Лакме» Л.Делиба. По свидетельству очевидцев, закончила она арию сверхвысоким ми. Публика наградила ее бурей аплодисментов, а Шаляпин, обняв ее, подвел к рампе. 17 ноября 1907 года ее партнером по сцене в этой же опере был Л.Собинов.

Фигнер пригласил Липковскую исполнить партию Джульетты (опера «Ромео и Джульетта» Ш.Гуно) на своем прощальном бенефисе 28 декабря 1907 года. Бурные овации и роскошные букеты сопровождали спектакль. Присутствовала вся знать Петербурга и артистическая богема, приглашены были и родители певицы.

В январе 1908 года Липковская впервые выступила на сцене Большого театра в операх Дж.Верди «Риголетто» и Л.Делиба «Лакме». Московская публика встретила певицу овациями, а вот критика была на похвалы сдержанной.

Возвратившись в Петербург, Лидия Яковлевна продолжала радовать своими выступлениями поклонников, среди которых был и поэт Игорь Северянин. Предположительно их знакомство состоялось в 1909 году, когда он посвятил очаровательной певице первое свое стихотворение.

Мы познакомились с ней в опере, — в то время,

Когда Филина пела полонез.

И я с тех пор — в очарованья дреме,

С тех пор она — в рядах моих принцесс.

Став одалиской в грезовом гареме,

Она едва ли знает мой пароль…

А я седлаю Память: ногу в стремя, —

И еду к ней, непознанный король.

Влюблен ли я, дрожит в руке перо ль,

Мне все равно; но вспоминать мне сладко

Ту девушку и данную мне роль.

Ее руки душистая перчатка

И до сих пор устам моим верна…

Но встречу вновь посеять — нет зерна!

В дальнейшем Северянин был частым ее гостем, она же принимала участие в его поэтических вечерах. Пути артистки и поэта не раз пересекались на гастролях в 1920–1930-х годах уже в эмиграции. Одно из совместных выступлений состоялось на литературно-музыкальном вечере 2 июня 1934 года в Бухаресте. Северянин посвятил Липковской, кроме приведенного, целый ряд стихов: «Тебе, моя красавица!» (с посвящением: «Ариадниной мамочке») (1910), сонет «Лидии Липковской» (Варшава, 1924).

Лидии Липковской

Вы так жалеете, что том моих стихов

Забыт в Америке перед отъездом Вами.

Греха подобного не наказать словами,

И я даю Вам... отпущение грехов!

Вы говорите, что среди сонетных строф

Вы не нашли Вам посвященных мной. Как даме,

Я Вам, польщенный, отвечаю: Вас стихами

Я пел четырежды, и впредь всегда готов...

Сирень весны моей! Вот я на Вас гляжу,

Переносясь мечтой к совсем иному мигу,

Когда я молод был и мир готовил к сдвигу,

И Вы, мой соловей, мне пели на межу.

И пусть Вы за морем мою забыли книгу,

Я голос Ваш всегда в душе своей вожу.

Имя певицы упоминается и в его «Поэме беспоэмия» (1915): «…И с ней снегурочность Липковской…», и в романе «Падучая стремнина», строками из которого Северянин признавался в своей любви к оперному искусству. В романе в строфах «Рояль Леандра» (1925) Северянин сравнивал ее голос с пением жаворонка: «…Когда, как жаворонок некий, // Моя Липковская поет!» Надо признать, что и сама Липковская обладала поэтическим даром, печаталась в периодических изданиях. Два ее стихотворения — «Если тихо вянут розы» и «Я люблю» — положены на музыку композитором А.Г.Чесноковым.

В 1909 году Лидия Яковлевна получила приглашение в Париж для участия в Русских сезонах С.Дягилева, куда она отправилась после стажировки у Витторио Ванцо в Милане и выступления на сцене Ла Скала. В парижском театре Шатле Липковская исполняла партию Ольги в «Псковитянке» Римского-Корсакова (с участием Ф.Шаляпина, В.Дамаева, Е.Петренко, В.Касторского), пела она и Людмилу в «Руслане и Людмиле» М.Глинки. Позднее в лондонском Ковент-Гардене участвовала в премьере оперы Э.Вольфа-Феррари «Секрет Сюзанны».

Осенью 1909 года певица отбыла в Америку, где вместе с Г.Баклановым и Е.Бронской выступала на открытии и в первых спектаклях оперы в Бостоне, затем в Чикаго. В Метрополитен-опера в Нью-Йорке дебютировала в «Травиате», а ее партнером был Энрико Карузо. В числе знаменитостей, с которыми Лидия Яковлевна пела в Нью-Йорке, были также тенор Алессандро Бончи и баритон Паскуале Амато. Пресса называла певицу «самой прелестной Лючией, какую когда-либо видели в Чикаго...».

В мае 1910 года она в Париже, затем были Рим, Милан и снова США, где Л.Липковская вместе с Д.Смирновым пела в «Травиате» и в «Риголетто», выступала с концертами в различных городах Америки, навсегда покорив ее публику.

После долгих гастролей в сентябре 1911 года она возвратилась в Мариинский театр и заключила с ним контракт на два года. Кроме прежних партий, она пела в «Искателях жемчуга» и в «Секрете Сюзанны», в «Севильском цирюльнике». Время от времени Липковская гастролировала за рубежом, вместе с Баклановым пела в Венской придворной опере; осенью 1912 года, возвратившись в Петроград, выступала на сцене Мариинского театра в ансамбле со Смирновым и Собиновым. С февраля 1913 года Липковская гастролировала по городам России, затем выступала в Париже в Гранд-опера. После возвращения на родину Липковская поет в Московской опере С.Зимина на сцене Народного дома в Петербурге (антреприза С.Аксарина), а уже в декабре 1913 года — вместе с Баклановым в «Гамлете» А.Тома на сцене Гамбургской оперы. 12 ноября этого же года певица дала благотворительный концерт в Дворянском собрании в пользу детского дома.

Весной 1914 года Лидия Яковлевна покорила изысканную публику театра Казино Монте-Карло. Здесь она выступила в опере-балете Ж.-Ф.Рамо «Празднество Гебы» и в премьере оперы А.Понкьелли «Валенсианские мавры» (партия Элемы).

В мае 1914 года Липковская заключила контракт с петербургским Театром музыкальной драмы, известным интересными сценическими решениями оперной классики. 20 сентября 1914 года как солистка этого театра она с разрешения министерства двора организовала спектакль в пользу раненных воинов. В Театре музыкальной драмы она пела в «Паяцах» Р.Леонкавалло и в опере Ц.Кюи «Мадемуазель Фифи»; в основном же выступала на сцене Народного дома, называемого часто «Театром гастролеров». В октябре 1916 года «Биржевые ведомости» в Петербурге рассказали читателям о намерении певицы создать свой театр, где «она будет ставить оперы на французском и русском языках». Увы, война и последующая революция помешали этим проектам сбыться.

После выступлений в столице в конце 1916 года Лидия Яковлевна вместе со Д.Смирновым и А.Мозжухиным отправилась в Киев, а затем за рубеж, где началась у нее беспокойная жизнь «вечного гастролера» — Париж и Монте-Карло, Рим и Лондон, Прага и Вена, Берлин и Стокгольм, Варшава… Она исколесила Северную и Южную Америку, посетила Сингапур, Японию, Китай, Новую Зеландию.

С 1919 года проживала сначала во Франции, с 1920 года — в Кишиневе, где преподавала в частных консерваториях, в 1924–1927 годах — в Бухаресте. В 1927 году Лидия Яковлевна приехала на родину и в течение двух лет гастролировала в СССР с оперными спектаклями и концертами. Вернувшись в Париж в 1930 году, Липковская выступала в составе Русской оперы князя А.Церетели и В. де Базиля в Театре Елисейских Полей («Руслан и Людмила» М.И.Глинки, «Садко» Н.А.Римского-Корсакова). Принимала участие в Днях русской культуры, выступала на вечерах И.Дуван-Торцова, В.Лери, Дон-Аминадо, на балах Союза русских писателей и журналистов, Союза русских летчиков (1930). В Париже она попала в автокатастрофу, поэтому сократила (вынужденно) свои выступления.

В 1937 году Лидия Яковлевна возглавила кафедру сольного пения Кишиневской консерватории и постоянно выступала в концертах (в том числе благотворительных) до 1941 года.

В 1943 году она перебралась в Бухарест, с 1948 года преподавала в консерватории в Тимишоаре. В 1950 году певица переехала в Париж, чтобы быть ближе к дочери. 19 мая 1951 года во Франции состоялся последний концерт Липковской. В 1952 году на заседании художественно-педагогического совета Русской консерватории в Париже Липковская была избрана профессором по классу вокала.

В 1953 году Лидию Яковлевну пригласили на должность директора Бейрутской консерватории Academie Beaux-Arts в Ливане, где в то время проживала ее сестра, и она переехала в Бейрут. Однако по состоянию здоровья не смогла работать, и последние годы жизни прожила в нужде и одиночестве, жалея, что не осталась на родине после гастролей в СССР в 1927–1929 годах.

Скончалась Лидия Яковлевна Липковская 22 марта 1955 года (в некоторых источниках — 1958 года). Похоронена на православном кладбище в районе Хамра Западного Бейрутa.

Я помню Мариинского театра

Роскошный зал, в сверкании огней.

Блеск шелка и парчи и золото мундиров,

Духов парижских тонкий аромат

И вееров ленивое движенье,

Пластронов белизну и тысячи голов.

Открыта сцена. Парк на заднем плане.

За рампою плейелевский рояль,

За ним лохматый аккомпаниатор

Тревожно ждет условный легкий знак.

Певица медленным обводит взором

Партер и ложи. Как она мила!

Она вся в белом. Белые перчатки

И туфельки, и веер. Только

Краснеет жарко роза, роза в волосах...

Еще одно мгновение, и звуки

Необычайной сладости текут,

Текут, как солнца золотая радость,

Как песня соловья... И замолчал

Притихший зал, восторгом очарован

И потрясен...

А.И.Куприн посвятил это стихотворение Лидии Яковлевне Липковской.

.

Источники:

1. Липковская Лидия Яковлевна // Отечественные певцы, 1750–1917: словарь: в 2 ч. / Сост. А.М.Пружанский. Москва: Советский композитор, 1991–2000. Ч. 1. С. 282–284.

2. Липковская Лидия Яковлевна // Сайт Российского государственного архива фонодокументов. Дата обращения: 06.05.2024.

В.Р.Зубова

Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок