130 лет со дня рождения Б.Ф.Нижинской

8 января 2021 года — 130 лет со дня рождения Брониславы Фоминичны Нижинской (08.01.1891 (27.12.1890), Минск, Российская империя – 21.02.1972, Лос-Анджелес, США), замечательной танцовщицы и хореографа.

Она была третьим ребенком в семье поляков, артистов балета Томаша (Фомы) Нижинского и Элеоноры Береды. Родители все время ездили с антрепризами по разным городам. Ее старший брат Стасик появился на свет в Тифлисе, другой, будущий гениальный танцовщик Вацлав, в Киеве. Сама же Бронислава родилась за кулисами спектакля «Жизнь за царя» в Минске — беременная мать так и не сумела доиграть до конца.

В 1897 году отец исчез из семьи, и Элеонора, переехав с детьми в Санкт-Петербург, добилась того, чтобы Бронислава была принята на полный пансион в Театральное балетное училище, где уже учился Вацлав. Бронислава очень любила своего брата и неоднократно, часто в ущерб карьере, меняла свою жизнь, чтобы быть возле него.

В 1908 году она вошла в состав труппы Мариинского театра, который покинула в 1911 году, когда Вацлава Нижинского выгнали за «неподобающий» костюм, в котором он выступил в балете «Жизель».

Затем с братом она участвовала в «Русских сезонах» Дягилева, где особый успех сопутствовал ее выступлению в балете Игоря Стравинского «Петрушка». Композитор впоследствии вспоминал, что был просто очарован ее исполнением. Потом последовала очередная ссора Вацлава с Дягилевым, он ушел, и Бронислава опять поддержала брата.

В 1913 году родилась ее дочь Ирина, которая пошла по стопам матери и стала танцовщицей и хореографом.

В 1919 году, несмотря на все, что творилось вокруг, Нижинская открыла в Киеве «Школу движений Брониславы Нижинской», где получил уроки танца Сергей Лифарь, впоследствии премьер Дягилевского балета и художественный руководитель Гранд-опера. В том же году у балерины родился сын Лев.

В 1921 году опять произошла встреча Брониславы с Дягилевым. К тому времени Вацлав Нижинский был уже тяжело болен душевной болезнью. Дягилев, великий импресарио, предложил Нижинской стать хореографом. До этого почти не было примеров работы женщин в этой должности. И здесь Бронислава Фоминична развернулась в полном блеске. Ее спектакли «Свадебка», «Лиса» Игоря Стравинского буквально гремели по всему миру. Особый успех выпал на долю балета «Голубой экспресс», над оформлением которого работали Пабло Пикассо и Коко Шанель. Однако Нижинская не нашла понимания с автором либретто Жаном Кокто. Плюс к этому в труппе Дягилева все большее влияние завоевывал другой хореограф — Джордж Баланчин. Последней работой Брониславы для Дягилева стала постановка «Ромео и Джульетты» Константина Ламберта.

Нижинскую охотно приглашали во многие страны мира. В 1927 году она поставила балет Сергея Прокофьева «Ала и Лоллий» в театре Колон в Буэнос-Айресе.

1928 год стал одной из вершин хореографической карьеры Нижинской. Ее пригласила Ида Рубинштейн, и Бронислава Фоминична снова потрясла мир, на этот раз своей постановкой балета «Болеро» на музыку Равеля. В 1932 году Нижинская создала собственную труппу.

В 1935 году под Парижем она с детьми попала в автокатастрофу (за рулем был второй муж балерины Н.Н.Сынгаевский). Сын Лев погиб, а сама балерина и ее дочь Ирина получили серьезные травмы.

Может быть, эта трагедия, а, может, осознание того, что в Европе ничего больше она не добьется, привели Нижинскую в Америку. Так, в Голливуде Бронислава поставила «Танцы фей» на музыку Мендельсона в фильме Макса Рейнхардта «Сон в летнюю ночь». Затем в Америке она открыла балетную школу, занималась преподаванием. Также сотрудничала с различными балетными труппами.

В конце жизни приступила к мемуарам, которые назвала «Ранние воспоминания». В России они увидели свет в московском издательстве «Артист. Режиссер. Театр» в 1999 году.

Бронислава Фоминична Нижинская скончалась от сердечного приступа в Лос-Анджелесе. Это была женщина огромной воли и выдающегося таланта, во многом определившая искусство балета ХХ века.

Виктор Леонидов