Архивное собрание ДРЗ постоянно пополняется. Уже сформировано около 400 архивных фондов, прошли научно-техническую обработку и открыты для исследователей более 250 архивных поступлений. Документальный массив по истории русского зарубежья включает документальные материалы российского происхождения (комплексы документов организаций и учреждений, материалы и коллекции документов частных лиц, опубликованные документы и периодические издания, относящиеся к этим фондам и коллекциям, а также уникальные и особо ценные издания) по истории Русского зарубежья, находившиеся по различным причинам за пределами Российской Федерации, а также значимые для русской культуры документы зарубежья,  переданные на постоянное хранение в Дом русского зарубежья. В архивохранилищах ДРЗ сосредоточены материалы по истории литературы, философии, театра, по военной истории, мемуары русского зарубежья.

В 1975 году А.И. и Н.Д. Солженицыны начали собирать мемуары русской эмиграции. Присланные им материалы, дополненные впоследствии воспоминаниями советских и российских граждан, были объединены во Всероссийскую Мемуарную библиотеку (ВМБ), рукописный фонд которой составляет основу фонда № 1 архивного собрания ДРЗ. В настоящее время ВМБ включает в себя более 2 тыс. рукописей и ежегодно пополняется. Здесь представлены мемуары М.В. Родзянко, П.Н. Милюкова, Э.Б. Кригер-Войновского, Ю.И. Лодыженского, Ю.К. Старка, В.В. Мусина-Пушкина, А.С. Лукомского, Татищевых, А.А. и М.А. Стаховичей, А.Е. Мейендорфа, Ф.П. Рерберга и др. Часть рукописей опубликована издательствами «YMCA-PRESS» и «Русский путь» в серии «ВМБ».

Творческое наследие деятелей культуры и искусства русского зарубежья представлено рукописями и автографами И.С. Шмелева, М.И. Цветаевой, Д.С. Мережковского, И.А. Бунина, А.М. Ремизова, Н.А. Тэффи, Б.К. Зайцева, Л.Ф. Зурова, Е.К. Герцык и В.С. Гриневич, В.Н. Челищева, Г.А. Малахова, композиторов С.В. Рахманинова, С.С. Прокофьева, А.К. Глазунова, Н.Н. Черепнина, акварелиста и архитектора Альберта Н. Бенуа, художников З.Е. Серебряковой, В.П. Добужинского, С.К. Маковского, художника-иконописца Ю.Н. Рейтлингер, театральных деятелей В.М. Греч и П.А. Павлова, солиста Донского казачьего хора С.А. Жарова И.В. Асcура, художника Г.П. Светлика, графика, искусствоведа и иконописца Е.Е. Климова и др.

История философской, религиозной и научной жизни русской эмиграции отражена в фондах В.Н. Ильина, С.Л. Франка, Н.А. Бердяева, П.Н. Милюкова, в семейном фонде Фуделей, в рукописях И.И. Сикорского, Б.П. Вышеславцева, прот. В. Зеньковского, К.В. Мочульского, Н.А. Полторацкого, в документах, повествующих о жизни преподобного Силуана Афонского и его ученика, архимандрита Софрония (Сахарова); а также в эпистолярном наследии прот. С. Булгакова, П.Б. Струве, прот. А. Шмемана, Н.О. Лосского, Р.Б. Гуля, С.С. Ольденбурга, Н.Н. Евреинова, М.А. Алданова, прот. Г. Флоровского и других.

Материалы по истории Первой мировой и Гражданской войн, Русской армии в изгнании и русских общественных организаций за границей содержатся  в фондах архива Н.Л. Оболенского  — начальника Общей канцелярии Великого князя Николая Николаевича, в объединенном архивном фонде Северо-Западной армии, в фондах ВМБ, в коллекции Н.Н. Рутыча (Рутченко), в фондах князя Гавриила Константиновича Романова,  адмирала С.В. Евдокимова, генерала Н.Н.  Клембовского, М.А. Деникиной-Грей, В.В. Звегинцова, Плаутиных, в семейном фонде Шатовых и др. Здесь собраны статьи, выступления, приказы, политические проекты  и письма генералов А.И. Деникина, Н.Н. Юденича, П.Н. Врангеля, М.В. Родзянко; записки и письма генералов А.П. Кутепова, Е.К. Миллера, Н.Н. Головина, адмирала В.К. Пилкина, полковников П.Н. Богдановича и П.В. Колтышева, дневники и письма известного общественно-политического деятеля Н.В. Савича, его переписка с Н.И. Гучковым, А.В. Карташевым, М.М. Федоровым.

В архиве хранится множество мемуаров, принадлежащих политическим, общественным, религиозным деятелям, военачальникам и рядовым Белой армии, ученым и деятелям культуры, волею истории и судеб, оказавшихся в эмиграции, в частности, воспоминания генералов М.И. Пестржецкого, Ф.П. Рерберга, М.А. Фостикова, адмиралов В.К. Пилкина и С.В. Евдокимова, И.И. Лютера, полковника П.В. Колтышева, Г.А. Малахова, Ю.Н. Рейтлингер, С.Д. Боткина, Н. Хвоинского, В. Гусева и др. Фонды учреждений русского зарубежья представлены материалами Центрального комитета по обеспечению высшего образования русскому юношеству за границей («Федоровский комитет») из архива Общества охранения русских культурных ценностей, документами Российского общенационального народно-державного движения (РОНДД), Российского торгово-промышленного и финансового союза, Всероссийского национального центра (ВНЦ), архива «Белое дело», «Кавалергардской семьи», издательства «YMCA-Press» и др. В фондах архива содержатся материалы, связанные с деятельностью Союза борьбы за освобождение народов России (СБОНР), радиостанции «Свобода», Российской ассоциации преподобного Силуана Афонского, детских организаций за рубежом (скауты, «Русские соколы», «Витязи», «Восход»).

Фонд 63. БЕНУА Александр Николаевич

Каталожный номер: 0063

(Ф.63); 1947-1972; оп. 1-2, 16 ед. хр.

Александр Николаевич Бенуа (1870, Петербург — 1960, Париж) — живописец и график, иллюстратор и оформитель книги, мастер театральной декорации, режиссер, автор балетных либретто, историк русского и западноевропейского искусства, художественный критик.

Александр Николаевич Бенуа родился в Петербурге в семье известного архитектора, академика Николая Леонтьевича Бенуа и Камиллы Альбертовны (урожд. Кавос). Его прадед по материнской линии Катерино Альбертович Кавос был композитором и дирижером, дед и отец известными архитекторами, старший брат Альберт Николаевич Бенуа — живописец-акварелист. В 1887-1888 гг. А.Н. Бенуа — вольнослушатель в Академии художеств. С 1890 по 1894 г. обучался на юридическом факультете Петербургского университета, одновременно самостоятельно изучал историю искусства, занимался рисованием и живописью. В 1894 г. подготовил главу для 3-го тома «Истории живописи в XIX веке» Р. Мутера, тем самым заявив о себе как о талантливом искусствоведе, перевернувшем устоявшиеся представления о развитии русского искусства. В 1897 г. по впечатлениям от поездок во Францию создал первую серьезную работу — серию акварелей «Последние прогулки Людовика XIV». С 1891 г. постоянный участник художественных выставок, один из создателей и теоретиков объединения «Мир искусства».

В историю русской книжной графики вошел «Азбукой в картинах» (1905), иллюстрациями к «Пиковой даме» А.С. Пушкина (1899, 1910), а также иллюстрациями к «Медному всаднику», трем вариантам которых он посвятил почти двадцать лет труда (1903-1922).

К работе в театре впервые обратился в 1902 г., когда оформил оперу Р. Вагнера «Гибель богов» на сцене Мариинского театра. Наибольшую известность ему принесли декорации для Русских сезонов Дягилева, с которым он сотрудничал с 1908 г.

В 1901-1902 гг. издал в двух выпусках книгу «Русская живопись в XIX веке», выпускал серийные издания «Русская школа живописи» и «История живописи всех времен и народов» (издание прервалось с началом революции) и журнал «Художественные сокровища России», подготовил «Путеводитель по картинной галерее Эрмитажа» (1911). После революции активно участвовал в организации охраны памятников культуры: был членом Комиссии по охране памятников искусства и старины, заведовал картинной галереей Эрмитажа, писал критические статьи и труды по истории искусств.

В 1926 г. А.Н. Бенуа эмигрировал во Францию. За границей работал над оформлением спектаклей Комеди Франсез, Гранд Опера, Королевского балета в Лондоне, «Ла Скала» в Милане. В 1934 г. начал писать воспоминания, которые стали главным трудом его последних лет (полностью опубликованы в серии «Литературные памятники», Л., 1980). Умер в Париже 9 февраля 1960 г., похоронен на кладбище Батиньоль.

Оп. 1. — Личная переписка А.Н. Бенуа

Письма А.Н. Бенуа к преподавателю университета в Гейдельберге юристу-международнику А.Н. Макарову за 1947–1959 гг.

Оп. 2. — Личная переписка А.Н. Черкесовой-Бенуа

Письма А.Н. Черкесовой-Бенуа к А.Н. и Е.Ф. Макаровым за 1960–1972 гг.

Передано в 2006 г. Н.А. Струве (Франция).

Открыт для исследователей.