165 лет со дня рождения Н.В.Глобы

18 декабря 2024 года — 165 лет со дня рождения Николая Васильевича Глобы (18(06).12.1859, Корнеевка Новомосковского уезда Екатеринославской губернии, Российская империя — 28.09.1941, Париж, Франция). Из семьи потомственных дворян-малороссов. Родители — отставной поручик Василий Варфоломеевич Глоба и его жена Евгения Аполлоновна (урожденная Рейполь), дочь харьковского дворянина. Оба православного вероисповедания.

Николай с детства любил рисовать, поэтому отдан был родителями в Киевскую рисовальную школу Н.И.Мурашко (передвижника, окончившего Академию художеств), в которой учился с 1875 по 1878 год. Как талантливый ученик он был приглашен после окончания школы своим учителем Н.Мурашко на время летних каникул заняться реставрацией фресок XII века в киевской Кирилловской церкви.

В 1878 году Николай Глоба отправляется в Петербург поступать в Императорскую академию художеств. Сдав успешно вступительные экзамены, в августе 1878 года он был зачислен в Академию художеств по классу исторической живописи. Учился у профессора П.М.Шамшина, будущего ректора живописного отделения, и в академических классах рисунку, занимался живописью под руководством П.П.Чистякова, известного мастера портрета, автора картин на исторические темы. Учеником Глоба был успешным, находился на хорошем счету, получал Императорскую стипендию. На старших курсах в 1885 году делал в Эрмитаже копию картины Рембрандта «Жертвоприношение Авраама». В 1886 году он участвовал в конкурсе на Первую золотую медаль. А в 1887 году с тремя Малыми и двумя Большими серебряными медалями и с Малой золотой медалью (за программную картину «Св. Ирина исцеляет Св. Себастьяна») Глоба заканчивает Академию и 2 ноября 1887 года получает диплом за композицию «Иеромонах совершает посвящение Иоанна Грозного в схиму». Ему было присвоено звание классного художника I степени.

Благодаря профессорам Академии и школе Мурашко, у Николая Глобы формируется устойчивый интерес к национальным и народным традициям русского искусства. Да и эпоха Александра III ему помогала. Но были и недоброжелатели — западники и приверженцы «нового» искусства. Еще в Академии Глоба увлекался портретом, писал жанровые картины в передвижнической манере, участвовал во многих академических выставках, стал членом Общества русских акварелистов и Общества свободной эстетики.

По окончании Академии он некоторое время преподавал в петербургских заведениях, в частности, в Школе женского патриотического общества великой княгини Екатерины Михайловны (1888) и Николаевском сиротском институте (1889–1894).

В 1894 году он уже служит в Департаменте торговли и мануфактур при Министерстве финансов, где заведует кустарной промышленностью, последовательно изучая положение кустарей и их деятельность в разных уголках России. В 1895 году Николай Васильевич назначается в том же министерстве инспектором по учебной части профессионального специально-художественного образования.

В своей работе на этом посту Глоба исходил из того, что традиции являются основой народного искусства, поэтому играют большую роль в кустарном производстве. Однако, чтобы отрасли развивались успешно, необходимо развивать профессиональное образование и, главным образом, художественное. И Николай Васильевич начинает учреждать по всей России художественно-промышленные школы. В первый же год по его инициативе была открыта Художественно-промышленная школа им. Н.В.Гоголя в Миргороде, художественно-ремесленные училища в Москве, Киеве, Одессе, Костроме, филиалы Строгановского училища в деревнях и городах. Но их успешному развитию мешало отсутствие мастеров-художников, умеющих научить рисунку, композиции, показать, как сделать ту или иную вещь, а не только копировать образцы. Нужны были кадры художественно образованных специалистов в различных областях художественной промышленности.

Для осуществления этой цели министр финансов России С.Ю.Витте назначает Глобу в 1896 году директором Строгановского художественно-промышленного училища в Москве. Во время своего директорства Николай Васильевич многое поменял в училище: пригласил талантливых художников и педагогов, составил новые учебные программы, открыл художественно-промышленные мастерские (скульптурную, ткацкую, керамическую, эмалевую, декоративно-театральную и др.) и магазины для продажи их изделий, учредил ежегодные отчетные Рождественские выставки учащихся.

С 1900 года он еще возглавил и Художественно-промышленный музей Александра II, созданный при Строгановском училище. Был членом Общества преподавателей графических искусств (1906–1917) и членом-учредителем Общества возрождения художественной Руси (1915–1917).

Главным событием на посту директора у Глобы была подготовка и участие Строгановского училища во Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Здесь в полной мере раскрылся его талант руководителя и организатора. Проходившая с 15 апреля по 5 ноября, выставка принесла училищу всемирную известность. Два гран-при, три серебряных и одну бронзовую медаль получили изделия и методика преподавания «за интерес и новизну национальных русских мотивов», а сам Глоба был награжден почетным дипломом.

С 1914 года Николай Васильевич не только академик Российской академии художеств, но и камергер Двора Его Величества, и член совета Министерства торговли, и гласный Московской думы, и, наконец, член постоянной комиссии Московского совета детских приютов.

В начале войны он отдает свою квартиру от Строгановского училища для легкораненых, а только что построенный Новый корпус училища на Рождественке — под госпиталь, при котором строит часовню Святого Николая. В том же году великая княгиня Елизавета Федоровна, покровительница Строгановского училища, поручила ему организовать мастерские в училище и в доме генерал-губернатора. Занятия предметами и рисованием продолжались, только работы заменены были кройкой военного белья, шитьем туфель, деланием коек (до 10000 штук в день), фляжек, котелков и т. п. А в залах училища работали жены и дочери призванных на войну, и ученицы самого училища.

В предреволюционные годы Строгановское училище находилось в расцвете своей славы. Произведения его учащихся (и его филиалов) высоко ценились всеми без исключения, включая императорскую семью. На изделия училища, продававшиеся в собственном фирменном магазине при Художественно-промышленном музее Александра II, постоянно поступали заказы и для участия в международных выставках, и для реставрации архитектурных памятников (изготовление изразцов), и для продажи на рождественских и пасхальных базарах.

1917 год резко меняет судьбу Глобы. Еще до взятия Зимнего он стал подвергаться травле за свою монархическую позицию. А Февраль 1917 года и последовавшие перемены поставили крест на руководстве Глобы Строгановским училищем. 28 марта 1917 года он был отправлен в бессрочный отпуск, с 1 июня 1917 года указом Временного правительства уволен.

Покинув училище, некоторое время Николай Васильевич работал в Сергиевом Посаде, скорее всего, в его филиале. С приходом к власти большевиков Глоба покидает Москву и переезжает в Киев, в то время находившийся под властью гетмана П.П.Скоропадского, слывшего «русским украинцем» и не поддерживавшего малороссийский сепаратизм. У гетмана он работал в Комиссии по охране памятников искусства и старины, настаивал на восстановлении Софии Киевской в первозданном виде XI века, участвовал в заседаниях секции искусства Украинского научного общества, читал лекции в Киевском археологическом институте.

В 1919 году Глоба вместе с Добровольческой армией А.И.Деникина покидает Киев и перебирается на юг, где вслед за И.Билибиным и Е.Лансере переезжает на Кавказ. В 1919–1921 годах Николай Васильевич находился во Владикавказе. Как специалист по изящным и прикладным искусствам он работал в художественном подотделе Терского областного музея, образованном на основе коллекций бывшего Горского художественного института, и, таким образом, вместе с учеными и художниками заложил основу открытой 7 апреля 1939 года Республиканской картинной галереи (с 1970 года — Художественный музей им. М.С.Туганова). 

Когда и эта область России пала под натиском Красной армии, Николай Васильевич вернулся в Москву, где с конца 1921 года руководил Кустарным техникумом. В это время в России царил страшный голод, поэтому в советской прессе появились выступления И.В.Жолтовского и А.В.Луначарского, заявлявшие о том, что кустарная промышленность при сокращении крупной индустрии имеет важнейшее значение и что художественные изделия кустарной промышленности являются почти единственным товаром, выдерживающим конкуренцию на международном рынке, поэтому могут быть использованы как могучее орудие для борьбы с голодом. Вот тут как раз и вспомнили о Николае Васильевиче как о талантливом организаторе училища и школ художественного профиля. С приходом Глобы в техникум, помимо отделения обработки дерева и кожи, женских рукоделий, художественной игрушки, появились художественно-декоративное отделение и отделение художественной вышивки.

В «новой» Москве, помимо техникума, Глоба работает в Кустарном музее (заместителем директора), в магазинах музея в Леонтьевском переулке и на Петровке, состоит в Обществе по охране памятников, в профсоюзе Союза художников.

Он готовит кадры и активно участвует в подготовке изделий сначала на Всероссийскую сельскохозяйственную и кустарно-промышленную выставку в 1923 году, а затем, и это главное, на столь значимую для страны Международную выставку декоративных искусств и художественной промышленности в Париже в 1925 году. Хотя он не входил в оргкомитет советской экспозиции и не являлся куратором выставки, он был включен в списки ее участников и отправился в Париж. Не видя для себя дальнейших перспектив в советской России, он решает остаться в Париже, чтобы «не перестать быть русским».

Во Францию, как писала эмигрантская пресса, Глоба приехал с репутацией блестящего организатора и художника-педагога, знатока русского народного искусства и руководителя художественно-промышленного образования в дореволюционной России, да и после нее тоже. Поэтому ему предложили создать подобно Строгановскому училищу Русский художественно-промышленный институт и стать его руководителем. Благодаря пожертвованиям князя Ф.Юсупова и князя М.Горчакова, в 1926 году в XVI («русском») округе Парижа, на улице Викторьена Сарду, 12, арендуются частный дом и несколько мастерских, в которых учащиеся будут осваивать ткацкое дело (в частности, церковные заказы, например, плащаницу для церкви Св. Серафима Саровского), искусство гравюры, художественного шитья, набойки, эмалевой инкрустации, росписи по фарфору и др. Институт мог тогда себе позволить принимать всех желающих, в 1926 году, например, там училось более пятидесяти человек. Готовили учеников для работы на эмигрантских предприятиях (фарфоровых заводах, керамических мастерских) и для Дома моды, и для Дома вышивки, и для мастерских, обшивающих артистов театра, кино, варьете. Лучшие произведения учеников отбирались на конкурсы и выставки.

С осени 1926 года в институте начались регулярные занятия, которые вели И.Я.Билибин (русский орнамент и лубок), Л.Э.Родзянко (роспись по фарфору), Н.Д.Милиоти (живопись), В.И.Шухаев (живопись). М.В.Добужинский вел композицию, живопись, рисунок. Д.С.Стеллецкий вместе с Н.В.Глобой вели курс монументальной религиозной живописи. Оба художника оформляли в 1928–1929 годах храм Знамения Божьей Матери на бульваре Экзельманс в Париже. По рисункам Глобы и под его руководством ученики выполняли чеканные оклады, шили пелены, плащаницы, вырезали деревянные кресты. Институт Глобы и его ученики не раз получали на городских парижских выставках награды, например, за участие в выставке в Мэрии XVI округа Парижа институт был награжден золотой медалью.

Однако из-за экономического кризиса, начавшегося в 1929 году, институт Глобы в 1930 году оказался банкротом и закрылся. Но и после закрытия института Николай Глоба продолжал работать, выполняя рисунки для тканей, окладов, лампад, иконостасов, являясь активным членом общества «Икона» и постоянным участником всех его мероприятий. Николай Васильевич расписал и оформил в Париже несколько русских церквей: храм Св. Николая в Булони в 1927 году (оклады икон, в технике басменного тиснения), храм Знамения Божьей Матери на бульваре Экзельманс (1928–1929, иконостас, церковная утварь с применением басменного тиснения), храм Св. Серафима Саровского (начало 1930-х, иконы, оклады, церковная утварь в технике басменного тиснения) и другие.

В 1929–1931 годах Глоба участвовал в организации сезонов Русской оперы в Театре Елисейских полей. В 1932–1939 годах много раз жертвовал свои картины для благотворительных лотерей Московского землячества и Союза русских судебных деятелей, на предрождественскую выставку-продажу русских изделий (1935) и др. В 1935 году он вернулся к живописи, писал маслом натюрморты, пейзажные этюды и пейзажи России по памяти. В конце 1930–1940-х годах Николай Васильевич ненадолго возвращается к своей преподавательской деятельности, ведет в Русском народном университете курсы пошуара.

До конца жизни он так и не принял французское гражданство.

14 июня 1940 года, после оккупации Парижа немецкими войсками, культурная жизнь столицы замерла. Это трагическое событие не могло не сказаться на здоровье 80-летнего художника.

Николай Васильевич Глоба скончался в Париже 28 сентября 1941 года. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Н.В.Глоба был выдающимся деятелем русского художественно-промышленного образования. В своей работе он опирался на русскую традицию и «русский стиль», выработанный им в стенах Строгановского училища, и, таким образом, исполнил завет выдающегося своего соотечественника — художника И.Я.Билибина: «Мы все, не павшие морально люди русской культуры, должны собираться в духовные крепости-хранилища, чтобы сохранить то, что мы вынесли в себе из нашей страны. Это надо уберечь и передать более счастливым нашим наследникам в России» (Цит. по: [1]).

Источники:

1. Астраханцева Т.П. «Внутренняя» и «внешняя» эмиграция Николая Васильевича Глобы // Художественная культура русского зарубежья, 1917–1939: Сборник статей / отв. ред. Г.И.Вздорнов. Москва: Индрик, 2008.

В.Р.Зубова


Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок