В условиях распространения COVID-19 возможно приобретение ТОЛЬКО ЭЛЕКТРОННЫХ билетов.

Уважаемые посетители! Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с приказом № 615/ОД руководителя Департамента культуры г. Москвы А.В. Кибовского от 15 октября 2020 г. возможно приобретение только электронных билетов. При приобретении электронного билета на нашем сайте Вы даете согласие ГБУК г. Москвы «Дом русского зарубежья им. А. Солженицына» на передачу в обработку органам исполнительной власти города Москвы и подведомственным им организациям, участвующим в обеспечении соблюдения режима повышенной готовности, Ваших персональных данных с целью контроля соответствия возможности выполнения Вами ограничений, введенных указом Мэра Москвы от 06.10.2020 № 97-УМ и связанных с режимом повышенной готовности в условиях распространения COVID-19, в том числе в/до момента посещения Вами соответствующего мероприятия (использования билета).

155 лет со дня рождения Л.С.Бакста

9 мая 2021 года — 155 лет со дня рождения Льва (Леона) Самойловича Бакста (настоящие имя и фамилия: Лейб-Хаим Израилевич Розенберг; 09.05(27.04).1866, Гродно, Российская империя — 27.12.1924, Рюэй-Мальмезон, Франция), замечательного художника, сценографа, человека, изменившего моду ХХ века.

Долгое время в многочисленных биографических словарях и статьях, посвященных этому блистательному мастеру, бытовала другая дата рождения. И лишь тщательное исследование группы ученых под руководством Льва Мнухина, составлявших справочник «Российское зарубежье во Франции. 1919–2000. Биографический словарь» (М., 2008. Т. 1. С. 104), позволило уточнить настоящую дату рождения.

Интересно, что этот новатор, вызывавший ненависть ретроградов и консерваторов, вырос в абсолютно ортодоксальной еврейской семье. Его детство прошло в богатом доме деда, известного коммерсанта и благотворителя Пинхуса Розенберга.

Фантастические способности будущего мастера проявились довольно рано. Еще будучи учеником 6-й Санкт-Петербургской гимназии, он выиграл конкурс на создание лучшего портрета Жуковского. В 1883 году Лев Розенберг прервал обучение в гимназии и поступил вольнослушателем в Академию художеств. Многие пророчили ему Серебряную медаль, но работа «Оплакивание Христа» показалась членом жюри слишком экспрессивной. Бакст был отчислен из Академии, однако не с «волчьим билетом» — вмешательство Серова и других педагогов позволило исключить его с формулировкой «по причине плохого зрения».

С 1888 года он начинает серьезно зарабатывать, занимаясь книжной иллюстрацией. На первой своей выставке в 1898 году Лев взял псевдоним Бакст. Сам он не утруждал себя объяснениям псевдонима, по некоторым данным, фамилию Бакстер носила его бабушка.

С 1890-х годов мастер начинает выставляться в салоне акварелистов, совершает долгие поездки в Европу. Он получает заказ на создание большого полотна, посвященного прибытию русских моряков во Францию и надолго переселяется в Париж. Там художник занимался в студии Жана-Леона Жерома, затем учился в академии Рудольфа Жюлиана.

Этапом для Бакста стало участие в кружке писателей и художников, группировавшихся вокруг Сергея Дягилева и Александра Бенуа. Бенуа именно ему доверял оформление многих номеров ставшего впоследствии культовым журнала «Мир искусства». Вот что вспоминал другой участник объединения, Мстислав Добужинский: «Бакст тут же, у Дягилева, в задней комнате, занимался “черной работой” — ретушировал фотографии для клише, даже делал свои узорные надписи для журнала и т.д.» (Добужинский М.В. Азбука «Мира искусства». М., 1998. С. 57). Мстислав Валерианович Добужинский оставил довольно яркий портрет Бакста в своих воспоминаниях: «Он чрезвычайно франтовато одевался, носил какие-то серые клетчатые костюмы и яркие галстуки и был весьма занят своей наружностью, особенно шевелюрой, которая весьма хитро закрывала лысину. <…> У него в квартире на Кирочной был настоящий будуар с духами и щетками “30 родов”. Он был розовый, с большим носом, в пенсне, рыжеват, говорил медленно и лениво, растягивая слова, и забавно не выговаривал некоторых букв. Иногда впадал в задумчивость и “отсутствовал”, а “разбуженный”, говорил что-нибудь невпопад, что всегда вызывало общее веселье. <…> У него был совершенно особый шарм, и он был всеми очень любим» (Там же. С. 60). Кроме того, Лев Самойлович оформлял и другие знаменитые художественные издания тех лет — «Аполлон» и «Весы».

Популярность его возрастала. Он создал удивительные портреты Александра Бенуа, Василия Розанова, Филиппа Малявина, Сергея Дягилева, Зинаиды Гиппиус, каждый из которых вошел в золотой фонд отечественного искусства. В 1899 году художник продемонстрировал свои работы на организованной Дягилевым выставке финских и русских художников, а также на экспозиции участников «Мира искусства».

В 1903 году произошли большие изменения в личной жизни мастера. Для того, чтобы сочетаться браком с Любовью Третьяковой, дочерью великого создателя Третьяковской галереи, он принял лютеранство. Но союз этот оказался недолговечным, хотя и подарил супругам сына Андрея.

Во время революции 1905 года Бакст работал для журналов «Жупел», «Адская почта», «Сатирикон», выступавших с яростной критикой правительства. Преподавал в школе Е.Н.Званцевой в Санкт-Петербурге, в 1906 году был принят в пожизненные участники престижного Осеннего салона в Париже. Демонстративное возвращение в иудаизм в 1909 году впоследствии доставило Льву Самойловичу немало неприятностей. Он был выслан из Петербурга как еврей, не имевший право на жительство.

С 1910 года художник постоянно жил в Париже, где, оформляя спектакли Дягилева, внес в них совершенно новые, восточные, откровенные мотивы, что стало настоящей революцией в мире моды. Его декорации и костюмы к «Клеопатре», «Шехерезаде», «Жар-птице», «Послеполуденному отдыху фавна» были признаны вершинами мировой сценографии. Вот что вспоминал Александр Николаевич Бенуа: «Баксту действительно принадлежит честь создания “Шехерезады”, как зрелища, — и зрелища изумительного, я бы сказал, невиданного. Когда вздымается занавес на этом грандиозном зеленом “алькове”, то сразу вступаешь в мир особых ощущений — тех самых, которые вызываются чтением арабских сказок. <…> Кажется, точно со сцены несутся пряно- чувственные ароматы…» (Бенуа А.Н. Мои воспоминания. Ч. IV. М., 1990. С. 511). «Вот поистине человек нашел, наконец, себе настоящее, свое назначение. <…> Говорю без всякого преувеличения: я никогда еще не видел такой красочной гармонии на сцене, такого “благозвучного” в своей сложности красочного оркестра» (Там же. С. 513).

В 1912 году художник просто покорил Англию. Выставка Бакста в Лондонском «Обществе изящных искусств» прошла с феерическим успехом, после чего он получил приглашение от Ротшильдов заняться интерьером их особняка.

В 1914 году Бакст получил орден Почетного легиона и был принят в Академию художеств Франции. Однако запрет на жительство в Санкт-Петербурге продолжал действовать.

После революции Лев Самойлович помог бывшей супруге и сыну выехать из охваченной войной России.

В 1918 году произошел разрыв с Дягилевым, который художник переживал очень тяжело. Правда, в 1921 году он пересилил обиду и оформил для Дягилева постановку балета «Спящая красавица» П.И.Чайковского. В 1924 году, совсем незадолго до кончины, Бакст был снова награжден высшей наградой Франции — орденом Почетного легиона.

27 декабря 1924 году художник умер в городке Рюэй-Мальмезон от воспаления легких.

В 2016 году в московском издательстве «Искусство — ХХI век» увидели свет два тома впервые опубликованного литературного и эпистолярного наследия Льва Бакста «Моя душа открыта».

Виктор Леонидов