Очередное заседание научно-просветительского семинара «Историческое краеведение российского зарубежья»

8 апреля 2015 года в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына состоялось очередное заседание научно-просветительского семинара «Историческое краеведение российского зарубежья», посвященное обсуждению доклада Владимира Владимировича Белякова (Институт востоковедения РАН) «Русский Каир»

Открывая заседание семинара, один из его кураторов, старший научный сотрудник ДРЗ М.М. Горинов-мл. представил гостям В.В. Белякова, доктора исторических наук, востоковеда-арабиста, ведущего научного сотрудника Института востоковедения РАН. Он отметил, что Беляков является одним из немногих уникальных специалистов, профессионально занимающихся русскими в Египте, и посоветовал присутствующим ознакомиться с его книгами о русской эмиграции в Египте.

В первой части доклада Беляков рассказал о возникновении, численности, основных направлениях деятельности русской общины в Каире. Согласно переписи населения 1927 г., в Египте в это время проживало 2410 русских, из них 1122 – в Каире, 915 – в Александрии. Центром жизни большинства наших соотечественников в Каире был Русский клуб, выполнявший в основном культурно-просветительские функции. Рассказ о проходившем в нем «Дне русской культуры», посвященном 100-летию со дня смерти А.С. Пушкина, докладчик проиллюстрировал фотографией из Архива-музея Дома русского зарубежья. В Каире большим успехом пользовались выступления таких знаменитостей, как Анна Павлова, Алла Баянова, Федор Шаляпин. Наши соотечественники активно участвовали в благотворительных мероприятиях, в Каире благотворительный бал устраивался ежегодно. Русские мужчины совершенно не смешивались с местными женщинами, даже с европейками; русских школ не существовало. Контактам с египтянами мешали такие барьеры как религия и язык. Особое внимание в докладе было уделено русской церкви в Каире. Вначале она размещалась в помещении русской поликлиники, потом для нее сняли квартиру, с 1950-х гг. она существует при богодельне. Ввиду принятого в конце 1940-х гг. закона о том, что не менее 70% служащих во всех учреждениях должны быть египтянами, численность русской общины в 1950-е гг. резко сократилась. Последний ее председатель – Леонид Васильевич Волков – скончался в 1987 г.

Во второй части своего выступления историк освятил судьбу ряда эмигрировавших в Египет лиц, не очень знаменитых и оцененных на родине, в России. Это такие блестящие египтологи, как Владимир Голенищев, основатель кафедры египтологии Каирского университета, один из лучших в мире знатоков древнеегипетского языка; профессор Каирского университета Владимир Викентьев, преподаватель истории и филологии древнего Египта, автор десятков научных работ; Александр Пьянков, расшифровавший надписи на саркофагах Тутанхамона; собиратель египетских древностей Григорий Лукьянов. Жена Лукьянова – Лидия Дашкевич, дочь художника Валентина Дашкевича – была заметным специалистом по византийскому искусству и прожила 88 лет. Докладчик рассказал о замечательном русском скульпторе Борисе Фредман-Клюзеле. Он лепил статуэтки балерин, которые изумительно передавали движение. Его барельеф «Святой Георгий» можно увидеть на одной из лестниц в Старом Каире, а скульптура «Невеста Нила» украшает собой Александрию. До сих пор в центре Каира висит вывеска «Доктор Виктор Бромберг – зубной врач». Этот медик лечил и русских эмигрантов, и советских дипломатов.

Доклад Белякова вызвал неподдельный интерес у слушателей. Вопрос М.М. Горинова к докладчику касался отношения к русским ученым в египетском научном сообществе. Тот отметил, что это отношение было доброжелательным, в частности, физиолог Глеб Васильевич Анреп был весьма почитаем в Каирском университете. Русские квалифицированные специалисты были востребованы в различных сферах египетского общества и пользовались огромным уважением. Г.И. Пикулева, отметив уникальность изложенного историком-востоковедом  материала, заинтересовалась связями русской общины Египта с другими странами и наличием в Каире русского кладбища. Докладчик сообщил, что такие связи, несомненно, были. В частности, информацию о «Днях русской культуры» в Каире он почерпнул из газет Парижа и Берлина. А специальных русских кладбищ в Египте не существует, поскольку там хоронят не по национальностям, а по конфессиям.  Русские эмигранты похоронены на греческом православном кладбище в Старом Каире. Зав. отделом истории российского зарубежья М.Ю. Сорокина спросила о том как взаимодействовали между собой «старороссийская» и советские диаспоры в Египте. Беляков отметил, что эти две группы были разными, существовали параллельно друг другу, и если иногда пересекались – то случайно. Сказывались разница в поколениях и мировоззрениях.

Большим сюрпризом стало неожиданное появление в конце семинара советника посольства Египта по культуре доктора Атефа Мухамеда. Он назвал В.В. Белякова «живым мостом между Россией и Египтом», благодаря которому и проходят российско-египетские культурные мероприятия. Отметив, что около 3-4 миллионов россиян ежегодно отдыхают на пляжах Египта, г-н советник посетовал на то, что о самих египтянах, их истории и культуре они мало знают. Семинар завершился обращением М.Ю. Сорокиной к г-ну Атефу, которая от имени ДРЗ пригласила его сделать совместно с В.В. Беляковым и сотрудниками ДРЗ культурную программу, посвященную истории и культуре Египта. Это предложение было с энтузиазмом принято.

М.М. Горинов- мл.


Фото Ю. Котина

Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок