75 лет со дня кончины С.Н.Булгакова

13 июля 2019 года — 75 лет со дня кончины Сергея Николаевича Булгакова (28(16).07.1871, Ливны, Орловская губерния, Россия – 13.07.1944, Париж, Франция), протоиерея, богослова, философа, экономиста, одного из наиболее значительных представителей православной мысли за рубежом. Из семьи священнослужителя. Отец был настоятелем маленькой церкви при кладбище и воспитывал семерых детей в православных традициях. Семья регулярно посещала церковные службы, дети слушали, а позже сами читали священные книги. Булгаков с благодарностью вспоминал детские годы, именно в это время он пережил гармоничное единение с Богом.

В 12 лет он начал учиться в духовной школе и был, по его словам, «верным сыном Церкви». Окончив школу, он поступил в духовное училище в Ливнах, потому что всерьез задумывался о том, чтобы связать свою жизнь со служением Богу. Через четыре года, завершив обучение в училище (1885), Булгаков поступает в орловскую духовную семинарию, во время учебы в ней переживает глубокий религиозный кризис. Разуверившись в православии, увлекся марксизмом и в 1987 году покинул семинарию, чтобы продолжить учебу в Елецкой классической гимназии, а после ее окончания в 1890 году — в Московском государственном университете, на юридическом факультете. Успешно выдержав выпускные экзамены, магистерский экзамен и получив право преподавания, он был оставлен при кафедре политической экономии и статистики (1895). Книга Булгакова «О рынках при капиталистическом производстве» (М., 1896) не была принята к защите как магистерская диссертация из-за революционно-марксистской направленности.

С 1897 года Сергей Николаевич преподает политэкономию и статистику в Московском техническом училище, сотрудничает с марксистской легальной печатью: журналами «Новое слово» (1897), «Начало» (1899), «Научное обозрение» (1899–1900), примыкая к «критическому направлению» в русском марксизме. С 1898 года — в научной командировке в Германии, Англии и Франции, где по плану профессора А.Чупрова занимается историей аграрного вопроса в Европе и где познакомился с лидерами социал-демократии К.Каутским, А.Бебелем, Г.Плехановым. Исследования, проделанные в новой магистерской диссертации «Капитализм и земледелие» (В 2 т. М., 1900), и личные впечатления от западной социал-демократии заставили Булгакова усомниться в правильности доктрины марксизма. Труды Вл.Соловьева и Л.Толстого приводят его к поискам решения вопроса о добре и зле. Эти искания, которые он сам обозначил как «социальное христианство», были характерны для русской философской мысли того времени.

В 1901 году он защищает диссертацию и получает должность ординарного профессора на кафедре политической экономии Киевского политехнического института (1901–1905), с 1903 года — приват-доцент Университета Св. Владимира, член киевского Литературно-художественного кружка, один из авторов сборника «Проблемы идеализма» (М., 1902).

В 1903 году Булгаков участвует в нелегальном учредительном съезде Союза освобождения, членами которого были Н.Бердяев, В.Вернадский, И.Гревс, и редактирует журнал «Новый путь» (1904), а в 1905 году — журнал «Вопросы жизни», сближается с членами радикального Христианского братства борьбы (с 1905) В.Эрном и В.Свенцицким и вместе с ними основывает московское Религиозно-философское общество памяти Вл.Соловьева, выпускает сборники «Вопросы религии» (1906–1908), Религиозно-общественную библиотеку (серии брошюр для интеллигенции и народа), киевскую христианско-социалистическую газету «Народ» (апрель 1906).

С 1906 года Булгаков — профессор Московского университета, преподаватель ряда московских учебных заведений, в том числе Московского коммерческого института (1906–1910). В 1907 году он избирается членом 2-й Государственной думы от Орловской губернии как беспартийный «христианский социалист»; председатель думской комиссии по церковному законодательству. Разочаровавшись в политике как средстве освобождения общества и человека, возвращается в лоно православной церкви и выступает с концепцией духовного преодоления интеллигентской революционности и нигилизма (Сборник «Вехи», 1909).

В феврале 1911 года в числе других представителей русской профессуры в знак протеста против ущемления университетской автономии вышел в отставку из Московского университета. В 1912 году — доктор политической экономии. После Февральской революции 1917 года Булгаков вновь избирается профессором Московского университета. Он также был выдвинут делегатом Всероссийского Поместного собора православной церкви от мирян Таврической епархии и с августа 1917 до мая 1918 года принимал активное участие в работе двух сессий собора, который ввел его в состав Высшего церковного совета. В 1917 году вступил в организованную П.Б.Струве «Лигу русской культуры», став товарищем председателя ее московского отделения.

Революцию он пережил как трагическую гибель всего, что было ему дорого в жизни. Булгаков считал, что в этот трудный момент на плечи священников ложится особая миссия сохранения духовности и человечности. Революция подтолкнула Булгакова к важнейшему решению в жизни: принять священнический сан. Он был рукоположен 11 июня 1918 года в Даниловском монастыре епископом Волоколамским Феодором (Поздеевским). Отец Сергий Булгаков тесно сотрудничает с патриархом Тихоном и постепенно начинает играть довольно значительную роль в Русской православной церкви.

В 1919 году он уехал в Крым, чтобы забрать свою семью, но вернуться в Москву не смог: большевики исключили Булгакова из преподавательского состава Московского университета. Он продолжает преподавательскую деятельность, но уже в Симферополе на кафедре политэкономии и богословия Таврического университета и служит в Ялтинском соборе. С уходом из Крыма Русской армии Булгаков был исключен из университета, а в декабре 1922 года выслан в Константинополь.

Из Константинополя он переезжает в Прагу, преподает церковное право и богословие на Русском юридическом факультете, открытом в рамках так называемой «Русской акции» правительства Чехословацкой республики. Среди других преподавателей факультета — Н.Лосский, Г.Вернадский, П.Струве, П.Новгородцев. Не случайно Прагу тогда называли «русским Оксфордом». Кроме преподавательской работы, по благословению митрополита Евлогия отец Сергий совершал службы для студентов в Праге и в Пшибраме (в двух часах от Праги). Жили Булгаковы, как и большинство профессоров из России, в общежитии под названием «Свободарна». Здесь, в Праге, отец Сергий воссоздал «Братство Святой Софии», куда вошли Карташев, Флоренский, Франк, Струве, Бердяев и другие, был его председателем.

В 1925 году он с семьей переезжает в Париж, где при его активном участии открывается первый Православный богословский институт, названный Свято-Сергиевским во имя преподобного Сергия Радонежского. Булгаков — профессор догматики, Ветхого Завета и христианской социологии этого института (1925–1944), с 1931 года — инспектор института, с 1940 по 1944 год — его декан. Доктор церковных наук honoris causa (1943).

Пастырская, профессорская и руководящая работа в институте и на Сергиевском подворье — главное для отца Сергия в парижский период его жизни. Публиковался в религиозно-философских журналах «Путь»«Новый град», в «Вестнике РСХД» и в других.

Булгаков был одним из главных отцов-основателей Русского студенческого христианского движения (РСХД) за рубежом (1923). Он участвовал в его зарождении, в первых его съездах и продолжал постоянно его курировать. В работу экуменического движения он включился в 1927 году на Всемирной христианской конференции «Вера и церковное устройство» в Лозанне, был участником англо-русского религиозного съезда (1927–1928), результатом которого стало учреждение двухстороннего Содружества святого Албания и преподобного Сергия Радонежского. Это Содружество продолжает свою деятельность и в настоящее время.

Потеряв после операции горла голос (1939), он сосредоточился на составлении большого числа письменных проповедей. Митрофорный протоиерей (1943).

Скончался отец Сергий Булгаков 13 июля 1944 года в Париже, в праздник собора 12 апостолов. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

С 1996 года в городе Ливны существует Лицей имени С.Н.Булгакова. Именем С.Н.Булгакова названа площадь в Ливнах

Отец Сергий Булгаков никогда не стремился покинуть Родину, она была для него очень дорога. Всю жизнь он с гордостью говорил о своем русском происхождении и активно поддерживал русскую культуру, вынужденную существовать за рубежом. Он мечтал побывать дома, в России, но этому не суждено было сбыться, как и не довелось ему увидеться с сыном Федором, оставшимся на родине.

В архивном собрании Дома русского зарубежья им. А.Солженицына материалы, связанные с отцом Сергием, содержатся в фонде его духовной дочери Ю.Н.Рейтлингер, а также в коллекции Н.А.Струве и фонде С.Л.Франка. См. также публикации отца Сергия Булгакова в каталоге библиотеки ДРЗ.

В.Р.Зубова