В условиях распространения COVID-19 возможно приобретение ТОЛЬКО ЭЛЕКТРОННЫХ билетов.

Уважаемые посетители! Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с приказом № 615/ОД руководителя Департамента культуры г. Москвы А.В. Кибовского от 15 октября 2020 г. возможно приобретение только электронных билетов. При приобретении электронного билета на нашем сайте Вы даете согласие ГБУК г. Москвы «Дом русского зарубежья им. А. Солженицына» на передачу в обработку органам исполнительной власти города Москвы и подведомственным им организациям, участвующим в обеспечении соблюдения режима повышенной готовности, Ваших персональных данных с целью контроля соответствия возможности выполнения Вами ограничений, введенных указом Мэра Москвы от 06.10.2020 № 97-УМ и связанных с режимом повышенной готовности в условиях распространения COVID-19, в том числе в/до момента посещения Вами соответствующего мероприятия (использования билета).

130 лет со дня рождения Б.Ф.Нижинской

8 января 2021 года — 130 лет со дня рождения Брониславы Фоминичны Нижинской (08.01.1891 (27.12.1890), Минск, Российская империя – 21.02.1972, Лос-Анджелес, США), замечательной танцовщицы и хореографа.

Она была третьим ребенком в семье поляков, артистов балета Томаша (Фомы) Нижинского и Элеоноры Береды. Родители все время ездили с антрепризами по разным городам. Ее старший брат Стасик появился на свет в Тифлисе, другой, будущий гениальный танцовщик Вацлав, в Киеве. Сама же Бронислава родилась за кулисами спектакля «Жизнь за царя» в Минске — беременная мать так и не сумела доиграть до конца.

В 1897 году отец исчез из семьи, и Элеонора, переехав с детьми в Санкт-Петербург, добилась того, чтобы Бронислава была принята на полный пансион в Театральное балетное училище, где уже учился Вацлав. Бронислава очень любила своего брата и неоднократно, часто в ущерб карьере, меняла свою жизнь, чтобы быть возле него.

В 1908 году она вошла в состав труппы Мариинского театра, который покинула в 1911 году, когда Вацлава Нижинского выгнали за «неподобающий» костюм, в котором он выступил в балете «Жизель».

Затем с братом она участвовала в «Русских сезонах» Дягилева, где особый успех сопутствовал ее выступлению в балете Игоря Стравинского «Петрушка». Композитор впоследствии вспоминал, что был просто очарован ее исполнением. Потом последовала очередная ссора Вацлава с Дягилевым, он ушел, и Бронислава опять поддержала брата.

В 1913 году родилась ее дочь Ирина, которая пошла по стопам матери и стала танцовщицей и хореографом.

В 1919 году, несмотря на все, что творилось вокруг, Нижинская открыла в Киеве «Школу движений Брониславы Нижинской», где получил уроки танца Сергей Лифарь, впоследствии премьер Дягилевского балета и художественный руководитель Гранд-опера. В том же году у балерины родился сын Лев.

В 1921 году опять произошла встреча Брониславы с Дягилевым. К тому времени Вацлав Нижинский был уже тяжело болен душевной болезнью. Дягилев, великий импресарио, предложил Нижинской стать хореографом. До этого почти не было примеров работы женщин в этой должности. И здесь Бронислава Фоминична развернулась в полном блеске. Ее спектакли «Свадебка», «Лиса» Игоря Стравинского буквально гремели по всему миру. Особый успех выпал на долю балета «Голубой экспресс», над оформлением которого работали Пабло Пикассо и Коко Шанель. Однако Нижинская не нашла понимания с автором либретто Жаном Кокто. Плюс к этому в труппе Дягилева все большее влияние завоевывал другой хореограф — Джордж Баланчин. Последней работой Брониславы для Дягилева стала постановка «Ромео и Джульетты» Константина Ламберта.

Нижинскую охотно приглашали во многие страны мира. В 1927 году она поставила балет Сергея Прокофьева «Ала и Лоллий» в театре Колон в Буэнос-Айресе.

1928 год стал одной из вершин хореографической карьеры Нижинской. Ее пригласила Ида Рубинштейн, и Бронислава Фоминична снова потрясла мир, на этот раз своей постановкой балета «Болеро» на музыку Равеля. В 1932 году Нижинская создала собственную труппу.

В 1935 году под Парижем она с детьми попала в автокатастрофу (за рулем был второй муж балерины Н.Н.Сынгаевский). Сын Лев погиб, а сама балерина и ее дочь Ирина получили серьезные травмы.

Может быть, эта трагедия, а, может, осознание того, что в Европе ничего больше она не добьется, привели Нижинскую в Америку. Так, в Голливуде Бронислава поставила «Танцы фей» на музыку Мендельсона в фильме Макса Рейнхардта «Сон в летнюю ночь». Затем в Америке она открыла балетную школу, занималась преподаванием. Также сотрудничала с различными балетными труппами.

В конце жизни приступила к мемуарам, которые назвала «Ранние воспоминания». В России они увидели свет в московском издательстве «Артист. Режиссер. Театр» в 1999 году.

Бронислава Фоминична Нижинская скончалась от сердечного приступа в Лос-Анджелесе. Это была женщина огромной воли и выдающегося таланта, во многом определившая искусство балета ХХ века.

Виктор Леонидов