100 лет со дня рождения М.А.Струве

3 июня 2025 года — 100 лет со дня рождения Марии Александровны Струве (03.06.1925, Ницца, Франция — 13.11.2020, Лонжюмо, Франция, похоронена на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа), иконописца, общественного деятеля, супруги Н.А.Струве. Мария Александровна была младшей дочерью в семье выдающегося духовного пастыря русской эмиграции Александра Викторовича Ельчанинова, через год после ее рождения принявшего сан священства, и Тамары Владимировны Ельчаниновой, урожденной Левандовской.

Александр Викторович Ельчанинов, выпускник и преподаватель знаменитой 2-й Тифлисской классической гимназии, прирожденный педагог, еще в студенческие времена оказался тесно связан с кругом мыслителей русского религиозного возрождения начала ХХ века. Он был однокашником и близким другом еще со школьной скамьи будущего священника, ученого и богослова Павла Флоренского и философа Владимира Эрна, а после окончания Петербургского университета поступил в Богословскую академию Сергиева Посада и стал первым секретарем Московского религиозно-философского общества.

Семья Ельчаниновых оказалась в эмиграции в 1921 году, спасая своих детей от голода. Во Франции отец Александр был активным участником основанного в Праге в 1923 году Русского студенческого христианского движения. С 1925 года, когда основная деятельность Движения сосредоточилась во Франции, он принимал участие в съездах РСХД, и на одном из съездов окончательно созрело его решение стать священником, горячо поддержанное отцом Сергием Булгаковым. Тамара Ельчанинова, чтобы быть рядом с мужем, тогда же начала заниматься иконописью.

После рукоположения, с 1926 по 1928 год, отец Александр руководил молодежными кружками РСХД в Ницце, Гренобле, Нанси, Лионе и Страсбурге, разрабатывал программы для занятий по чтению Евангелия (Гутнер У. Русское студенческое христианское движение: истоки, возникновение и деятельность в 1923–1939 годах. Москва: Свято-Филаретовский ин-т, 2023. С. 146). Движенцы регулярно приезжали в Ниццу, — так, уже в шесть лет Маша Ельчанинова познакомилась с Елизаветой Юрьевной Скобцовой, за несколько лет до принятия ею монашества с именем матери Марии, и Ильей Фондаминским — будущими парижскими новомучениками.

Ельчаниновы жили очень бедно, в тесноте, так что у главы семьи не было даже своего уголка для молитвы, и образ предстоящего перед иконами отца, которого она видела у своей кровати, засыпая, навсегда запечатлелся в памяти Марии Александровны. И все-таки благодаря этому скромному жилищу эмигранты получали самое важное — чувство родного очага: «Живем в старой 250–300-летней ферме, — писал отец Александр в дневнике, — низкие потолки с толстыми балками, небольшие окна, камин, крепостные стены. На месте прежнего камина сейчас чугунная печка, но и она, особенно в сырые дни, дает впечатление настоящего дома, уюта, чего-то желанного» (Записи. М., 2003. С. 180). Днем маленький домик на вершине холма всегда был полон гостей — бесконечным потоком шли к отцу Александру люди, его паства, его исповедники.

Страшное горе постигло семью в 1934 году — за несколько недель сгорел от язвы желудка отец Александр, незадолго до этого переведенный из Ниццы в кафедральный собор Александра Невского на рю Дарю в Париже. Убитая горем супруга сумела сделать для памяти мужа главное — в течение года она подготовила к изданию книгу, где собрала его заметки, проекты проповедей, отрывки из писем. Этот год трое детей Ельчаниновых жили по разным семьям, у друзей и знакомых в Париже, а мать работала над книгой в Ницце, где осталась духовная паства отца Александра, сохранились его беседы, записи… Потом осиротевшая семья снова соединилась. А «Записи» отца Александра Ельчанинова стали с тех пор настольной книгой нескольких поколений православных христиан и после 1990 года многократно большими тиражами переиздавались в России.

Тамара Владимировна сохранила круг друзей своего мужа. Вместе с детьми она приезжала по воскресеньям на Свято-Сергиевское подворье к ранней литургии, которую служил отец Сергий Булгаков, а потом семья оставалась на воскресное чаепитие, где собирался цвет парижского русского православного общества: философ Лев Зандер, литературовед и историк культуры русской эмиграции Владимир Вейдле, художница, иконописец сестра Иоанна (Рейтлингер).

Интервью Марии Александровны дают яркое, живое представление об этих воскресных утрах, о духоносном, огненном облике выдающегося пастыря и богослова отца Сергия Булгакова, который стал ее духовным наставником после смерти отца Александра Ельчанинова.

В начале войны слабая здоровьем девочка заболевает туберкулезом. В этот трудный период лечить ее через весь город, часто ночью, рискуя нарваться на немецкие патрули, приходил молодой врач Андрей Блум, будущий митрополит Антоний Сурожский. С большой теплотой вспоминает Мария Александровна в своих интервью и другие эпизоды, связанные с деятельностью А.Блума как руководителя молодежи в лагерях РСХД, его бесконечное терпение, заботу. Несколько лет спустя она и сама возглавит движенские лагеря, где самым любимым ее занятием будет кормить и лечить детей, и ее юные подопечные в отряде в ответ на любовь будут называть ее мамой.

От своего отца Мария Александровна унаследовала многие черты характера — «его простоту и непосредственность, снисходительность к недостаткам других, совершенно естественную и постоянную, и, вместе с тем, его склонность к тонкой иронии и юмору» (Ельчанинова Т. Предисловие // Ельчанинов А., свящ. Записи. С. 18), от матери она получила первые уроки иконописи. Чуть позднее в качестве наставницы Марии в иконописном искусстве Тамара Ельчанинова выберет духовную дочь отца Сергия Булгакова, выдающуюся художницу и иконописца Юлию Николаевну Рейтлингер, к тому времени принявшую рясофор с именем сестры Иоанны. Обучение велось самым эффективным методом — наглядным примером. Сестра Иоанна приезжала в гости к Ельчаниновым, садилась и начинала работать над иконой. Маша Ельчанинова рисовала рядом. Общение наставницы и ученицы велось посредством записочек сестры Иоанны и ответов Маши, которые художница, оглохшая с юности, читала по губам.

Послевоенным летом 1946 года для поправки здоровья Мария Ельчанинова вместе с матерью отправилась в Покровский женский монастырь, недавно созданный православными монахинями из среды русской эмиграции в небольшом городке Бюсси-ан-От в Бургундии. Сестра Иоанна Рейтлингер и Тамара Ельчанинова были приглашены расписывать иконостас. А Маша Ельчанинова под их руководством продолжила свой путь в иконописи.

Почти каждый год Мария Александровна принимала участие в летних лагерях и съездах РСХД. Съезд РСХД 1948 года стал для нее судьбоносным: здесь она познакомилась со своим будущим мужем, филологом-славистом Никитой Струве, внуком известного политического и государственного деятеля дореволюционной России Петра Бернгардовича Струве. Через шесть лет Никита Алексеевич и Мария Александровна обвенчаются в храме Свято-Сергиевского подворья.

Заботы счастливого материнства — в семье родилось трое детей, — Марии Александровне удавалось совмещать с иконописным творчеством: как и ее мать Тамара Ельчанинова, она стала участницей общества «Икона», писала иконы для домашней молитвы и для иконостасов православных приходов Франции, Бельгии, Швейцарии, США. Иконы Мария Александровна писала «быстро, на одном дыхании» (Ж.Клер), больше всего любила писать лики святых, иконы Богородицы и Спасителя.

Никита Алексеевич Струве — один из самых выдающихся деятелей русской эмиграции. В течение более чем полувека он возглавлял старейший православный толстый журнал эмиграции «Вестник РСХД» и крупнейшее русское издательство зарубежья «YMCA-Press», основанное в 1925 году философом Николаем Бердяевым.

Мария Александровна стала помощницей и советчицей мужа в его общественных и издательских делах. Так, благодаря Марии Александровне Никита Алексеевич познакомился с иконописным наследием сестры Иоанны (Рейтлингер), а 1970-е годы ему удалось спасти настенные росписи храма Иоанна Воина в Медоне ее авторства и перевезти их в замок Монжерон под Парижем. В Монжероне Н.А.Струве давал пристанище новым эмигрантам из СССР, здесь же они вместе с супругой организовали несколько выставок иконописи.

Ярким моментом в жизни семьи Струве стала публикация «Архипелага ГУЛАГ» А.И.Солженицына в издательстве «YMCA-Press». Встречать пленки с запрещенным в Советском Союзе текстом, привезенные помощницей писателя — одной из «невидимок», в аэропорт отправилась вся семья Струве, дети в конспиративных целях сопровождали родителей. Позже состоится и очное знакомство с нобелевским лауреатом, когда писатель приедет во Францию.

В 1990-е годы появилась возможность приехать в Россию. Первая выставка издательства «YMCA-Press» в России открылась в сентябре 1990 года в Москве, во Всесоюзной государственной библиотеке иностранной литературы. Мария Александровна приехала вместе с мужем. Вместе с организатором этой первой выставки В.А.Москвиным Никита Алексеевич Струве создал издательство «Русский путь», а в 1995 году «ИМКА» стала одним из учредителей основанной по инициативе В.А.Москвина библиотеки-фонда «Русское зарубежье». С тех пор в течение 1990–2000-х годов Никита Алексеевич и Мария Александровна часто приезжали в Россию, участвуя в книжных выставках и культурных программах в разных городах России и ближнего зарубежья, способствуя возвращению наследия русской эмиграции — второй России — на родину.

Мария Александровна не очень любила бывать на публике и во время этих поездок тоже предпочитала оставаться в тени мужа, профессора русской литературы в парижском университете Нантер, яркого оратора. И тем не менее сохранились ее интервью, записи вечеров с ее участием, где она делилась воспоминаниями о своих встречах с выдающимися представителями русской эмиграции.

Н.А. и М.А.Струве передали в российские музеи, прежде всего в Дом русского зарубежья, много ценных архивных и музейных предметов, связанных с историей русского зарубежья, в том числе настенные росписи Ю.Н.Рейтлингер из разрушенного храма Иоанна Воина в Медоне.

Интервью, выступления, воспоминания М.А.Струве:

- «“Из Церкви ничто не исключалось…”. Беседа с Марией Струве-Ельчаниновой» (опубликовано в № 51 за 1999 год журнала «Православная община»);

- «Пастырь неравнодушный. К 75-летию со дня кончины о. Александра Ельчанинова» (опубликовано на портале «Правмир» 24 августа 2009 года, беседовала А.Никифорова);

- «Когда я думаю об отце Сергии, я думаю об огне» (опубликовано на сайте Преображенского братства 7 декабря 2009 года);

- «Иконопись в Русской эмиграции: уроки и проблемы» (о сестре Иоанне (Рейтлингер), выступление на конференции Преображенского братства и Свято-Филаретовского института «Память и беспамятство в церкви и обществе: итоги XX века» (Москва, 18–20 сентября 2000 года)

Светлана Дубровина

Продолжая использовать сайт, Вы даете ГБУК г. Москвы «Дом русского зарубежья им. А. Солженицына», ОГРН 1037739148260, ИНН/КПП 7709181695/770501001, 109240, город Москва, Нижняя Радищевская улица, д. 2 (далее – «Оператор»), согласие на обработку файлов cookies с использованием Яндекс Метрика и пользовательских данных в целях улучшения пользовательского опыта, ведения статистики посещений сайта. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера
Ок