30 лет со дня гибели Е.Е.Климова

29 декабря 2020 года — 30 лет со дня гибели в автокатастрофе под Монреалем замечательного живописца, реставратора и искусствоведа Евгения Евгеньевича Климова (08.05.1901, Митава (ныне Елгава), Курляндская губерния, Российская империя — 29.12.1990, под Монреалем, Канада).

Вся жизнь этого удивительного человека была посвящена служению России и ее искусству.

Он родился в городе Митаве Курляндской губернии в семье интеллигентов — учительницы и юриста. Два деда были архитекторами, во многом способствовавшие современному облику Санкт-Петербурга. Раннюю юность будущий художник провел в Варшаве, впоследствии семья часто переезжала из одной прибалтийской губернии в другую.

В Санкт-Петербурге Евгений обучался в городской гимназии и очень часто ходил в Русский музей. Там его просто потрясли работы Билибина, Васнецова, Репина. Традиционное, историческое направление русского искусства вошло в его плоть и кровь.

Однако «красное колесо» непреодолимо набирало свой ход. В 1917 году Климовы бежали из революционного Питера в Новочеркасск, где Евгений Евгеньевич закончил гимназию и успел поучаствовать в Гражданской войне, работая медбратом в санитарном поезде Белой армии. Он несколько раз был на краю гибели, но сумел вернуться в Петроград и оттуда, имея документы о рождении на территории теперь уже независимого прибалтийского государства, переехал в Латвию.

Так началась его эмиграция. В Латвии долгое время жилось трудно, но он все-таки поступил в Академию художеств, где огромное влияние на него оказал замечательный искусствовед, знаток западноевропейского искусства Борис Виппер. За время обучения, в 1924 году художник совершил поездку в Латгалию, на восток Латвии, где сделал ряд рисунков и пейзажей. Особенно его привлекали жившие там староверы.

В 1928 году Климов успел посетить СССР в составе небольшой группы студентов. Москва, Троице-Сергиева Лавра, Ленинград, Новгород — все это взволновало его до глубины души. Известный реставратор и знаток древнерусской иконописи Александр Иванович Анисимов, позже, в 1937 году, расстрелянный, показал ему выставку икон в Историческом музее и организовал визит в Центральные реставрационные мастерские. «Эта поездка, — писал впоследствии Климов, — укрепила меня в любви ко всему русскому» (Сергеев В. Евгений Климов. Художник-реалист русского зарубежья. 1901–1990. М.: Русский путь, 2018. С. 31). Тогда же, в 1928 году, вышел в свет альбом его первых литографий «Десять городских пейзажей».

В Риге Климов преподает живопись и графику в Ломоносовской гимназии. По его инициативе создается общество «Акрополис», главной целью которого является пропаганда русской культуры. Публикует в эмигрантской печати целую серию статей, посвященных России и ее искусству. Совершает несколько поездок в Печерский край, результатом которой становится множество пейзажей, зарисовок, литографий, связанных с этими местами. Особенно Климова привлекали древняя крепость Изборск и Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь. Вместе с другими художниками расписывает большую алтарную композицию рижской Троицкой церкви.

В ноябре 1934 года вся Латвия была потрясена зверским убийством архиепископа Рижского Иоанна. На Покровском кладбище была установлена часовня, где его захоронили. В надворной нише разместили мозаичную икону Иоанна Предтечи, автором которой был Евгений Климов, а саму икону по его эскизу выполнили в венецианской мозаичной мастерской. Впоследствии мастер выполнил еще несколько прекрасных мозаик на этом кладбище.

В 1936 году увидел свет альбом литографий Климова «Городские пейзажи», передавших какой-то особый воздух старых рижских улочек. Через два года был издан новый альбом — «По Печерскому краю», заслуживший очень высокую оценку специалистов.

В 1940 году, уже при Советской власти, Евгений Евгеньевич становится заведующим отделом русской истории в Рижском городском музее, через некоторое время — заместителем директора музея. Он с головой погружается в работу, но колесо истории сделало новый оборот — немецкая оккупационная администрация отстранила художника от работы.

В 1942 году в Псков, занятый фашистами, направилась Псковская православная миссия. Ее целью была помощь советским военнопленным, а также организация церковной жизни. В условиях оккупации члены миссии смогли сделать очень многое.

Климов, боготворивший русскую старину и церковное искусство, решил присоединиться к миссии, поскольку хорошо знал нескольких священников, входивших в нее. Евгений Евгеньевич просто не мог упустить возможность прикоснуться к величию русской истории. Он всю жизнь вел дневник, и этот документ буквально наполнен восхищением перед чудом русского исторического наследия.

Посещение Пскова натолкнуло его на создание шедевра — мозаичной иконы св. Троицы по образцу великого произведения Андрея Рублева. И сегодня тысячи людей, приезжающих в Псков, могут видеть великую мозаику Климова в надвратной нише Псковского Кремля. Там же, в Троицком соборе, художник увидел чудотворную Тихвинскую икону Божией Матери. Он считал это впоследствии одним из главных событий своей жизни.

В 1944 году мастер переезжает в Прагу, где занимается спасением русских икон в Археологическом институте им. Н.П.Кондакова, в том числе реставрацией одного из величайших памятников в истории иконописания — так называемого «Солдатенковского Спаса», образа Спасителя, происходившего из собрания знаменитого московского коллекционера Сергея Тимофеевича Солдатенкова. Долгое время эта икона приписывалась Андрею Рублеву.

Однако приход советских войск в Прагу означал для Климова как для «белоэмигранта» вполне определенные перспективы, и с огромными трудностями он перебирается в американскую зону оккупации. Там мастер провел три года в баварской деревушке Хайденхайм. Было трудно, голодно, выручали иногда посылки его старого друга философа Ивана Ильина из Швейцарии, но Климов, этот удивительный человек, продолжал при любой возможности рисовать портреты окружающих, выбирался посмотреть сохранившиеся памятники архитектуры, даже провел несколько небольших выставок. В 1949 году он перебрался в Канаду.

Там его жизнь была заполнена до предела. Он публиковался в русских изданиях Канады и США, писал иконы, преподавал, выступал с лекциями. Его публицистика и искусствоведческие статьи приобрели большую популярность в русских кругах. Историю искусства Климов преподавал в четырех престижных университетах США и Канады, опубликовал более 150 статей. В 1974 году вышла его книга «Русские художники». Евгений Евгеньевич писал портреты, важным этапом для него стало создание образа Александра Исаевича Солженицына. Великий писатель пригласил Климова к себе в Вермонт, чтобы тот прочел его сыновьям лекции по истории русской культуры. В разных европейских и американских городах проходили выставки Климова.

В 1973 году он побывал в Ленинграде и передал Русскому музею письма А.Бенуа, З.Серебряковой, М.Добужинского. Мстислав Валерианович Добужинский был старшим товарищем Евгения Евгеньевича, они подружились еще в Прибалтике. После смерти мастера Климов подготовил к печати книгу его воспоминаний.

С первыми ветрами перестройки Евгений Евгеньевич с новой силой включился в изменившуюся жизнь на родине. В Светский фонд культуры он подарил значительную коллекцию своих работ, которая была передана в Псковский музей-заповедник, также в Россию мастер передал несколько работ Мстислава Добужинского.

Несмотря на почтенный возраст, Климов был полон планов, но все разбила автокатастрофа по пути из Монреаля в Покинси. Там Евгений Евгеньевич собирался прочесть лекцию о русском искусстве в эмигрантском обществе «Отрада». 29 декабря 1990 года его не стало.

Впоследствии благородную традицию дарений поддержал сын мастера — Алексей Евгеньевич Климов. К примеру, Дому русского зарубежья он передал прекрасный портрет пушкиниста и реставратора Николая Зарецкого работы своего отца. Сегодня Алексей Евгеньевич очень многое делает для сохранения памяти об Евгении Евгеньевиче. При его участии издан ряд альбомов Климова, а в 2018 году в издательстве «Русский путь» увидела свет книга Валерия Сергеева «Евгений Климов. Художник-реалист русского зарубежья. 1901–1990».

Евгений Климов вошел в историю и как замечательный художник, иконописец, искусствовед, и как настоящий патриот, безмерно, до боли любивший Россию.

Виктор Леонидов

Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок