Вышла книга О.М.Веригиной «“Идти непросторной дорогой...”: Дневники, стихотворения, 1920–1990-е»

В издательстве «Русский путь» вышла книга Ольги Веригиной «“Идти непросторной дорогой...”: Дневники, стихотворения, 1920–1990-е» (М.: Русский путь, 2022).

Ольга Михайловна Веригина (Можайская; 1903–1998) разделила все удары судьбы по своему поколению, раздавленному «красным колесом» революции, Гражданской войны и изгнания, но никогда не опускала руки и оставалась глубоко верующим человеком.

В ее жизни было бегство из Севастополя на переполненном корабле в 1920 году, нищета первых эмигрантских лет в Сербии, затем переезд в Париж. Во время немецкой оккупации она прятала евреев и чем могла помогала Сопротивлению. А в дальнейшем была, как и в предыдущие годы, всегда в центре религиозной жизни эмиграции. Она принимала участие в ряде учредительных русских православных съездов, в организации Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже.

Все, кто встречал Ольгу Михайловну на дороге жизни, отмечали удивительный свет и чистоту ее души. Она всегда старалась помочь всем, кому могла.

В молодости долго колебалась, оставлять ли этот мир и идти в монастырь, но все-таки решила не порывать с обычной жизнью. Веригина всю жизнь вела дневники и писала стихи, которые вызывали восхищение у окружающих. Потому что они были такими же светлыми, как и она сама. «Все Иуды, и Хамы, и Каины / В моем сердце, как звери, кричат, / А в снегу голубеют проталины, / И в проталинах звезды блестят».

И вот сегодня наследие этой удивительной женщины открывается для всех, кому дороги русская история и поэзия. Усилиями сына Ольги Михайловны и известного культуролога Людмилы Артамошкиной вышла книга Ольги Веригиной «“Идти непросторной дорогой...”: Дневники, стихотворения, 1920–1990-е».

Книга эта представляет уникальную возможность погрузиться в мир чувств русской дворянки, которой довелось жить в страшном ХХ веке. Эвакуация из Крыма, трудное врастание в чужую жизнь, твердая верность православию и вера в Россию, в будущее — вот как можно определить красную нить этой книги, ставшей серьезным этапом в деле возвращения неизвестных страниц российской мемуаристики и стихов. Дневники полны четких, ясных подробностей. Вот как, к примеру, Ольга Михайловна описывала генерала Врангеля в момент эвакуации из Крыма: «На рейде почти не было пароходов, когда генерал Врангель сошел на мол. Я стояла у самого борта и напряженно вглядывалась в приближающихся людей. Главнокомандующий шел впереди. Резко выделялась его тонкая фигура в генеральской шинели на общем защитном фоне. Вот он равняется с первым пароходом. Уже ясно видно нервное, решительное лицо, так поражающее теперь своей бледностью».

«Господь дал Вам большую, и тонкую, и сильную — яркую душу, но, конечно, всего важнее в Вас эта твердая преданность Христу. Вам есть, что давать людям. Идите же, расспрашивайте о жизни, поделитесь чем-либо своим», — так писал Веригиной великий богослов ХХ века Василий Зеньковский. И сегодня мы можем прикоснуться к прекрасному наследию Ольги Михайловны.

Виктор Леонидов

Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок