Открытая лекция А.А.Бабикова «Легенда о Луне. К 120-летию со дня рождения В.В.Набокова»

А.А.Бабиков, Т.В.Марченко

А.А.Бабиков

Т.В.Марченко, Н.И.Герасимов

А.А.Бабиков, Т.В.Марченко

А.А.Бабиков

Т.В.Марченко, Н.И.Герасимов

23 апреля 2019 года в рамках философско-литературных собраний «Отражения» состоялась открытая лекция старшего научного сотрудника, переводчика, исследователя литературы русской эмиграции, составителя полного собрания драматургии и полного собрания рассказов Набокова А.А.Бабикова «Легенда о Луне. К 120-летию со дня рождения В.В.Набокова».

В начале своей лекции А.А.Бабиков отметил, что биография Набокова изучена основательно, что весь его сложный творческий путь детально рассмотрен, однако, важные факты его творческой жизни требуют надлежащей аранжировки. А.А.Бабиков выделил три основные этапы творческого становления писателя. Первая вершина — 1916 год, издание сборника усадебных и любовных стихов. Вторая — 1926 год, публикация первого романа «Машенька». Третья вершина — 1946 год, завершение первого романа, написанного в Америке, «Под знаком незаконнорожденных». После затянувшегося сочинения этой книги Набоков закончил свою лингвистическую и внутреннюю метаморфозу, открыв новые пути своей литературной карьеры уже американского писателя-интеллектуала. Далее лектор обратил внимание на важные для реконструкции писательского облика Набокова выпавшие звенья — его первые крупные поэтические сочинения, созданные в Кембридже и Берлине в начале 1920-х годов.

Подробно остановившись на своей архивной находке, неопубликованной и неизвестной специалистам поэме «Легенда о Луне», впервые описанной А.А.Бабиковым в книге «Прочтение Набокова. Исследования и материалы» (2019), лектор обосновал тезис о смене всего творческого вектора Набокова к 1925 году в результате этого раннего опыта с формой стихотворной повести.

В завершение лекции прозвучали фрагменты из неопубликованных сочинений В.В.Набокова «Легенда о Луне» и «Солнечный Сон» (1923), расшифровка рукописей которых недавно была окончена А.А.Бабиковым. Сопоставление этих двух произведений имело целью продемонстрировать результат той творческой эволюции, упущенной исследователями и биографами писателя, которую Набоков пережил в 1920–1923 годах.   

Лекция сопровождалась показом большого количества иллюстративного материала, в том числе неизвестных рисунков и автографов В.В.Набокова.

После лекции состоялась оживленная дискуссия о философской проблематике апокалиптического, эсхатологического и, по сути, тупикового представления Набокова о роли эмигрантского автора в начале 1920-х годов, в которой приняли участие доктор филологических наук Т.В.Марченко, кандидат философских наук Н.И.Герасимов, доктор философских наук О.Т.Ермишин и посетители Дома русского зарубежья им. А.Солженицына. Участники дискуссии согласились с мнением лектора о том, что только после создания своего первого романа «Машенька» (1926) Набоков открыл для себя возможности большой литературы и кардинально изменил основной вектор своего искусства.

Андрей Бабиков

Фото А.Русаковой