60 лет со дня кончины Н.А.Оцупа

28 декабря 2018 года — 60 лет со дня кончины Николая Авдеевича Оцупа (04.11(23.10).1894, Царское село, Россия – 28.12.1958, Париж, Франция), поэта, литературоведа, переводчика.

Родился Николай Авдеевич в большой купеческой семье. Учился в Императорской Николаевской Царскосельской гимназии. Ему не довелось присутствовать на уроках И.Ф.Анненского, который там преподавал в 1896–1906 годах, но любовь к его поэзии Николай Оцуп сохранил на всю жизнь.

Учеба в Николаевской гимназии давалась ему легко, поэтому он мог даже репетиторствовать. В 8-й класс перешел без переводных испытаний — еще в гимназии у него стали проявляться проблемы со здоровьем.

После окончания с отличием курса в Николаевской гимназии, «заложив за тридцать три рубля золотую медаль», Оцуп в 1913 году уехал в Париж, где «с отвращением учился в École de Droit», совмещая занятия на юридическом и филологическом факультетах, и с увлечением слушал в Коллеж де Франс лекции знаменитого французского философа-спиритуалиста Анри Бергсона о «сущности и бытии в философии Спинозы».

С началом войны, в августе 1914 года, Николай вернулся в Петербург. Он привез из Парижа свои стихи, с которыми выступал у себя дома перед избранными друзьями. В Петрограде он поступил вначале на «специальное отделение юридического факультета» Психоневрологического института, затем, с сентября 1915 года, стал студентом (возможно, вольнослушателем) юридического факультета Петербургского университета.

В мае 1916 года Оцуп был призван в армию: служил в запасном пехотном полку 5-й армии, расквартированном в Новгороде, продолжал переходить с курса на курс университета.

Осенью 1917 года он возвратился в Петроград «с красными флагами, ошалевшими броневиками». К этому времени Николай Оцуп был уже известен в литературных кругах. Был уже «принят» у Мережковских. В конце 1918 года Максим Горький пригласил Николая Авдеевича на работу в издательство «Всемирная литература», где Николай Оцуп переводил Р.Саути, Дж.-Г.Байрона, С.Малларме. Здесь он познакомился с А.Блоком и Н.Гумилевым, бывшими в издательстве главными редакторами переводов зарубежных поэтов. Знакомство с Николаем Гумилевым «быстро перешло в дружбу. Он предложил мне помочь ему восстановить “Цех поэтов”, быть с ним соредактором сборников “Цеха”».

Восстановленный «Цех поэтов» был как бы штабом Гумилева. «Цех» был восстановлен в 1918 году и вначале — на самой узкой основе. В него входили только самые близкие, самые проверенные. Первоначально членами «Нового цеха» были только Н.Гумилев, Г.Иванов, Г.Адамович, Н.Оцуп. Потом была принята Ирина Одоевцева. Если «Цех» был штабом Гумилева, то Оцуп играл в нем роль административно-хозяйственного отдела штаба. На нем лежала вся практическая сторона издательских затей Николая Степановича. Это он неведомыми путями добывал бумагу для всех стихотворных сборников, это он устанавливал связи с руководителями национализированных типографий, обольщая и запугивая их славой Гумилева. Кроме того, он попросту снабжал его и своих товарищей по «Цеху» провизией, что было делом немаловажным в те скудные годы. Корней Чуковский писал в «Чукоккале»: «Оцуп был замечателен тем, что временами исчезал из столицы и, возвратившись, привозил откуда-то из дальних краев такие драгоценности, как сушеная вобла, клюква, баранки, горох, овес, а порой — это звучало, как чудо — двадцать или тридцать кусков сахара».

«Я горжусь тем, что был его другом в последние три года его жизни», писал Оцуп. «…Гумилев — человек, поэт, теоретик, глава школы — теперь для меня един». В 1921 году Н.Гумилев был неожиданно арестован. Ему приписывалось участие в заговоре Таганцева. В тюрьму он взял Евангелие и Гомера. Николай Авдеевич прилагал большие усилия для вызволения Гумилева из-под ареста. Он посвятил памяти Гумилева много статей и очерков, написал одну из лучших его биографий.

В 1922 году в издательстве «Цех поэтов» вышел первый сборник Н.Оцупа «Град», одно из лучших стихотворений сборника, датированное 30 августа 1921 года, начинается четверостишием: 

 Теплое сердце брата укусили свинцовые осы, 

Волжские нивы побиты желтым палящим дождем, 

В нищей корзине жизни — яблоки и папиросы, 

Трижды чудесна осень в белом величье своем. 

 За несколько дней до этой даты был расстрелян чекистами друг и учитель Николай Гумилев, в январе 1920 года — брат Павел. (Два других его брата оставят свой след в русской литературе, во всяком случае в ее «эмигрантской ветви». Это Александр и Георгий Оцупы, известные под псевдонимами — Сергей Горный и Георгий Раевский.)

Потеря дорогих ему людей стала для Николая Оцупа тяжелой утратой и личным предупреждением. Осенью 1922 года, под предлогом «поправления здоровья» он выехал в Берлин. Вскоре в Берлине, ставшем в начале 1920-х годов литературной столицей русского зарубежья, оказалось и большинство других членов третьего «Цеха поэтов»: Г.Иванов, И.Одоевцева, Г.Адамович. При прямом содействии Николая Оцупа в 1923 году в Берлине были переизданы три альманаха «Цеха поэтов» и выпущен новый — четвертый.

Внешний облик тогдашнего Оцупа описал А.Бахрах: «С явным налетом элегантности, внешней и внутренней, был он всегда очень аккуратен, всегда чистенько выбрит, какой-то лощеный, может быть, даже преувеличенно вежливый и своей корректностью выделяющийся в литературной, склонной к богемности, среде… Если бы я теперь постарался мысленно восстановить его внешний облик, перед моими глазами встал бы молодой человек спортивного вида, в белых фланелевых брюках, с теннисной ракеткой в руке».

В 1926 году Н.Оцуп выпустил свой второй сборник стихов «В дыму» уже в Париже, куда он переехал. В 1930-х годах Николай Авдеевич женился на киноактрисе Диане Карен, ставшей его преданным другом до последних дней.

В 1930 году Оцуп стал одним из основателей журнала «Числа», считался ближайшим соратником Г.Иванова и Г.Адамовича, продолжал темы, увлекавшие этих поэтов, и именно о них троих как о едином целом сказал поэт В.Злобин: «Их присутствие здесь, среди нас, было чрезвычайно важно… Они привезли с собой как бы воздух Петербурга, без которого, наверное, не было бы ни “Чисел”, ни многого другого, что позволило нам пережить ждавшие нас здесь испытания». «Числа» — журнал, составивший целую эпоху в истории русской эмигрантской литературы. Термин «Серебряный век» закрепился за русской поэзией модернизма после появления в 1933 году статьи Николая Авдеевича «“Серебряный век” русской поэзии».

В 1939 году он публикует роман «Беатриче в аду», повествующий о любви богемного художника к актрисе. Своим друзьям Оцуп говорил: «Моя жена — большой человек».

Сразу после объявления Второй мировой войны Н.Оцуп записался добровольцем во французскую армию. В Италии во время отпуска он был арестован по обвинению в антифашизме и пробыл в тюрьме больше полутора лет. В 1941 году бежал, был пойман и сослан в концлагерь. В 1942 году Николай Авдеевич бежал из лагеря вместе с 28 заключенными. С 1943 года до освобождения он сражался в рядах итальянских партизан. За смелые действия он получил военные награды от союзных войск.

В 1950 году Оцуп опубликовал «Дневник в стихах. 1935–1950» — эпопею или, скорее, поэму лирико-эпического плана. Это был «своего рода лирический роман в форме не столько дневника, сколько испещренного бесчисленными отступлениями и размышлениями повествования» (Г.Струве).

В 1951 году он защитил докторскую диссертацию в Сорбонне о творчестве Н.Гумилева, а через несколько лет издал книгу его стихов «Избранное»,  биографию к которой написал сам. Преподавал в высшей школе «Эколь Нормаль» русскую литературу ее аспирантам, продолжал печататься, составлять сборники для студентов.

Рано утром 28 декабря 1958 года Николай Авдеевич неожиданно умер от разрыва сердца. Как писала его вдова в письме Г.Струве: «Вышел рано утром, упал в безлюдном месте. Когда его нашли, он был еще живым. Привезли в госпиталь, но там не оказалось дежурного врача. Умер через час, не получив помощи».

Похоронили поэта на русском кладбище Сент-Женевьев-де Буа под Парижем.

В 1961 году вдова Оцупа издала в Париже два тома его стихотворений под названием «Жизнь и смерть», куда она включила и так называемые «предсмертные стихи», написанные за 10 дней до смерти, и два сборника его критических и публицистических работ — «Современники» и «Литературные очерки», подготовленные к изданию самим Н.Оцупом.

В 1993 году в издательстве «Logos», в Петербурге, вышел сборник произведений Н.Оцупа «Океан времени», составленный его французским учеником и исследователем творчества Луи Алленом с комментариями Р.Д.Тименчика.

В 1995 году диссертация Оцупа вышла в Петербурге отдельной книгой под названием «Николай Гумилев. Жизнь и творчество».

Мне трудно без России

Земля и человек и та или другая
Страна, особенно для сердца дорогая,
Чей радует обычай и язык,
Чье имя связывать ты с жребием привык,
Тебе назначенным. Великая утрата —
Остаться без нее… А, может быть, тогда-то
Такую (и такое) потеряв,
Но ей чужим или врагом не став, —
Тогда-то, может быть, и чувствуешь впервые
Всю жизни глубину… Мне трудно без России.
Мне трудно, потому что я ее поэт,
И для меня судьбы не может быть и нет
Достойнее и более желанной,
Чем ей полезным быть в работе неустанной
Над словом, над собой…

В.Р.Зубова