155 лет со дня рождения Н.В.Зарецкого

9 мая 2021 года — 155 лет со дня рождения Николая Васильевича Зарецкого (09.05.1876, предположительно Липецк Тамбовской губернии, Российская империя – 18.08.1959, Кормей-ан-Паризи, под Парижем, Франция), корнета, художника, графика, искусствоведа, коллекционера. Из дворян, получил домашнее образование. Решив стать военным, Николай поступил на службу вольноопределяющимся в 50-й драгунский Иркутский полк, затем учился в Тверском кавалерийском училище (1896–1898), где особенно преуспевал в черчении и полевой фортификации.

После окончания училища (по первому разряду) в чине корнета был направлен в свой полк (после переименованный в 16-й гусарский Иркутский полк), квартировавший тогда в поселке Новоборисове, Минской губернии. Как вспоминал о нем «с особым теплым чувством» бывший сослуживец по полку фон Дрейер, «глядя на Зарецкого, трудно было себе представить по всей его внешности, довольно небрежной экипировке, лихого гусара-рубаку, кутилу, лошадника, любителя женщин. В его мешковатой фигуре чувствовался скорее чиновник Губернского правления, а не бесшабашный кавалерист. Импонировал Зарецкий не своим мало воинственным видом, но природным добродушием, скромностью, спокойствием, вкрадчивым голосом и самоуверенностью в своих суждениях, особенно если это касалось искусства» (цит. по: [2]).

В свободное от службы время Николай Васильевич рисовал. Учился он на журналах, выписываемых из Петербурга, и очень скоро стал известным рисовальщиком. К этому времени относится и начало его увлечения историей и коллекционированием. Собирать он стал материалы, посвященные Отечественной войне 1812 года. Как писал Р.Гуль, в 1901 году, когда полк Зарецкого стоял на берегу Березины, вблизи места переправы в 1812 году отступавшего из России Наполеона, по инициативе Николая Васильевича и по его проекту там были тогда поставлены два каменных монумента-обелиска в память об этом событии (см. [3]). Деньги на их установку дал местный помещик И.Х.Колодеев, владелец богатого собрания литературных памятников о войне 1812 года, знакомство с которым у Зарецкого состоялось после того, как он поместил большую статью в «Живописной России», посвященную Березинской переправе, подписав ее псевдонимом «Око». 14 ноября 1901 года в деревне Студенке в присутствии офицеров драгунских полков, представителей местных органов власти, корреспондентов и фотографов состоялось торжественное открытие и освящение обелисков.

Наверное, именно этот успех способствовал решению Зарецкого оставить военную службу и посвятить свою жизнь искусству. «Я понял, что без искусства нет жизни, и сделал этот решительный шаг. Много было житейских трудностей, так как, военнообязанный, я не мог всецело отдаться работе искусством, и теперь, когда жизнь уже прожита, я не раскаиваюсь в своем поступке, так как эта жизнь дала мне много радостей, чего я был бы лишен, оставаясь на службе в полку» (цит. по: [1]). Так родился униформолог, мастер изображения военного костюма эпохи 1812 года. А помещик Колодеев в течение 14 лет, вплоть до своей кончины, принимал участие во всех начинаниях художника, поддерживая его материально и предоставляя всевозможные заказы.

Началом же жизни Зарецкого как живописца можно считать 1906 год, когда он в числе 49 художников принял участие в 4-й выставке «Союза русских художников», состоявшейся в Петербурге. Среди этих художников также были Бакст, Александр Бенуа, Леонид Пастернак и так далее. За этой выставкой последовали другие, например, «Нового общества художников» (1907–1910; 1913–1914), а еще в 1909–1910-х годах на 17-й выставке «Московского товарищества художников» он представлял свои картины. К этому же времени относятся и его рисунки для эмалей, работы в области книжной иллюстрации и экслибриса. В 1911 году он исполнил ряд акварелей «Русская армия в 1812 году» для альбома известного военного историка Г.С.Габаева. Тираж альбома — четыре экземпляра, один из которых хранится ныне в отделе эстампов РНБ. В том же году по заказу Общины Святой Евгении Зарецкий сделал 12 акварельных рисунков с изображениями форм генералов, рядовых (лейб-гвардии Конного, Драгунского, Гусарского, Преображенского, Егерского, Казачьего полков) и ратников (Санкт-Петербургского, Московского, Тверского, Нижегородского ополчений), составивших другой альбом «Русская армия в 1812 году» (СПб., 1912). Подарочный вариант этой книги в черном кожаном переплете, с золотым тиснением и оригинальными рисунками был преподнесен императору Николаю II 24 декабря 1912 года.

В это время Зарецкий учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств в Петербурге (1911–1912), а затем поступил в Академию художеств к Я.Ф.Ционглинскому, потом учился у Д.Н.Кардовского, с которым не порывал связь и после учебы в Академии.

Вскоре он становится казначеем «Нового общества художников».

Рисовал он не только мундиры, но и боевые знамена, литавры, наградные трубы. Накануне Первой мировой войны приобрел известность как художник-иллюстратор и активно сотрудничал с журналами «Весы» и «Золотое руно». Тогда же увлекался экслибрисами, а во время войны Зарецкий состоял художником при Техническом отделе Главного интендантского управления (1915–1917), работал над эскизами военного обмундирования и иллюстрировал военно-медицинские пособия.

Зарецкий — участник Гражданской войны, сначала в составе армии генерала Деникина и позже — генерала Врангеля. Он покинул Россию в 1919 или 1920 году, выехав в Константинополь.

В 1921 или в 1922 году переехал в Берлин, где в то время различные русские эмигрантские издательства росли как грибы. Зарецкий конечно же воспользовался представившейся ему возможностью поработать книжным графиком, иллюстрируя обложки для изданий С.Есенина, В.Маяковского, И.Северянина, Н.Крандиевской-Толстой, но особенно хороши были его иллюстрации к произведениям А.Пушкина, они заслужили высокую оценку Кардовского, написавшему ему: «Дорогой Николай Васильевич, начну с восторга по поводу Ваших произведений. Вы стали настоящим мастером, сознательно, со вкусом и подлинно творчески создающим и ищущим форму. Браво! Правда, Ваш “уклон” иногда не “моего” романа, но зато “Домик в Коломне”, театральные костюмы и особенно гусар из “Пиковой дамы” (каков киверок! Узнаю товарища по любви к военному костюму, по любви к его поэзии!) — ну как же не быть в восторге!..» (цит. по: [2]).

Выступал Зарецкий и как искусствовед в «Литературном приложении» к газете «Накануне» и в журнале «Gebrauchsgraphik», издававшемся с 1924 года в Берлине и Нью-Йорке. Среди его текстов заслуживает внимания работа «Русские писатели как художники» и статья, посвященная творчеству Мстислава Добужинского.

Немало было сделано Зарецким и для установления связей между представителями русской диаспоры и немецкой творческой интеллигенции, ведь он был избран председателем берлинского Союза русских живописцев, ваятелей и зодчих и «пользовался всеобщим уважением как хороший товарищ и превосходный рассказчик». Так, именно благодаря его деятельности в круг журнала «Der Sturm», издававшегося известным меценатом русского искусства и основателем объединения художников Хервартом Вальденом, был введен его друг А.Ремизов. Зарецкий выполнил обложки для четырех его книг, вышедших в издательстве Гржебина. Их дружба продолжилась и после того, как они были разведены судьбой по разным странам: в конце 1923 года Ремизов переехал в Париж, а оставшийся в Берлине Зарецкий в 1931 году переехал в Прагу, где принимал активное участие в создании Русского культурно-исторического музея, основанного В.Булгаковым, последним секретарем Л.Толстого.

По приезде в Прагу он устроил ряд художественных выставок, в том числе выставку «Русское общество эпохи Пушкина» (1932). Еще проживая в Берлине, художник начал собирать коллекцию рисунков русских писателей. В Праге эта коллекция пополнялась и в конце 1933 – начале 1934 года в большом зале пражского Национального музея она была представлена на выставке, к которой Зарецкий издал и специальный каталог.

Как и многие русские на чужбине все эти годы он бедствовал, но не переставал коллекционировать, подрабатывал в газетах и журналах статьями о русских художниках, иллюстрировал книги, участвовал в театральных постановках в качестве декоратора; организовывал выставки своих рисунков, много сделал для возвращения культурных ценностей владельцам, находясь на посту директора Русского культурно-исторического музея в 1941–1945 годах. Когда в конце 1943 года издательство «Хутор» начало выпуск избранных произведений русских классиков, Зарецкий выполнил для него обложку к книге Пушкина «Барышня-крестьянка». Время от времени он возвращался к теме военного костюма, о чем свидетельствует его переписка с Добужинским и Ремизовым. Так, в 1937 году, работая над театральной постановкой о восстании в Литве (1862), М.Добужинский спрашивал Зарецкого как знатока русского мундира о кепках, которые носили в то время солдаты: «были ли летом белые парусиновые штаны у солдат, и были ли высокие сапоги?», и просил выслать ему «маленький рисунок солдата и офицера в походной форме». Получив от Зарецкого «обстоятельное письмо и рисунки», Добужинский вновь обращается к художнику за консультацией: «...носили ли офицеры китель в 60-х гг. ...фуражку ...как прикреплялась кокарда на кепи: от нее вниз шла какая-то ленточка или позумент?» А писатель Ремизов, работая над альбомом «Ноздрев», просил Зарецкого описать ему «форму драгун... цвет» (цит. по: [1]).

В 1950 году Николай Васильевич переехал в Париж. Поселился в Русском доме Земгора в парижском предместье Кормей-ан-Паризи и продолжал работать. Он тогда выполнил ряд книжных обложек, в том числе для юбилейного выпуска «Род Ковалевских за триста лет» (Париж, 1951). Провел несколько своих выставок (1952–1958). Участвовал в оформлении памятных медалей, выпускаемых Обществом любителей русской военной старины, и в работе Особого комитета по сбору средств на ремонт Свято-Александро-Невского собора (1955).

Николай Васильевич — автор многочисленных статей о русском искусстве, в том числе о русском фарфоре, знатоком которого он был. Он собрал крупные коллекции гравюр (свыше 600), литографий, документов и фотографий по темам: «Эпоха Пушкина и Лермонтова», «Военные в музыке, живописи, литературе» и «Женщина в веках». Создал альбом «Мундиры Отечественной войны», который хранится в Национальной библиотеке в Париже. В Русском доме его навещали художники М.Добужинский и А.Н.Бенуа, писатели В.Крымов и Б.Зайцев, художественный критик В.Зеелер, профессор Сорбонны Пьер Паскаль и другие. Последнее, над чем работал художник, была книга «Русские писатели как живописцы и рисовальщики», вышедшая в свет на немецком языке через год после его смерти под редакцией профессора Д.Чижевского. Он оставил незавершенной рукопись «Рисунки русских писателей» (с иллюстрациями).

Скончался Николай Васильевич 18 августа 1959 года в Кормей-ан-Паризи, похоронен на местном кладбище.

Личный архив художника хранится в Литературном архиве Музея национальной литературы в Праге и в Бахметьевском архиве Колумбийского университета в Нью-Йорке.

Несмотря на 40 лет жизни вдали от родины, художник оставался истинно русским человеком, который, по мнению современников, «Россию любил страстно и нежно, любил больше прошлое, называл русских людей “русопетамиˮ и искренне считал, что лучших людей, чем русские, на свете нет» [1].

См. публикации Н.В.Зарецкого в каталоге библиотеки ДРЗ.

Источники:

1. Букреева Е.М. Русская армия 1812 года в рисунках Н.В.Зарецкого // Бородино в истории и культуре. Материалы Международной научной конференции, 7–10 сентября 2009 года. Можайск, 2010. С. 377–391.

2. Вельмин А. Художник Н.В.Зарецкий // Русская мысль. 1957. 18 июля.

3. Гуль Р. Я унес Россию: Антология эмиграции. Т. 1. Россия в Германии. Нью-Йорк: Мост, 1981. С. 209–212.

В.Р.Зубова


Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок