85 лет со дня кончины Н.Е.Осипова

19 февраля 2019 года — 85 лет со дня кончины Николая Евграфовича Осипова (24(12).10.1877, Москва, Россия – 19.02.1934, Прага, Чехословакия), ученого в области психиатрии, психоневрологии, психоанализа. Из дворян. «О детстве у меня воспоминания самые хорошие. Никогда никаких наказаний не было», — писал Николай Осипов. Отец его, Евграф Алексеевич, был известным врачом, одним из организаторов Пироговского общества, секретарем санитарной комиссии московского земства. «Отец сказал, что девочек может воспитывать мать, а мальчиком он займется сам. А так как сам он был поглощен земским делом, то я пользовался, сколько себя помню, полной свободой». Отношение к отцу, связанное с уважением и даже поклонением, Осипов пронесет через годы. О матери — Марии Николаевне Осиповой (урожд. Смирнитской) — он вспоминал сдержано: «У меня было последовательно 7 кормилиц. Мать сама кормить не могла (истерия); почему приходилось так часто менять кормилиц, не знаю». Вероятно, этот факт и определил его выбор будущей профессии.

Учился Николай Евграфович в частной гимназии Л.И.Поливанова и в 1-й московской, которую окончил с золотой медалью в 1897 году. В том же году, вопреки желанию отца, мечтавшего видеть сына педагогом с историко-филологическим образованием, поступил на медицинский факультет Московского университета с намерением посвятить себя психиатрии. Впоследствии Осипов писал: «Я глубоко убежден, что психиатрия меня прельщала неразгаданностью проблемы души и проблемы человека вообще. Во всяком случае, не медицинская, а философская сторона влекла меня к себе». Проучившись в Москве 4 семестра, он отправился к старому другу отца, гигиенисту Ф.Ф.Эрисману в Цюрих, где стал студентом Цюрихского университета. Завершал образование в разных европейских вузах: «7 кормилиц, 7 университетов: Москва, Фрейбург, Цюрих, Бонн, Берн, Базель, Прага». Затем последовали: женитьба в 1902 году, через год — развод; докторская степень в Базельском университете (1903); возвращение в Москву (1904), нострификация базельского диплома в Московском университете; в мае 1905 года вторичная женитьба; смена нескольких мест службы… «К январю 1907 года мое положение было следующее: 28 лет, женат вторым браком, дети отс., немецкий доктор медицины, русский лекарь. Три года специальной психиатрической работы и специальной прозектуры, штатный помощник прозектора по кафедре гистологии Московского университета».

На Рождество 1907 года Осипов переходит на работу в психиатрическую клинику Московского университета, руководителем которой был профессор В.П.Сербский, заняв должность старшего ассистента. С этого времени и началась его настоящая психиатрическая и психоаналитическая деятельность. В том же 1907 году он знакомится с работами З.Фрейда. Летом 1910 года посетил его в Вене и установил с ним профессиональные и дружеские отношения, которые поддерживал всю жизнь. Считал Фрейда одним из своих учителей, а себя «первым популяризатором Фрейда в России». В 1911 году стал доцентом Московского университета и в этом же году вместе с В.П.Сербским и другими ушел из клиники и университета в знак протеста против политики министра просвещения Л.А.Кассо. В 1911–1918 годах работал доцентом психиатрии на Высших женских курсах в Москве и одновременно в «Рукавишниковом приюте» для малолетних преступников.

В Московской психиатрической клинике с давних времен по пятницам проходили научные встречи. Собрания, в которых принимали участие не только врачи-психиатры, но и философы, историки, педагоги, назывались «Большими пятницами», а клинические конференции для невропатологов и психиатров — «Малыми пятницами». После ухода Сербского и его коллег из Московского университета официально был учрежден Московский психиатрический кружок «Малые пятницы», в него вошли бывшие врачи Московской психиатрической клиники. Н.Е.Осипов был одним из учредителей этого кружка, он вошел в состав действительных членов бюро и выполнял функции секретаря, а иногда и председателя заседаний.

В 1911–1913 годах Осипов — один из редакторов издававшейся в Москве серии книг «Психотерапевтическая библиотека». Николай Евграфович имел также хорошую частную практику.

После Февральской революции 1917 года ученый был призван на военную службу, но на фронт послан не был и оставался в Москве: «Керенский одел меня в военную форму, хотя я, как единственный сын, был ратником ополчения 2-го разряда. Проходил я несколько месяцев военным, но никуда определен еще не был». Октябрь 1917 года существенным образом повлиял на его дальнейшую судьбу. Позднее он писал: «Мое отношение к революции было с самого первого момента отрицательное… До-большевистский период революции привел меня к окончательному отвращению ко всем социалистическим движениям. Большевики были для меня абсолютно неприемлемы». В ноябре 1918 года он выехал на Украину. Затем последовали два года скитаний и переездов: из Одессы в Константинополь, оттуда — в Новороссийск, Евпаторию, Севастополь… В 1920 году он окончательно эмигрировал в Константинополь, некоторое время жил в Белграде и Будапеште, а с 1921 года обосновался в Праге.

В 1923–1931 годах Осипов занимал должность доцента Карлова университета в Праге, где читал курс психиатрии. Преподавал также в Русском народном университете, участвовал в нескольких научных Семинариях, которые проводили ведущие профессора: в Семинарии профессора П.Б.Струве, профессора Е.А.Ляцкого, в Семинарии по общим вопросам естествознания бывшего ректора Московского университета профессора М.М.Новикова, в Семинарии литературоведа А.Л.Бема.

В 1925 году ученый организовал и возглавил «Русский психиатрический кружок» в Праге, который занимался проблемами психиатрии и психоанализа. Он публиковал различные обозрения новых идей в неврологии и психиатрии и сделал около 70 публичных выступлений на данные темы.

После личного знакомства с З.Фрейдом Осипов активно вел с ним переписку, продолжавшуюся до 1929 года. Практически в каждом письме он делится своими переживаниями, связанными с трудностями эмиграции: изоляция, незнание чешского языка, национальная ненависть у чехов и немцев, тяжелый пражский климат, финансовые сложности: «Я работаю совсем один и живу в круге смерти, как в соматическом, так и в психическом смысле. Наши эмигранты плохо переносят пражский климат, и состояние их рассудка таит в себе что-то от смерти: прошлое, сплошное прошлое».

Н.Е.Осипов болел миокардитом. Скончался он 19 февраля 1934 года в своей квартире на руках друзей. Его похоронили на Ольшанском кладбище в Праге.

В научной деятельности Николая Евграфовича можно выделить несколько периодов. Сам он писал об этом так: «Мой интерес к проблеме личности шел по следующим путям: анатомо-физиологический и вообще биологический подход, патологический, психиатрический, неврозологический, психиатрический, криминологический». Н.Е.Осипов создал собственную философско-медицинскую систему, согласно которой медицина — это особая сторона человеческой культуры, включающая в себя науку, искусство, а также взаимодействие между врачом и больным. Он впервые дал точное описание некоторых неврозов (например, неврастении), а также подробную характеристику всех неврозов, особенно подчеркивая роль эмоций в их развитии. Являясь автором фундаментального труда «Поликлиника для невротиков, научный отчет психотерапевтической амбулатории», для изучения неврозов он применял психологический метод.

Перечисляя своих учителей, Осипов в воспоминаниях пишет: «Гипноз я изучал под руководством Петра Павловича Подъяпольского. Книжными своими учителями могу считать С.С.Корсакова, Н.О.Лосского (с которым я тогда лично знаком еще не был), Джемса, Риккерта, Петражицкого и других, равным образом очень многих психотерапевтов, особенно Фрейда».

Методологической основой программы изучения личности Осипов делает два направления философии: интуитивизм русского философа Н.О.Лосского и неокантианство немецкого философа Г.Риккерта. Опираясь на основные положения интуитивизма, Осипов определяет личность как всю психофизиологическую организацию человека, а «Я» — это сфера его собственных переживаний. Здесь он выделяет три направления жизнедеятельности «Я», которые являются основными качествами психической действительности: познание, чувствование и стремление. Осипов отмечает, что «Я» находится в отношении знания или сознания, т.е. познания предмета моим «Я». Таким образом, сознание — это наличие одновременно «Я», предмета и отношения между «Я» и этим предметом. Познавая и претерпевая, наше «Я» реагирует, т.е. проявляет активность. «Это качество нашего “Я” мы называем стремлением».

Разделяя понимание Н.О.Лосского, что наше «Я» представляет сферу переживаний, одни из которых «мои», другие лишь «данные мне», Осипов рассматривает душу как состоящую из Я-компонента и «данных мне» компонентов. Он пишет: «Я-компонент — это такое сложное душевное образование, которое окрашено чувствованием принадлежности мне — “мои” переживания». «Мои» переживания могут быть познавательного и волевого характера. «Данные мне» компоненты души имеют следующие разновидности: низшие, органические переживания; эгоцентрические переживания, социальные переживания и высшие (сверхличные и сверхобщественные) переживания, к которым относятся познавательные, эстетические, нравственные, религиозные. Осипов отмечает, что «стремление, переживаемое мною с чувством принадлежности мне, мы называем волей, стремление, переживаемое с чувством данности мне, мы называем влечением». Продолжая учение Лосского, Осипов создает собственную концепцию «Я», вводя психоаналитическое понятие «влечение». Понимая огромную значимость открытия бессознательного З.Фрейдом, он пишет: «Душевная жизнь человека течет независимо от того, опознается она нашим “я” или нет».

Рассматривая революцию в сопоставлении со сновидением, Осипов приходит к выводу, что «революция есть реализация подавленных, вытесненных желаний одного класса народа, классовое нарциссическое самоутверждение».

«Чье же сновидение революция? — задается вопросом Осипов. — Для демоса революционная жизнь есть реализация простого инфантильного сновидения, изображающего прямое удовлетворение примитивных желаний, раньше вытесненных, теперь освобожденных… для правящего класса революция есть реализация страшного сна, реализация другими собственных вытесненных примитивных желаний». См. публикации Н.Е.Осипова в каталоге библиотеки ДРЗ.

В.Р.Зубова

Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок