Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу» открылась в Доме русского зарубежья

Источник: БЛАГОВЕСТ ИНФО

Москва, 25 апреля, Благовест-инфо. Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900–1940-е гг.» открылась 24 апреля в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына (ДРЗ). В экспозиции представлены живопись, графика, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства, фотография, архивные документы известных художников, многие произведения которых экспонируются впервые.

Вот неполный перечень имен художников, которых представляет куратор и автор идеи проекта искусствовед Любовь Агафонова: Лев Бакст, Иван Билибин, Леонид Браиловский, Аполлинарий и Виктор Васнецовы, Александра Коновалова, Павел Корин, Клавдий Лебедев, Михаил Нестеров, Николай Рерих, Борис Смирнов-Русецкий, Андрей Рябушкин, Дмитрий Стеллецкий, Василий Чекрыгин, Алексей Щусев.

Выставка входит в многочастную серию в рамках проекта «Изменившие мир. Влияние русских деятелей культуры рубежа XIX–XX вв. на мировой художественный процесс». Как отмечается в экспликации, его концепция плотно связывает литературу, живопись, историю и географию России. Исторические личности и святые, реальные исторические события или те, что стали мифом, вдохновляли художников. Выдающиеся деятели культуры и искусства посвящали этим событиям свои творческие искания. Зритель может наблюдать за интерпретацией русской истории через призму восприятия живописцев, графиков и скульпторов. Несмотря на весьма строгую каноничность ряда сюжетов, художникам всегда удавалось найти собственный стиль в композициях произведений.

«Выставка посвящена исключительно русской теме. Мы объединяем здесь, в одном пространстве, художников, которые работали в одно время в России и в эмиграции. У них единый подход: это любовь к России, воспевание ее истории и русское православие как основа всего. Наш Дом призван соединять разъединенную русскую культуру в ХХ столетии, наша основная задача – сшивать те раны, которые были нанесены гражданской войной. И выставка тоже этому служит», – сказал в беседе с корреспондентом «Благовест-инфо» директор Дома русского зарубежья Виктор Москвин. Он пояснил, что «россыпь великих имен» представлена работами из фондов ДРЗ, Музея музыки, галереи «Веллум», а также ряда крупных частных коллекций, большинство произведений зрители увидят впервые. «Наша экспозиция подчеркивает значимость уникального самобытного искусства России в мировой культуре – это яркое проявление русской цивилизации», – добавил он.

Куратор выставки Любовь Агафонова отметила, что рубеж XIX и XX веков – время перемен и надвигающихся катастроф, «напряженных философско-нравственных исканий» – было самым плодотворным в художественной культуре. Выставка дает представление о том, как эти искания отразились в искусстве: «поиски надмирного, того небесного, на которое человек не может повлиять, но всегда ждет оттуда помощи, идеализация исторических личностей прошлого, поиски идеального существования».

Один из тематических разделов выставки представляет художников, для которых «ответ на духовные поиски виделся в возвращении к исконно народным, религиозно-нравственным истокам». Здесь можно увидеть редкие работы Виктора Васнецова, основоположника «неорусского стиля», преобразованного из исторического жанра и романтических тенденций, связанных с фольклором и символизмом, ставшего главным проводником от эпохи передвижничества к стилю модерн; его младшего брата Аполлинария Васнецова; редчайший подлинный этюд к великой картине Павла Корина «Александр Невский»; первые опыты Ивана Билибина в области монументальной храмовой росписи; работы Клавдия Лебедева, признанного мастера исторического жанра, неоднократно обращающегося к теме Смутного времени; картину и наброски Леонида Браиловского, наследие которого хранится в Ватикане.

Агафонова беседовала с журналистами у картины Михаила Нестерова «Отцы пустынники и жены непорочны», обратив внимание на то, как «звучит» это произведение сегодня, на шестой неделе Великого поста. В экспозиции есть и другие исторические работы Нестерова – мастера «опоэтизированного реализма» (так он сам называл свой стиль).

Другой раздел выставки – произведения Василия Чекрыгина, Льва Жегина (Шехтеля), Раисы Флоренской, художников группы «Маковец», вдохновленных идеями русского космизма. Так, Агафонова обратила внимание на «райскую» серию Чекрыгина – художник изображает новую жизнь воскресших на других планетах. В этом же зале – деревянная скульптура Сергея Коненкова «Ангел пустыни», изображающая св. Иоанна Предтечу.

К 1920-м гг. относятся работы художников группы «Амаравелла»: Бориса Смирнова-Русецкого, Петра Фатеева, также отдавших дань философии космизма, увлекавшихся Ницше, эзотерическими учениями и духовными открытиями Николая Рериха, ряд малоизвестных картин которого можно увидеть в экспозиции. Так, его «Апокалипсис» расположен рядом с картиной Бориса Анисфельда «Четыре всадника Апокалипсиса», написанной в 1946 г. и показывающей ужасы недавней войны.

На выставке есть и архитектурный раздел: здесь можно увидеть эскизы Алексея Щусева, проектировавшего Казанский вокзал и храм на Куликовом поле, а также работы Дмитрия Стеллецкого, который создал эскизы росписей этой церкви. Из графических работ последнего обращает на себя внимание портрет старообрядческого епископа Иннокентия.

Как сообщает пресс-релиз, выставка входит в параллельную программу концертного исследовательского проекта «Musica Sacra Nova» Московской государственной академической филармонии и Фонда Николая Каретникова. Тема нынешнего сезона: «От модерна к первому авангарду». В центре внимания – период истории русского искусства, где впервые прослеживается выход в «новую сакральность». Проект изучает творчество нескольких поколений отечественных композиторов, художников и литераторов XX века с позиции нового религиозного искусства.

Экспозицию «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900–1940-е гг.» можно посетить в ДРЗ с 25 апреля по 15 сентября 2024 г.

Юлия Зайцева

Фото: Юлия Зайцева / blagovest-info.ru

Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок