8 ноября 2024 года в 18 часов 30 минут приглашаем на очередное заседание научно-просветительского проекта «Отражения», в рамках которого состоится лекция-дискуссия исследователя литературы русского зарубежья, переводчика и комментатора В.В.Набокова Андрея Александровича Бабикова (ДРЗ) и кандидата философских наук, специалиста по философии русской эмиграции XX века Николая Игоревича Герасимова (ДРЗ) «“Я знаю больше, чем могу сказать”: философия без правил Владимира Набокова (к 125-летию писателя)».
Лекция-дискуссия «“Я знаю больше, чем могу сказать”: философия без правил Владимира Набокова (к 125-летию писателя)»
Во многих произведениях Набокова, написанных как по-русски, так и по-английски, заметен явный уклон в философскую проблематику. Один из его героев — философ Адам Круг (роман «Под знаком незаконнорожденных», 1947), оригинальный и выдающийся мыслитель своего времени, не менее влиятельный, чем Мартин Хайдеггер. Другой — герой «Ады» (1969) Ван Вин — знаменитый психиатр и философ, автор трактата о времени. Следы различных философских концепций то и дело встречаются на страницах набоковских произведений, — к примеру, вокруг гегелевской триады он выстраивает «спираль» собственной жизни в мемуарной книге «Другие берега», силлогизм «Всякий человек смертен» оспаривает в «Бледном огне» (1962), а с платоновским идеальным государством спорит в «Приглашении на казнь» (1935). Проблемы познаваемости мира, сознания, реальности, пространства и времени, потусторонности, трансцендентной силы и другие увлекали Набокова начиная с 1920-х годов.
Философские воззрения Набокова не систематичны, а мозаичны. Тем труднее выделить в них главное, выстроить иерархию. Так, не соглашаясь с политической философией Платона («Государство»), он при этом разделял его идею «припоминания», согласно которой душа в акте творчества проясняет себе то, что ей уже известно. Вместе с тем он выступал против дуалистической концепции бытия («Царство идей» и «Царство вещей»), называя себя убежденным монистом. Пренебрежительно отзываясь о модных в 1920-х годах теориях гибели Запада и чрезмерном увлечении Шпенглером (в «Даре»), он все же принимал представления немецкого философа о повторяющихся и «одновременных» (в шпенглеровской терминологии) процессах в «жизненном цикле» различных культур: «Умирает со скуки историк: за Мамаем все тот же Мамай...»
Набокова-мыслителя легче изобрести, чем разъяснить и суммировать все то, что его действительно побуждало философствовать и критиковать других (особенно в части социальных теорий и проблемы отношений общества и индивида). В лекции-дискуссии будет сделана попытка обрисовать контуры философских взглядов Набокова и оставить за их рамками навязанные писателю за многие годы интерпретаций и спекуляций представления.
Заседание состоится в Малом зале основного здания Дома русского зарубежья.
Вход свободный.
Возрастное ограничение: 0+
Ограничения по потребителям услуг: есть, для лиц с ограниченными возможностями (на 5-й этаж лифта нет)
Наш адрес:
Москва, ул. Нижняя Радищевская, д. 2
Проезд: м. «Таганская» (кольцевая)
