Светлой памяти Александра Владимировича Плотто

19 октября 2018 года на девяносто девятом году жизни в Париже скончался Александр Владимирович Плотто — историк Российского флота, участник крымского исхода 1920 года.

А.В.Плотто родился в 1920 году в Севастополе, в семье лейтенанта Владимира Александровича Плотто (1893–1977) и его супруги Евгении Сергеевны, урожденной Кульстрем (1897–1991). Плотто — старинный морской род, среди представителей которого насчитывается около 30 морских офицеров. Контр-адмирал Александр Владимирович Плотто (1869–1948), дед покойного, командовал первыми субмаринами и одним из первых соединений подводных лодок еще в начале XX века.

Уже через полгода после рождения Александра семье Плотто пришлось покинуть Родину на миноносце «Пылкий». Раннее детство Александра прошло в Бизерте и это наложило отпечаток на всю его жизнь. Его отец был старшим офицером, а затем командиром эсминца «Гневный». Уже тогда А.В.Плотто начал интересоваться историей Российского флота, фотографировать корабли и суда Русской эскадры, собирать информацию о различных событиях морской истории. «Я иногда взбирался на ржавеющий корпус одного из русских кораблей, тех, которые прибыли из Крыма, я устраивался в рубке старого миноносца, закрывал глаза и наслаждался сознанием того, что я на корабле, построенном в России, корабле Российского флота — и мечтал, мечтал…», — вспоминал Александр Владимирович. Увы, моряком ему стать не удалось, а его вклад в дело сбережения памяти об истории Российского флота поистине бесценен.

Много лет А.В.Плотто трудился в одной из французских электротехнических компаний. А практически все свободное время он посвящал собиранию и изучению материалов по истории Российского флота. Александру Владимировичу повезло быть знакомым со многими представителями разных поколений русской морской эмиграции, одним из центров которой в межвоенный период был Париж. Помимо этого, он активно работал в архиве исторической службы Министерства обороны Франции, в котором сохранилось немало документов, связанных с Русской эскадрой и ее личным составом. Если бы не многолетняя работа А.В.Плотто, они никогда не стали бы доступными для исследователей.

Историк Российского флота В.В.Лобыцын (1938–2005), друживший с А.В.Плотто с 1990 года, отметил: «Александр Владимирович, как и Анастасия Александровна Ширинская, был живой связью с тем ушедшим временем. И конечно, энциклопедией по Бизерте. От него мы узнавали о судьбах личного состава Русской эскадры, судьбах ее кораблей и судов, жизни Морского корпуса».

Своими находками Александр Владимирович щедро делился с другими неравнодушными к любимой и изучаемой им теме людьми. После падения «железного занавеса» он смог установить контакт с историком флота и архивистом, сотрудником Российского государственного архива Военно-морского флота Александром Ефимовичем Иоффе (1945–1994), много лет, еще с советских времен, собиравшем биографические данные об офицерах Российского флота. А.В.Плотто дополнил сохранившиеся на Родине материалы о служебной деятельности офицеров в период до 1917 года уникальными сведениями об их последующей судьбе, по понятным причинам, недоступными в Советском Союзе. Результатом сотрудничества с А.Е.Иоффе стало издание на французском и английском языках в 1998 году внушительного фолианта, озаглавленного «Под флагом Святого Андрея». В книгу вошли биографии целого ряда выдающихся адмиралов и офицеров, многие из которых были незаслуженно забыты.

Со второй половины 1990-х до середины 2010-х годов Плотто постоянно помогал историкам флота, работающим в России.

«Александр Владимирович стал, можно сказать, надеждой и опорой всех авторов исторических материалов. Касалось ли это сведений о людях или фотографий кораблей, последняя инстанция — “спросить — и попросить у Плотто”.

Бесценны материалы о службе более тысячи офицеров русского флота, собранные Александром Владимировичем и переданные им в Россию. То же можно сказать и о документах Русской эскадры в Бизерте, которые легли в основу телевизионного фильма, показанного на канале “Россия”», — вспоминал В.В.Лобыцын.

А.В.Плотто оказал неоценимую помощь в подготовке уникальных изданий, инициатором работы над которыми был Лобыцын: «Мартиролог русской военно-морской эмиграции: по изданиям 1920–2000 гг.» (М. ; Феодосия, 2001); «Бизертинский “Морской сборник”. 1921–1923: Избранные страницы» (М., 2003); Меркушов В.А. «Записки подводника 1905–1915» (М., 2004); «Морские рассказы писателей русского зарубежья» (М., 2006) и других.

В 2004 году Александр Владимирович передал в Россию ряд уникальных документов по истории Русской эскадры и две живописные работы — акварель Александра Бенуа «Вид на Петропавловскую крепость со стороны Невы», написанную в 1917 году, и портрет Павла Гаврииловича Криволая (корабельного гардемарина — выпускника Морского корпуса в Бизерте, в эмиграции много лет работавшего геологом), созданный в 1946 году известным русским художником Николаем Миллиоти.

Трепетно относился А.В.Плотто к своему родному городу — Севастополю. Увы, покинув его в 1920 году, он так и не смог там больше побывать (хотя и посещал СССР в 1960-е годы). «А был бы я сейчас в Севастополе, я бы встал на берегу моря, закрыл бы глаза и также помечтал бы: почему я не отставной моряк русской Родины, вернувшийся после долгих плаваний в родной город на склоне лет?» — сказал Александр Владимирович в своем видео-послании севастопольцам, записанном в 2010 году. Многолетняя дружба связывала его со многими севастопольскими историками, но особенно с Александром Андреевичем Зубаревым — военно-морским врачом и историком флотской медицины, начальником музея 1472-го военно-морского клинического госпиталя Министерства обороны Российской Федерации.

Активно и бескорыстно помогая другим, А.В.Плотто сам выпустил не очень много трудов, несмотря на то, что обладал уникальными документами и энциклопедическими знаниями. В 2014 году небольшая часть его фотоколлекции была опубликована в альбоме «Галерея портретов офицеров Российского Императорского флота», подготовленном русскими парижанами — потомками моряков О.Н. и П.Д.Лукиными и изданном в Санкт-Петербурге благодаря поддержке офицера ВМФ, действительного члена Санкт-Петербургского Морского собрания А.В.Лозы.

Активно помогал А.В.Плотто Фонду сохранения исторического и культурного им. А.А.Манштейн-Ширинской. Велик его вклад в фундаментальное издание — альбом «Русская эскадра. Прощание с Императорским флотом», вышедший в 2015 году. В нем были опубликованы многочисленные уникальные фотографии из собрания Александра Владимировича. В том же году вышел составленный им (и подготовленный к публикации научным редактором — кандидатом исторических наук А.Ю.Емелиным) справочник «Люди Русской эскадры», в котором собрана информация о нескольких тысячах человек, так или иначе связанных с эпопеей Черноморского флота и Морского корпуса в 1920–1925 годах.

Еще в 2006 году А.В.Плотто сказал: «Есть у меня большая мечта — дожить до того времени, когда будет создан Музей русской эмиграции. Мы, уходящее поколение этой эмиграции, наши дети, живущие в разных странах, и нынешние россияне должны иметь что-то общее, чтобы научиться лучше понимать друг друга и наконец-то примириться. Что, как не общий дом, объединит всех нас. Музей эмиграции как раз должен стать таким домом, открытым для всех, кто захочет туда войти, чтобы узнать правдивую, без купюр, историю своей многострадальной родины. Здесь можно будет представить богатейшую коллекцию произведений искусства, книг, фотографий, документов, просто предметов, которые хранят чье-то прикосновение». Увы, до реализации своей мечты — открытия Музея русского зарубежья в Москве Александр Владимирович не дожил совсем немного. Но имя этого выдающегося человека, внесшего неоценимый вклад в сохранение наследия русской эмиграции, обязательно будет увековечено в стенах музея.

В памяти всех, кто его знал, Александр Владимирович Плотто остался удивительно добрым, отзывчивым, бескорыстным, скромным и интеллигентным (в прямом — лучшем — смысле этого слова) Человеком. Руководство и сотрудники Дома русского зарубежья выражают искренние соболезнования родным и близким покойного. Царствие Небесное новопреставленному рабу Божьему Александру.

Никита Кузнецов

фотография Алексея Емелина