90 лет со дня смерти Сергея Павловича Дягилева

Сергей Павлович Дягилев родился 31 марта 1872 года в Селищах, Новгородской губернии в семье потомственного дворянина офицера-кавалергарда Павла Павловича Дягилева. Мальчику не исполнилось и года, когда умерла его мать. Воспитанием Сергея занималась вторая жена отца Елена Валериановна Панаева, дочь В.А.Панаева, строителя Панаевского театра в Санкт-Петербурге. Детство Сергей провел в столице и в Перми, где служил его отец и где брат отца, меценат Иван Дягилев, основал музыкальные собрания. «Пермские Афины», четверговые встречи в доме Дягилевых, собирали на концерты, домашние спектакли интеллигенцию города почти полвека.

В 1890 году Сергей окончил Пермскую гимназию и поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. И к тому же стал учиться у Н.А.Римского-Корсакова в Петербургской консерватории. А встретившись с Львом Толстым, решил посвятить себя коллекционированию автографов знаменитых современников. Однако, окончив в 1896 году университет, Дягилев увлекся изобразительным искусством. Поистине, молодой человек решил объять необъятное. И самое интересное — так выстраивал свою жизнь, что это ему удавалось. Помогали широкая эрудиция, организаторские способности, круг общения.

В 1898 году вместе с известным художником А.Н.Бенуа Дягилев создает журнал «Мир искусства», который спонсируют С.И.Мамонтов и княгиня М.К.Тенишева. Сергей Павлович не только руководит журналом, но и сам пишет искусствоведческие статьи и даже создает монографию о художнике Д.Г.Левицком. Все это привлекает к нему внимание известных художников и меценатов.

Дягилев становится организатором в Санкт-Петербурге выставок русских и зарубежных художников. В 1897 году он представляет русской публике новаторские работы британских и немецких акварелистов. В 1898 году знакомит общественность с первым проектом (пользуясь современной терминологией) объединения «Мира искусства» — выставкой русских и финляндских художников в музее барона Штиглица. Свои работы демонстрируют не только участники первого дружеского кружка, но и по приглашению Дягилева — молодые художники-новаторы: Врубель, Серов, Левитан.

В 1899 году директор Императорских театров князь Сергей Волконский назначает Дягилева чиновником по особым поручениям. Ему поручено редактировать «Ежегодник императорских театров», и Дягилев превращает это официозное издание в художественный журнал. К тому же привлекает к работе в Императорских театрах современных художников: А.Н.Бенуа, Ап.М.Васнецова, Л.С.Бакста, В.А.Серова, К.А.Коровина, Е.Е.Лансере. По сути он начинает коренные преобразования, что не могло не обеспокоить государственных чиновников. Перед их охранительной политикой не смог устоять даже покровитель Дягилева Волконский. Получив распоряжение возглавить постановку балета Делиба «Сильвия», Сергей Павлович привлек к работе художников-«мирискуссников». Но это вызвало протест чиновников дирекции Императорских театров. Волконский не смог им противостоять и порекомендовал Дягилеву пойти проторенным путем. Сергей Павлович взбунтовался, отказался от редактирования «Ежегодника» и — был уволен. Для кого-то это могло быть концом карьеры. Для Дягилева стало началом самостоятельной блестящей деятельности импресарио международного масштаба.

В 1905 году он организует историко-художественную выставку русских портретов XVII–XVIII веков в Таврическом дворце Санкт-Петербурга и начинает устраивать выставки и концерты за рубежом. Первая же выставка русского искусства на Осеннем салоне в Париже 1906 года с участием произведений Бенуа, Грабаря, Кузнецова, Малявина, Репина, Серова, Явленского, Рериха получила широкое признание. 1907 год ознаменован в карьере Дягилева организацией первых Исторических русских концертов с участием Н.А.Римского-Корсакова, С.В.Рахманинова, А.К.Глазунова, Ф.И.Шаляпина и других крупных музыкантов.

А с 1908 года Дягилев начинает проводить за границей Русские сезоны, которые войдут в историю как новаторский проект и станут «русским брендом» на многие годы, в том числе и в XXI веке. В первом сезоне в Париже была поставлена опера «Борис Годунов» с участием Шаляпина. В 1909 году — опера «Псковитянка» Н.А.Римского-Корсакова. Оперные спектакли имели успех, но с трудом окупались. Дягилев продолжал ставить русские оперы вплоть до начала Первой мировой войны. Это была и классика в оригинальном художественном оформлении («Князь Игорь» А.П.Бородина, «Майская ночь» Римского-Корсакова), и новаторские сочинения (например, «Соловей» И.Ф.Стравинского).

Дягилев, поначалу скептически относившийся к балету, уже во втором Русском сезоне был вынужден показать спектакль этого популярного у публики жанра, чтобы материально поддержать свою антрепризу. Он даже не предполагал, что именно «Русский балет Дягилева» принесет ему мировую славу. Как всегда, решено было начать с размахом и пригласить для первых постановок ведущих солистов и хореографов российских Императорских театров: М.М.Фокина, А.П.Павлову, Т.П.Карсавину, В.А.Каралли, В.Ф.Нижинского и его сестру Б.Ф.Нижинскую, которая собрала молодых талантливых танцоров и создала школу-студию, из которой вышли такие знаменитости, как, например, С.М.Лифарь. Уже со второго балетного сезона (1910) Дягилев ежегодно представлял парижской публике исключительно мировые премьеры. Основными хореографами его труппы в разные годы были М.М.Фокин, В.Ф.Нижинский, Л.Ф.Мясин, Дж.Баланчин.

Уже никто не мог помешать Сергею Павловичу приглашать для оформления спектаклей известных художников «Мира искусства»: А.Н.Бенуа, Л.С.Бакста, Н.К.Рериха и других. За двадцать лет «Сезоны» полностью изменили традиционные представления о театре и танце, причем в разных странах. Такие балеты, как «Жар птица», «Шахерезада», «Петрушка», «Послеполуденный отдых фавна», «Весна священная» — до сих пор в топ-списке репертуара ведущих театров мира. После Первой мировой войны Дягилев в корне изменил стилистику представлений, обратившись к авангарду. Самым скандальным из таких спектаклей стал в 1917 году в Париже балет «Парад» Эрика Сати, в оформлении которого участвовал Пабло Пикассо. Отойдя от стилистики «Мира искусства», Дягилев начал сотрудничать с европейскими художниками, его постоянными сотрудниками были и супруги Н.С.Гончарова и М.Ф.Ларионов. Труппа Дягилева проводила Русские сезоны в Париже и Лондоне, гастролировала в Италии, Германии, США. Начиная с зимы 1923 года репетиции и многие премьеры шли в Монте-Карло.

Еще до Первой мировой войны Дягилев хотел представить свои постановки в России, и особенно в Санкт-Петербурге. Но это ему не удавалось. В начале 1920-х годов Сергей Павлович пытался организовать гастроли труппы или хотя бы свою поездку в СССР с помощью Маяковского (он встречался и подружился с поэтом в Берлине и Париже). Но и эти попытки не имели успеха. Гастроли труппы Дягилева продолжались за рубежом до 1929 года, последнее выступление было в Виши 4 августа 1929 года.

Дягилев осуществил и другую свою юношескую мечту — коллекционирование, причем не только автографов знаменитых современников, но и рукописей и редких книг, в том числе древнерусских. Например, тому, что сегодня Пушкинский Дом обладает собранием подлинников писем А.С.Пушкина к невесте Н.Н.Гончаровой, мы обязаны именно Дягилеву. О подробностях этого приобретения и возвращения писем в Россию можно прочитать в мемуарах Лифаря о Дягилеве. Он же рассказывает и о последних днях Сергея Павловича, которого смертельная болезнь настигла в возрасте 57 лет в Венеции. Даже в горячке Дягилев делился с Сержем Лифарем планами о новых постановках и художественных проектах.

Великого импресарио не стало 19 августа 1929 года. Его похороны оплатили М.Серт и Г.Шанель. Могила Дягилева — в Венеции на острове-кладбище Сан-Микеле. А до сего дня действующим культурным центром памяти Сергея Павловича остается дом рода Дягилевых в Перми. Как и проекты «Русские сезоны», которые проводят современные артисты и художники в России и за рубежом.

Тамара Приходько