120 лет со дня рождения В.А.Смоленского

6 августа 2021 года — 120 лет со дня рождения Владимира Алексеевича Смоленского (06.08(24.07).1901, Луганск, Российская империя – 08.11.1961, Париж, Франция), одного из самых известных поэтов русского Парижа.

Детство прошло в имении отца, полковника жандармерии, впоследствии расстрелянного во время революции на глазах сына. Именно этот дом был воспет Смоленским в «культовом» стихотворении русской эмиграции «Стансы»: «Закрой глаза, в виденье сонном / Восстанет твой погибший дом — / Четыре белые колонны / Над розами и над прудом. / И ласточек крыла косые / В небесный ударяют щит, / А за балконом вся Россия, / Как ямб торжественный, звучит» (Смоленский В. Собрание стихотворений. Париж, 1957. С. 155).

Его судьбу, как и жизни тысяч русских мальчиков начала ХХ века, раздавила революция и Гражданская война. Он принимал участие в Белом движении, эвакуировался, жил в Тунисе, потом переехал в Париж, где работал на металлургическом заводе. Однако затем сумел получить стипендию и закончить Высшую коммерческую школу. Впоследствии работал бухгалтером. Владимир Алексеевич стал активно посещать литературные русские собрания, был участником поэтической группы «Перекресток», которую возглавлял Владислав Ходасевич. И еще современники отмечали необыкновенную красоту молодого поэта. В 1930-х годах Смоленский также стал участником «Кружка казаков-литераторов».

Первая книга стихов поэта — «Закат» — вышла в 1931 году и, можно сказать, была восторженно встречена критикой. Известный литератор Павел Бицилли писал: «Мне кажется, Владимир Смоленский принадлежит к числу тех, чьи стихи на тему об одиночестве, о “Ничего” — не уступка моде, а подлинная поэзия» (Бицилли П. Рецензия на книгу «Закат» // Современные записки. 1932. № 49. С. 450). Сам Ходасевич не скрывал восхищения перед успехом своего любимца: «В небольшой книжке Смоленский сосредоточил то, что разрозненно бродит по стихам весьма многих его современников. Можно сказать, что Смоленскому посчастливилось написать книжку, чрезвычайно показательную для его поэтической эпохи» (Ходасевич В. Книги и люди // Возрождение. 1931. № 2410).

Действительно, Смоленский с огромной силой мог показать тоску изгнания. В его стихах очень часто возникала тема смерти и просто билась тоска по России.

Второй сборник поэта — «Наедине» — увидел свет в 1938 году и опять стал одним из центральных событий поэтической жизни русского Парижа. Юрий Терапиано, известный поэт и литератор зарубежья, писал: «Смоленский один из тех поэтов “эмигрантского периода”, которые сразу привлекли к себе всеобщее внимание, вызвали надежду ожидания. Надо признать, Смоленский надежду оправдал». Он отметил «напряжение чувства человечности» в стихах поэта (Терапиано Ю. Рецензия на книгу стихов «Наедине» // Круг. 1938. № 3. С. 174).

Впоследствии, в 1960 году, уже через пятнадцать лет после войны, Смоленский опубликовал свои воспоминания о том страшном времени. «Вернувшись в Париж, встретил я И.А.Бунина. В Бийанкуре горели склады бензина. С неба падали черные клочья сажи. “Уезжаю на юг, — сказал он мне. — А что же Вы, поэт, будете делать? Куда уезжаете?” — “Некуда мне уезжать, Иван Алексеевич”, — ответил я. “Нет денег, да и нет желания. От смерти все равно не убежишь. Да есть ли смерть?”» (Смоленский В. Воспоминания // Возрождение. 1960. № 98. С. 112).

После войны поэт продолжал печататься, при его участии в Париже в 1947 году вышел литературный альманах «Орион». Там был опубликован перевод Смоленского одной из глав «Тристана и Изольды». Надо сказать, что Владимир Алексеевич заявил себя и как литературовед, во многом пытаясь идти по дороге Ходасевича. Так, в журнале «Возрождение» увидели свет его статьи «Мистика А.Блока» (1955. № 37–38) и «Мысли о Ходасевиче» (1955. № 41).

В 1957 году вышел в свет последний прижизненный сборник стихов поэта «Собрание стихотворений». В него вошли ряд произведений, уже публиковавшихся ранее, и значительное количество новых, объединенных под названием «Счастье». Там преобладали религиозные мотивы. «Найди слова — тебе поможет Бог / Вдохнуть в них душу — и услышишь пенье, / Найди слова, чтоб эту жизнь ты смог / Преобразить хотя бы на мгновенье» (Смоленский В. Собрание стихотворений. Париж, 1957. С. 157). Как писала поэтесса Тамара Величковская, Смоленский «…произносит последние слова о предсмертной муке и о примирении с судьбой и с Богом» (Величковская Т. О поэзии Владимира Смоленского // Возрождение. 1963. № 142. С. 71). И еще Величковская вспоминала, как замечательно, ярко и мощно поэт читал свои стихи на литературных собраниях в Париже.

Владимир Алексеевич Смоленский последние годы жил очень бедно и умер от рака горла 8 ноября 1961 года. Через два года, в 1963 году, стараниями его вдовы Таисии Смоленской вышла посмертная книга «Стихи».

В 1996 году под эгидой Дома-музея Марины Цветаевой и Российского фонда культуры была издана первая в России книга произведений Смоленского «Жизнь ушла, а лира все звучит». В 2001 году в издательстве «Русский путь» увидел свет наиболее полный сборник стихов и прозы поэта «О гибели страны единственной».

Виктор Леонидов

Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок