С 14 марта по 29 июня 2025 года приглашаем на выставку «Лансере. Отец и сын. К 150-летию со дня рождения Е.Е.Лансере», которая расскажет о тесной связи и преемственности творчества скульптора Евгения Александровича Лансере (1848–1886) и его сына художника Евгения Евгеньевича Лансере (1875–1946).
На выставке представлен 221 экспонат: скульптура, живопись, графика, архивные материалы, предметы этнографии и быта, из собрания Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С.Гамзатовой, коллекции Давида Якобашвили, антикварных галерей «Кабинетъ», Музея памяти семьи Императора Николая II, семейного собрания потомков Лансере, частных московских коллекций.
Герои нашей выставки посвятили довольно заметную часть своего творчества кавказскому региону. Евгений Александрович Лансере, крупнейший скульптор-жанрист и анималист, самый яркий представитель русской школы кабинетной бронзовой скульптуры, прожил довольно короткую жизнь, в возрасте 38 лет он скончался от чахотки, но кавказский регион навсегда поселился в его работах. Пребывание на Кавказе позволило ему по-настоящему проникнуться красотой этих мест, природой, людьми и, главное, почувствовать неразрывную связь горца с лошадьми. Горец и его верный конь становятся чуть ли не главными темами его скульптур. Любовь к этнографии Кавказа привела к тому, что сам Евгений Александрович с удовольствием носил экзотическую одежду. Александр Бенуа в своих воспоминаниях так писал о Евгении Александровиче Лансере: «Однажды среди наших гостей я заприметил новое лицо — молодого человека с заостренной бородкой, одетого совсем не так, как другие, — в кафтан без пуговиц и в шаровары. На ногах у него были мягкие черкесские сапоги, а на голове странная кавказская шапочка. Уже одно это было поразительно, но еще поразительней было то, что являлся этот молодой человек всегда верхом на казацкой лошади».
М.В.Эристова (Этлингер). Портрет Е.А. и Е.Н.Лансере родителей, Е.Е.Лансере. Российская империя. 1877. Частное собрание (Москва)
З.Е.Серебрякова. Ольга Константиновна Лансере (Арцыбушева). Российская империя. 1910. Частное собрание (Москва)
Разворот альбома с этюдами Е.Е.Лансере. Поездка в Гурию. Грузия. 9–19 февраля 1924. Частное собрание (Москва)
Е.Е.Лансере. Тифлис. Авлабар. Грузия. 1925. Частное собрание (Москва)
Е.Е.Лансере. Гулла, сын Хаджи-Мурата. Хунзах (Российская империя). Август 1912. Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С.Гамзатовой
Е.Е.Лансере. Орода. Дагестан. 1925. Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С.Гамзатовой
Е.Е.Лансере. Муссолау. 90 лет. Дагестан. 1925. Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С.Гамзатовой
Е.Е.Лансере. Ангора. Женщина на ослике. Грузия. 1923. Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С.Гамзатовой
Е.Е.Лансере. Кумык. Дагестан. 1918. Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С.Гамзатовой
Е.Е.Лансере. Тидиб. Дагестан. 1925. Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С.Гамзатовой
Предметы аварского быта (Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С.Гамзатовой) с автопортретом Е.Е.Лансере (1942), представленные на выставке "Лансере. Отец и сын...".
Е.А.Лансере. Курящий черкес. Санкт-Петербург (Российская империя). 1870. Коллекция Давида Якобашвили
Е.А.Лансере. Черкес на джигитовке. Фабрика художественной бронзы Ф.Ю.Шопена. Санкт-Петербург (Российская империя). 2-я половина 1870-х – 1880-е. Коллекция Давида Якобашвили
Е.А.Лансере. Табун кабардинских лошадей. Санкт-Петербург (Российская империя). Модель 1878. Отливка фабрики художественной бронзы Ф.Ю.Шопена. Конец 1880-х – до 1893. Антикварные галереи «Кабинетъ»
Е.А.Лансере. Водонос. Фабрика художественной бронзы Ф.Ю.Шопена. Санкт-Петербург (Российская империя). 1875. Антикварные галереи «Кабинетъ»
М.В.Эристова (Этлингер). Портрет Е.А. и Е.Н.Лансере родителей, Е.Е.Лансере. Российская империя. 1877. Частное собрание (Москва)
З.Е.Серебрякова. Ольга Константиновна Лансере (Арцыбушева). Российская империя. 1910. Частное собрание (Москва)
Разворот альбома с этюдами Е.Е.Лансере. Поездка в Гурию. Грузия. 9–19 февраля 1924. Частное собрание (Москва)
Е.Е.Лансере. Тифлис. Авлабар. Грузия. 1925. Частное собрание (Москва)
Е.Е.Лансере. Гулла, сын Хаджи-Мурата. Хунзах (Российская империя). Август 1912. Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С.Гамзатовой
Е.Е.Лансере. Орода. Дагестан. 1925. Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С.Гамзатовой
Е.Е.Лансере. Муссолау. 90 лет. Дагестан. 1925. Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С.Гамзатовой
Е.Е.Лансере. Ангора. Женщина на ослике. Грузия. 1923. Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С.Гамзатовой
Е.Е.Лансере. Кумык. Дагестан. 1918. Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С.Гамзатовой
Е.Е.Лансере. Тидиб. Дагестан. 1925. Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С.Гамзатовой
Предметы аварского быта (Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С.Гамзатовой) с автопортретом Е.Е.Лансере (1942), представленные на выставке "Лансере. Отец и сын...".
Е.А.Лансере. Курящий черкес. Санкт-Петербург (Российская империя). 1870. Коллекция Давида Якобашвили
Е.А.Лансере. Черкес на джигитовке. Фабрика художественной бронзы Ф.Ю.Шопена. Санкт-Петербург (Российская империя). 2-я половина 1870-х – 1880-е. Коллекция Давида Якобашвили
Е.А.Лансере. Табун кабардинских лошадей. Санкт-Петербург (Российская империя). Модель 1878. Отливка фабрики художественной бронзы Ф.Ю.Шопена. Конец 1880-х – до 1893. Антикварные галереи «Кабинетъ»
Е.А.Лансере. Водонос. Фабрика художественной бронзы Ф.Ю.Шопена. Санкт-Петербург (Российская империя). 1875. Антикварные галереи «Кабинетъ»
Свое увлечение Кавказом скульптор передал и своему старшему сыну Евгению Евгеньевичу Лансере. Живописец, книжный график, монументалист, член объединения «Мир искусства» Евгений Евгеньевич напишет в своем дневнике: «Я от отца получил несколько черт (только как наследственность), о которых тут и хочу упомянуть: интерес к исканию верного бытового жеста, движения; интерес к этнографической характеристике своих персонажей и, наконец, влечение к Кавказу».
Е.Е.Лансере прожил на Кавказе 16 лет, так полно и достоверно показав землю и ее людей, что в чем-то этот период его жизни явился энциклопедией этого прекрасного региона.
Первый раз он оказался на Кавказе летом 1904 года, женившись на Ольге Арцыбушевой (1881–1966), чей портрет кисти младшей сестры Евгения Евгеньевича Зинаиды Серебряковой также будет представлен на выставке. Молодожены отправились в свадебное путешествие по Военно-Грузинской дороге в Тифлис, затем через Сухум, Гагры и черноморское побережье — в Крым. Это было повторением той давней поездки, которую совершили родители художника в 1874 году.
Следующая поездка Лансере на Кавказ состоялась в 1912 году, когда он работал над иллюстрациями к повести Льва Толстого «Хаджи-Мурат». Несколько месяцев (конец 1914 — начало 1915 года) художник провел на Кавказе во время Первой мировой войны, а затем вместе с семьей оказывается на Кавказе уже в 1917 году. Он проживет с семьей в Тифлисе до 1934 года, до момента, когда будет приглашен для работы в Москву. В этот период художник совершит много экспедиций по региону: Дагестан, Турция («Лето в Анкаре»), Сванетия, Армения, Азербайджан, Грузия... И будет неизменно возвращаться к этнографии и природе Дагестана, к его людям и горам.
Унаследованная от отца любовь художника к кавказскому региону предстанет на выставке в картинах и скульптурах, предметах аварского быта, атрибутах жизни горца.
В статье «Несколько слов о моей жизни на Кавказе» много позднее, в 1936 году, Евгений Лансере вспоминал: «Отсутствие первое время больших заказов и климатические условия Кавказа, позволяющие работать под открытым небом почти что девять-десять месяцев в году, новизна и захватывающее богатство чисто живописных и этнографических тем вокруг сделали то, что главнейшей моей художественной работой стали этюды с натуры вместо кабинетной работы предыдущих лет. Мои первые работы еще шли от рисунка, это были большею частью тщательные рисунки карандашом, только подсвеченные акварелью. Но мало-помалу, под влиянием все более захватывающего меня интереса к краскам, к цвету, карандаш в моей руке стал вытесняться кистью».
Проект подготовлен при финансовой поддержке ФНРЗ
Ознакомиться с выставкой можно в зале 4-го этажа Музея русского зарубежья.
Часы работы:
вторник, среда, пятница, воскресенье — с 11:00 до 19:00;
четверг, суббота — с 11:00 до 21:00;
понедельник — выходной.
Вход по билетам:
- входной билет на выставку — 300 рублей;
- льготный входной билет на выставку — 150 рублей или бесплатно;
- комплексный входной билет — 650 рублей;
- льготный комплексный входной билет — в соответствии с льготной категорией посетителя.
Билеты можно приобрести в кассе Музея или онлайн на сайте Дома русского зарубежья (кнопка «Купить»).
Возрастное ограничение: 6+
Ограничения по потребителям услуг: нет
Наш адрес: Москва, ул. Нижняя Радищевская, д. 2 Проезд: м. «Таганская» (кольцевая)
Продолжая использовать сайт, Вы даете ГБУК г. Москвы «Дом русского зарубежья им. А. Солженицына», ОГРН 1037739148260, ИНН/КПП 7709181695/770501001, 109240, город Москва, Нижняя Радищевская улица, д. 2 (далее – «Оператор»), согласие на обработку файлов cookies с использованием Яндекс Метрика и пользовательских данных в целях улучшения пользовательского опыта, ведения статистики посещений сайта. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера