Фонд 151. Лихачева (Якоби) Вера Петровна (1910-2004) – прима-балерина Латвийской национальной оперы, основатель Студии классического балета в Рабате (Марокко)

Каталожный номер: 0151

Ф. 151, оп. 1, 98 ед. хр.; 1928-1985

В.П.Лихачева – дочь юриста Петра Николаевича Якоби и внучка сенатора Николая Борисовича Якоби родилась 25 сентября 1910 г. в Витебске, где в то время служил ее отец. Позже семья Якоби вернулась в Петербург, где Вера Якоби впервые увидела балет, который вскоре станет смыслом всей ее дальнейшей жизни.

После октябрьских событий многочисленная семья Якоби перебралась в Ригу, где Вера, будучи подростком, поступила вместе со своей подругой Галиной Черновой, в балетную студию прима-балерины Александры Александровны Федоровой. В 1930 г. Вера Якоби окончила гимназию Олимпиады Лишиной, а год спустя стала выпускницей студии Александры Федоровой, где в общей сложности она отучилась шесть лет. Вместе с Галиной Черновой Вера перешла в Балет рижской национальной оперы, где вскоре стала солисткой, а затем примой-балериной. Она сменила свою фамилию, т.к. отец воспротивился использованию фамилии Якоби на театральных афишах. Вера с согласия матери – Сусанны Яковлевны Якоби взяла ее девичью фамилию - Лихачева, этот сценический псевдоним станет вскоре визитной карточкой классического русского балета Прибалтики и Марокко.

Начиная с 1930 года, Вера Лихачева выступала в отдельных спектаклях, а со следующего сезона стала полноправной солисткой, и танцевала в Рижской национальной опере в 1931-1944 гг. «Природная одаренность балерины позволяла ей исполнять самые сложные партии в собственной интерпретации. Техничная и корректная балерина, с чувством вкуса и понимания стиля» - писал о Вере Лихачевой Г. Шталс.

Среди балетных партий В. Лихачевой в Латвийской Национальной опере значились: «Танец трех граций», солистка (Л. Делиб «Сильвия» 1931); «Половецкая девушка» (А. Бородин. «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь», 1931); «Тао Хоа» (Р. Глиэр «Красный мак», 1933); Одиллия («Лебединое озеро»,1934); «Одалиска» («Корсар»); «Подруга Китри» (Л. Минкус «Дон Кихот», 1936); «Бабочка» (Я. Калныньш «Соловей и роза», 1938); «Зарема» (Б. Асафьев «Бахчисарайский фонтан», 1940); «Лауренсия» (А. Крейн «Лауренсия», 1941); «Велта» (А. Калныньш «Стабурагс», 1943).

23 июля 1939 года в церкви св. Пантелеймона Целителя в Балдоне состоялся двойной обряд венчания: Веры Якоби (Лихачевой) с князем Николаем Николаевичем Енгалычевым и её сестры Анны (Аси) с князем Андреем Николаевичем Енгалычевым. Т.е. две сестры вышли замуж за двух братьев. В отличие от Анны (Аси) брак Веры с князем Енгалычевым оказался недолгим. К концу Второй мировой войны они расстались.

В годы нацистской оккупации Латвии В. Лихачева продолжала работу в Рижской опере. В 1943 году - на втором году оккупации она усыновила маленького мальчика, насильственно вывезенного немцами из Белоруссии и вместе с другими детьми из Белоруссии помещенного в концентрационный лагерь Саласпилс под Ригой. Приемный сын Веры Лихачевой - Александр (Шурик) Казюс-Якоби впоследствии станет помогать матери в сценографии спектаклей.

В 1944 году Вера Лихачева вместе с матерью Сусанной Яковлевной Якоби, сестрой Сусанной и приемным сыном эмигрировали на юг Германии в Биберах и Фрайбург. Конец войны застал их во французской оккупационной зоне. Вере пришлось зарабатывать на жизнь уроками танцев. По вызову родственников по материнской линии, Вера Лихачева с матерью, сестрой и приемным сыном смогли обосноваться в Рабате, Марокко.

Там Вера Лихачева почти тридцать лет вела созданную ею в Рабате Студию (школу) классического балета, внесшую заметный вклад в культурную жизнь этой североафриканской страны. До ее приезда в Рабат балета, как такового, в Марокко не существовало; мечтать о возобновлении сценической карьеры не приходилось, и Вера Лихачева сосредоточила усилия на открытии балетной студии, что и произошло в декабре 1947 года. Необходимо было приложить максимум усилий для набора учеников и создания прочной репутации студии. Уже через несколько месяцев работы студии В. Лихачева смогла показать успехи своих учеников. А еще через год в Рабате состоялся первый открытый вечер студии в Театре-Синема «Рояль», о чем писала местная пресса. Первые спектакли студии состояли из отдельных танцевальных номеров. Уже в 1951 г. газета "L'Echo de Maroc" писала, что благодаря заслугам В. Лихачевой «с чувством обновленной радости отмечаем мы всякий раз, что балет занимает все более важное место в артистической жизни Рабата». В 1952 году В. Лихачева решила поставить все четыре акта «Лебединого озера». Спектакль прошел на высоком уровне, местная пресса отметила высокий профессионализм участников и самой В. Лихачевой в роли Одиллии, назвав ее «рабатской Терпсихорой». На следующий год были показаны «Картинки с выставки», а в 1954 году В. Лихачева поставила «Щелкунчик». Студия классического танца стала выезжать со спектаклями в Касабланку и Мекнес.

По воспоминаниям Л.С. Флам-Оболенской (племянницы Веры Якоби): «Событием в культурной жизни марокканской столицы сделались ежегодные спектакли, которые Вера ставила со своими учениками. С каждым годом они становились все более профессиональными. <...> Она привлекала к участию двух прекрасных русских художников, живших в то время в Марокко, - Владимира Жедринского и Ростислава Сазонова . Оба писали для неё декорации и делали эскизы костюмов. Некоторые костюмы бабушка (Сусанна Яковлевна) шила по рисункам Шурика (приемного сына Веры), проявившего прекрасный вкус и знание эпох. Рецензии на спектакли местной прессы, неизменно хвалебные, отмечали важный вклад, который Вера Лихачёва внесла в культурную жизнь Марокко».

Число учеников Студии постоянно росло, отдельный класс В. Лихачева давала принцессе Амине (младшей дочери султана Магомета V) и ее свите. В 1956 году

В. Лихачева поставила программу, состоящую из дивертисмента и постановки «Половецких плясок». На спектакле присутствовали принц и принцессы двора, а также члены кабинета султана. Этот спектакль был повторен в 1972 году.

Последний спектакль студии В. Лихачевой состоялся в Рабате в восьмидесятых годах, незадолго до того, как В. Лихачева навсегда покинула Марокко и переехала в Брюссель к своей овдовевшей и ослепшей сестре Анне Петровне Енгалычевой (1918-1998).

Вера Петровна Лихачёва (Якоби, Енгалычева) скончалась в Брюсселе 28 августа 2004 года. Приёмный сын Александр (Шурик) Казюс-Якоби женился и уехал на работу в Абиджан (Кот-д'Ивуар). В предсмертные недели своей приемной матери он неотступно находился при ней. Сам он тоже вскоре умер от рака во Франции.

Многие ученики Веры Лихачевой стали профессиональными артистами, одна ученица открыла собственную балетную студию в Касабланке, другая стала директором консерватории в Рабате. Имя Веры Лихачевой и ее вклад в культурную жизнь Марокко упоминаются и по сей день.

Оп. 1

Раздел «Материалы к биографии» включает в себя анкеты и автобиографии           В.П. Енгалычевой (Лихачевой); свадебную памятку; разрешения на постановку спектаклей, выданные В. Лихачевой; Диплом «Le Stage Mondial de la Danse» за подписью Сержа Лифаря; буклеты с названием спектаклей, в которых принимала участие В.П. Лихачева.

В отдельный раздел выделены тетради и листы с хореографией различных танцев, танцевальных постановок и балетов, организованных студией классического танца в Рабате под руководством В. Лихачевой.

В отдельный раздел также выделены краткие либретто различных балетов.

Раздел «Письма В.П. Лихачевой (Енгалычевой) различным корреспондентам» представлен в основном письмами В. Лихачевой различным марокканским чиновникам по вопросам деятельности ее студии.

Раздел «Письма разных корреспондентов В.П. Лихачевой» представлен письмами немецких и французских чиновников о разрешении спектаклей, письмами Владимира Ивановича Жедринского о работе над эскизами постановок студии В. Лихачевой, а также письмами Пьера Берези.

Отдельный раздел представляют различные программки спектаклей и представлений, в которых принимала участие В.П. Лихачева.

Раздел «Тетради с вырезками из газет с рецензиями на выступления                        В.П. Лихачевой и ее студии» представлен редкими вырезками из латвийских и марокканских газет с рецензиями различных корреспондентов на выступления                  В. Лихачевой и спектакли ее студии классического балета в Рабате.

Раздел «Афиши вечеров и спектаклей Веры Лихачевой» представлен уникальными афишами ее выступлений и выступлений ее студии.

Раздел «Материалы о Вере Лихачевой» представлен книгами Георга Сталса «Латвийский балет» 1937 и 1943 гг., статьями Л.С. Флам-Оболенской о Вере Лихачевой.

Раздел «Материалы, отложившиеся в фонде» представлен редкими программками различных концертов русских артистов во Франции и др.

Документы фонда № 151 переданы племянницей В.П. Лихачевой – Людмилой Сергеевной Флам-Оболенской 25 декабря 2003 года.

Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок