155 лет со дня рождения П.П.Трубецкого

27 февраля 2021 года — 155 лет со дня рождения Павла (Паоло) Петровича Трубецкого (27(15).02.1866, Интра, Италия – 12.02.1938, Италия), одного из самых известных российских скульпторов.

Он был рожден вне брака, во второй семье князя Петра Трубецкого, русского дипломата, который впоследствии приложил очень много сил, чтобы засвидетельствовать происхождение и княжеский титул Павла и двух других его братьев.

Систематического художественного образования Павел, или, как его называли, Паоло, так и не получил, хотя брал уроки у живописца Д.Ранцони, а впоследствии и у скульпторов в Милане. Он вообще больше всего ценил свободу в замысле и его проявлениях и не случайно стал одним из первых импрессионистов в скульптуре.

«Он был более итальянцем, чем русским, всю жизнь жил в Италии, но часто навещал Россию, которую, в силу своей крови, он ценил и любил, и где он, как и в Италии, пользовался большой известностью в силу своего большого таланта. Очаровательный своей простотой и благодушием, он был самородком, но с полным отсутствием культуры и некоего убежденного обскурантизма. Он был влюблен во все природные, живые образы, и ему дела не было до каких-либо музеев, никогда и убежденно им не посещаемых (и это в Италии!)». Так писал о Трубецком известный меценат и историк искусств князь Сергей Щербатов [3].

В 1886 году Павел Петрович провел первую персональную выставку в США, несколько работ у него приобрел Музей Сан-Франциско. В 1890 году скульптор выиграл конкурс на проект памятника Дж. Гарибальди в Милане и Неаполе.

В 1897 году надолго приехал в Россию, преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. «Если некоторые из нас мечтали учиться у Серова, то другие в той же мере стремились работать у Левитана, а третьи у скульптора Паоло Трубецкого… Вместе с появлением этих художников, наиболее ярких тогда в искусстве, в училище все преобразилось», — вспоминал впоследствии художник Николай Ульянов (Цит. по: [2]). Подружился со многими художниками, вошел в круг общества «Мир искусства». Большое значение для мастера имело знакомство с Львом Толстым. Трубецкой сделал серию его карандашных портретов, бюст и статуэтку «Лев Толстой на лошади». Вообще за время пребывания в России скульптор создал несколько портретов выдающихся деятелей России: С.Ю.Витте, княгини М.К.Тенишевой, Ф.И.Шаляпина, И.И.Левитана.

Огромный резонанс имело создание Трубецким конного памятника Александру III, впоследствии поставленного на Знаменской площади в Санкт-Петербурге. Изображение грузного царя вызвало массу насмешек, и лишь вмешательство вдовствующей императрицы Марии Федоровны позволило установить монумент. В 1937 году памятник был снят, а сегодня установлен перед Мраморным дворцом на Дворцовой набережной. Вот что писал об этом монументе Александр Бенуа: «Александр III на Знаменской площади не просто памятник какому-то монарху, а памятник, характерный для монархии, обреченной на гибель. Это уже не легендарный государь-герой, не всадник, мчащийся к простору, а это всадник, который всей своей тяжестью давит своего коня, который пригнул его шею так, что конь ничего более не видит…» [1].

Павел Петрович вернулся в Европу, принимал участие во многих выставках, таких как парижские Осенние салоны, экспозиции Национального общества изящных искусств. На международной выставка в Париже в 1910 году Трубецкой получил Гран-при. Одновременно он с удовольствием предоставлял свои работы для выставок в России, в том числе на экспозициях Московского общества любителей художеств и Товарищества передвижных художественных выставок.

Трубецкой также создал бронзовый памятник председателю 1-й Государственной думы С.А.Муромцеву на кладбище Донского монастыря в Москве.

В Европе скульптор выполнил ряд портретов многих известных деятелей культуры, таких как О.Роден, А.Франс, Б.Шоу.

В 1912 году мастер побывал в США, где состоялась его выставка в Чикаго. Трубецкой выполнил портрет Франклина Рузвельта, тогда еще морского офицера, впоследствии будущего президента. В 1914 году Павел Петрович вновь приехал в Америку, где из-за начавшейся войны вынужден был остаться на долгие годы. Он поселился в Голливуде, делал фигуры ковбоев и индейцев, организовал персональные выставки в нескольких американских городах.

В 1921 году мастер вернулся в Италию, где создал обелиск воинам, павшим на полях Первой мировой войны, а также памятник Дж. Пуччини. Провел еще одну персональную выставку в Нью-Йорке, затем в Каире и Александрии, а также в ряде городов Испании. В 1931 и 1932 годах участвовал в экспозициях русского искусства в Париже.

Петр (Паоло) Трубецкой ушел из жизни 12 февраля 1938 года.

В отличии от ряда своих соотечественников-эмигрантов Трубецкой был допущен советскому зрителю. В 1966 году в Русском музее прошла выставка, посвященная столетию мастера.

Источники:

1. Бенуа А. Мои воспоминания: Книги четвертая, пятая. М., 1990. С. 586.

2.Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников / [Сост. И.С.Зильберштейн и В.А.Самков]. Л., 1971. Т. 2. С. 120.

3.Щербатов С. Художник в ушедшей России. М., 2000. С. 147.

Виктор Леонидов