55 лет со дня кончины М.Д.Агреневой-Славянской

16 октября 2019 года — 55 лет со дня кончины Маргариты Дмитриевны Агреневой-Славянской (26(14).12.1880, усадьба Кольцово Тверской губернии, Россия – 16.10.1964, Нью-Йорк, США), руководителя хора, дирижера, певицы, педагога. Отец ее, Дмитрий Александрович, принадлежал к дворянскому роду тверских князей Вагреневых, Агреневыми они стали в 1825 году по указу Николая I, который «за вольнодумство» лишил чина подпоручика отца Дмитрия Александровича. Тогда же был утрачен и княжеский титул, для чего в фамилии вычеркнули первую букву.

В молодости Дмитрий Агренев был вхож в литературно-музыкальный салон графини Е.П.Ростопчиной, поэтессы, которой близки были идеи славянофилов, особенно в вопросе национального просветительства. Ее знаменитые «субботы» посещали молодые литераторы — участники Крымской войны, в том числе и Л.Н.Толстой, на этих вечерах поручик Дмитрий Агренев пел старинные народные песни. По выходе в отставку он, по совету графини, уехал в Италию, где серьезно занимался пением и вел постоянную переписку с Евдокией Петровной, которую называл своей «крестной матерью» в искусстве. Это она посоветовала ему взять сценический псевдоним Славянский и определила основное кредо его деятельности как проводника эстетики глубинной певческой культуры русского народа. Вернувшись из-за границы, Дмитрий Александрович много гастролировал по России, формируя замысел будущего хора и его репертуара. В 1868 году он набирает хор и называет его «Славянская капелла». И где бы он ни был, он собирал и записывал старинные крестьянские песни, баллады, сказания. Так было положено начало огромной работе по собиранию народного эпоса, которой он вместе с женой Ольгой Христофоровной, матерью Маргариты Дмитриевны, посвятит всю жизнь.

Ольга Христофоровна (в девичестве Пономарева) родилась в Петербурге в 1847 году и принадлежала к старинной дворянской семье с большими связями при дворе. Училась она в Смольном институте и при выпуске могла получить так называемый «фрейлинский шифр», но восемнадцатилетняя, красивая, умная, образованная девушка, знавшая пять языков, предпочла брак с Дмитрием Агреневым, став не только его верной спутницей, но и соавтором всех его замыслов и деяний. Подвижническая идея о воссоздании музыкального фольклора народа вдохновляла ее не меньше, чем мужа. Именно Ольга Христофоровна записывала и обрабатывала весь собранный в поездках обширный материал и переводила его в концертные номера. Мало того, она увековечила народное искусство во многих своих трудах, вышедших при ее жизни.

У Агреневых-Славянских родилось восемь детей. Получив музыкальное образование (Юрий в Парижской консерватории, Кирилл — в Женевской, Маргарита — в Берлине, Надежда, Елена и Ольга — в Вене), они по возвращении домой становились сподвижниками родителей. Пели в хоре, соло, руководили музыкальным образованием певцов.

В 1870–1890-х годах «Славянская капелла» гастролировала в Англии, Франции, Германии, Турции, Швейцарии, Румынии, Болгарии, Сербии, Бельгии, Египте, Китае, Японии. Хор также выступал в США, почти во всех штатах, дав 175 концертов. Газета «Нью-Йорк Геральд» писала об исполнении песни «Эй, ухнем!»: «Агренев-Славянский своим чудным тенором и исполнением русской бурлацкой песни вызвал град аплодисментов. Несмотря на то, что все было исполнено на иностранном языке, впечатление, произведенное на публику, было очевидно, что следует из бесчисленных похвал». Во Франции газета «Фигаро» напечатала ноты этой песни, а композитор Шарль Гуно, один из горячих поклонников капеллы, признавался: «Если бы меня заставили каждый день слушать бурлацкую песню “Эх, ухнем!” и продолжалось бы это столько времени, сколько нужно для того, чтобы мне выпить всю Волгу, то и тогда бы мне не надоела эта чудная мелодия».

В 1872 году в Ливадийском дворце в Ялте поклонницей хора стала императрица Мария Александровна. Особенно ее восхищала песня «Матушка, что во поле пыльно…», бытовая песня, записанная Д.А.Агреневым в Тверской губернии. Александр II неоднократно приглашал капеллу в свои резиденции и дарил драгоценные подарки. Николай II также стал ценителем народного пения в исполнении капеллы Славянского и в трудные годы принял участие в ее судьбе. Прусский король Вильгельм Гогенцоллерн особенно был поражен низкими голосами октавистов, а английская королева Виктория у себя в Виндзорском замке после концерта устроила обед в честь четы Славянских и всего состава хора. О неслыханном нарушении устоявшегося дворцового этикета писали все газеты. В Константинополе история повторилась, к тому же из рук султана Дмитрий Александрович получил орден Меджидие 2-й степени. Такой же теплый прием был в Румынии, а болгарский князь наградил Агренева-Славянского орденом Александра Невского. Были и другие ордена. В России Дмитрий Александрович удостоился лишь одной награды, но очень для него дорогой — бронзовой медали за участие в Крымской войне.

Концертная деятельность семьи Агреневых на родине была поистине огромной. Трудно назвать не только крупные, но и небольшие, а часто и захолустные ее города, где бы ни выступала «Славянская капелла». За сорок лет исполнительской деятельности хор дал около пятнадцати тысяч концертов.

Феноменальная по своему масштабу деятельность Д.А.Агренева-Славянского трагически оборвалась во время его очередных гастролей в Болгарии и, согласно его заветам, хор разделили на два состава. «Славянская капелла», состоящая из 40 человек была доверена Маргарите Дмитриевне, младшей дочери Агреневых-Славянских, которая продолжила ее гастрольные традиции как в России, так и за рубежом. Особое место в ее зарубежных поездках занимали азиатские страны: Китай и Япония.

Газета «Далекая окраина» писала: «Концерт Агреневой-Славянской — это событие в музыкальной жизни любого театрального города. Это не просто музыка… это одно живое существо… это — один голос, одна мысль и душа; перед нами — полная музыкальная, почти хроматическая гамма. Сыгранность и спетость капеллы неповторимы. Фразировка Маргариты Дмитриевны и всей капеллы — чисто великорусская, совершенная по отчетливости мысли. Все сольные номера исполнены г-жой Славянской образцово. Она владеет капеллой в совершенстве. Тончайшее пиано, долгое красивое фермато — все подчинено руке дирижерши».

После блестящих концертов на Дальнем Востоке и в Японии она отправилась со своей капеллой в Китай. По пути посетила Сахалин, оттуда по Амуру и Сунгари приехала в Харбин, а затем в Пекин… Из Пекина — на Филиппины и в Австралию.

После окончания Гражданской войны на Дальнем Востоке ее не покидала мысль вновь посетить Харбин и с разрешения А.Луначарского она отправилась в Маньчжурию. Яркие выступления на КВЖД были отмечены харбинской прессой. В газете «Новости жизни» вышла краткая заметка, где было, в частности, сказано: «Как и следовало ожидать, успех народного хора М.Д.Агреневой-Славянской в Желсобе был полный и доставил публике высокое художественное наслаждение… Во всем выступлении — ни одной шероховатости…» В Харбине капелла задержалась на три месяца, после чего отправилась в Японию. За Японией последовали гастроли в Гонконге и на Филиппинах. Вернувшись в Китай, капелла остановилась в Шанхае. А через месяц Маргарита Дмитриевна из Шанхая уехала в США. В этой поездке она задержалась на пару недель на Гавайских островах, где дала со своими подопечными десять концертов. Отсюда она уехала в Сан-Франциско, где началась ее новая, «американская» жизнь.

Дальнейшая концертная деятельность М.Д.Агреневой-Славянской протекала преимущественно в США, куда пригласил ее известный менеджер Морис Гест, предложивший ей пятилетний контракт. Маргарита Дмитриевна исколесила новую для нее страну вдоль и поперек, пела на Аляске, дважды выступала в Канаде. Она концертировала в Нью-Йорке в Карнеги-холле, Таун-холле, Палас-театре и других роскошных залах, с небывалым успехом выступала в сорока пяти штатах.

Почувствовав некоторую усталость от постоянных гастролей в разных университетах и колледжах, она приняла приглашение посвятить себя педагогической деятельности в старейшем Юго-Западном университете Техаса. Здесь она провела пять лет, создав замечательный хор из своих американских студентов, который не раз выступал в престижных залах таких крупных городов, как Вашингтон, Чикаго, Балтимор, Мемфис и других. Слушая хор, зрители не верили, что в нем участвуют американские студенты. На склоне лет М.Д.Агренева-Славянская оставила работу в университете, переехала в Нью-Йорк и совместно с дочерью Марой по мере возможности участвовала в музыкальной жизни русской общины.

Скончалась Маргарита Дмитриевна 16 октября 1964 года в одной из больниц Нью-Йорка.

Из воспоминаний писателя Г.Д.Гребенщикова: «Среди нас, присутствует сама, своей персоной, Маргарита Дмитриевна Агренева-Славянская. И мы надеемся, что она не откажет сказать нам несколько слов! Под долгие и бурные аплодисменты из первых рядов выходит дама, скромно одетая в светлое платье. Но неужели, думаю, это та самая М.Д.Агренева-Славянская, дочь знаменитого Славянского, которую мне посчастливилось слышать вместе с ее красочной капеллою в Сибири, в городе Барнауле, насколько помню, перед самым началом мировой войны? И почему она ничуть не изменилась, а стала как будто даже моложе и не так полна, какой казалась почти 20 лет назад? <…> “Не сумею выразить словами мою благодарность. А вот за ваше слово, за вашу сказку, всех нас умилившую, споем мы вам несколько русских песен”. Повела бровями и в ответ на этот молчаливый, чуть приметный знак, из публики поднимается целый ряд ее певиц и певцов. Движение руки, твердое и грациозное и… Нельзя этого словами выразить. Но, не стыдясь скажу, что слезы заволокли мои глаза, и в тумане их понеслись передо мною и скорбные, и радостные картины нашей Родины, послышались все колокольчики Валдая, ветры и бури, и песни птиц родных дубрав, и звоны древних монастырских колоколен, и красочные хороводные запевы на зеленых лугах бесчисленных русских сел и деревень…»

В.Р.Зубова

Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок