Лекция К.В.Постернака«Раздвигая перспективу: русская архитектура во Франции»

21 марта 2017 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына, в рамках научно-просветительского проекта «Отражения», Кирилл Владимирович Постернак, научный сотрудник Государственного музея архитектуры им. А.В.Щусева, заведующий сектором Биографического словаря архитекторов, рассказал о трех веках русско-французских связей через зодчество и представил богато проиллюстрированные видеорядом примеры русского архитектурного наследия во Франции, прежде всего, в Париже и его окрестностях и на Лазурном берегу.

Неожиданно и счастливо повезло: Кирилл Постернак собирал материал для выступления на одном из мероприятий Музея архитектуры им. Щусева. Специалист по эпохе барокко в русском зодчестве вышел за привычные хронологические рамки, открыв для себя русское архитектурное присутствие во Франции. А открыв, захотел поделиться с коллегами из музея in spe — с Домом русского зарубежья, экспозиционно-выставочный центр которого находится в процессе строительства.

Русские архитекторы строили немало в странах русского рассеяния, прежде всего, в Белграде и Харбине XX века. А вот русско-французские архитектурные связи уходят в глубину трех веков: Петр I не оценил французского классицизма и русских студиозусов в области градостроительства посылать туда отказался, а век спустя Монферан приподнес не случайно проезжавшему через Париж Александру I альбом с собственноручно исполненными французскими архитектурными видами. Французы начали строить в России, а во Франции стали возводиться первые православные храмы — хорошо известный собор Александра Невского на рю Дарю в Париже, первый православный храм в европейской (католической, между прочим) столице, а затем и церкви, часовни, усыпальницы по всему Лазурному берегу, удивляя и даже поражая французов экзотичностью русско-византийского стиля, который обретал самые невероятные формы, очертания и даже цветовые решения. Кирилл Владимирович останавливался и на внутреннем дизайне храмовых пространств, рассказывая о создании иконостасов и фресковой живописи. Мелькали слайды, каждой истории отводилось несколько минут — но многое запоминалось, тем более, что для сотрудников и постоянных посетителей Дома русского зарубежья имена иконописцев Юлии Рейтлингер или Дмитрия Стеллецкого давно не чужие.

В XX веке стиль рюс, на который парижане и миллионы гостей французской столицы достаточно надивились в русских павильонах довоенных Всемирных выставок, сменяется революционным авангардом К.С.Мельникова (выставка 1925 года). Его осуществленные проекты опережали современное строительство и идеи великого Корбюзье на десятилетия, а неосуществленные и сейчас кажутся ошеломляющими по дерзости и размаху. Торжеством советской России стал и павильон 1937 года, облицованный самаркандским мрамором и с устремленными вперед фигурами рабочего и колхозницы работы Веры Мухиной — через Марсово поле на пути их стремительного шага встал павильон гитлеровской Германии с мрачно восседающим на плоской его крыше стервятником. Какие символы! Какие знаки исторической судьбы…

Но были в Париже и архитектурные истории «эмигрантского происхождения»: Альберт А. Бенуа, Н.И.Исцеленов (Исцеленнов), И.И.Фидлер. Это, прежде всего, православное культовое строительство, во Франции не прекращавшееся в течение XX века, а также столичные многоквартирные дома, отражающие характер той или иной эпохи, и виллы, и даже участие в таких проектах, как мрачный небоскреб башни Монпарнас (расчеты делал Исцеленов) или Штаб-квартира ООН в Нью-Йорке (при участии инженера-строителя Владимира Бодянского).

Лекция завершилась новым визуальным образом современного Парижа, недавно открытым Русским центром, вызвавшим живое обсуждение собравшихся.

Татьяна Марченко

Фото Ю.Котиной

Коллаж Т.Марченко

Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок