35 лет со дня кончины А.В.Бахраха

23 ноября 2020 года — 35 лет со дня кончины Александра Васильевича Бахраха (03.09.1902, Киев, Российская империя — 23.11.1985, Хельсинки, Финляндия), замечательного мемуариста русского зарубежья. Он был более чем заметной фигурой в литературе русского Парижа, знал всех и вся, писал заметки о литературе, его с удовольствием печатали, но большой книги прозы либо какого-то серьезного произведения так и не оставил. Зато оставил свидетельства о писателях, с которыми сталкивала его судьба. Яркие, прекрасно написанные. Особенно ценны воспоминания Бахраха о Бунине.

Александр Васильевич Бахрах родился в 1902 году в Киеве. Детство и юность провел в Санкт-Петербурге, оттуда в 1918 году с родителями бежал в Киев и в мае 1920 года оказался в Варшаве. При подходе Красной армии они с трудом выбрались сначала в Германию, потом в Париж.

Здесь он посещал Сорбонну, потом вернулся в Берлин. В 1922 году группа писателей и философов, изгнанных из Советской России на «философском пароходе», организовала свой «Клуб писателей», секретарем которого стал Бахрах. У него была удивительная способность быть нужным известным людям, — такое доверие он вызывал. Высокий, красивый, прекрасно образованный, Бахрах производил очень сильное впечатление на окружающих.

Вот это качество и сыграло основную роль в его биографии. И еще привычка записывать впечатления от своих встреч. Одно время он работал секретарем у известного экономиста Александра Чаянова, но в историю вошел благодаря воспоминаниям о Бунине.

Иван Алексеевич любил молодого литератора, а во время войны просто спрятал его на своей вилле в Грассе и четыре года скрывал от немцев — Бахрах был еврей. Впоследствии, в последний день жизни великого писателя 8 ноября 1953 года, Александр Васильевич провел почти сутки у постели больного. Именно благодаря ему мы знаем, что, уходя из этого мира, Иван Алексеевич читал «Воскресение» Льва Толстого.

Через много лет в Нью-Йорке вышла книга Бахраха о его встречах «Бунин в халате» (1979). Через год в Париже увидело свет новое издание «По памяти, по записям. Литературные портреты». В него вошли очерки, как впервые опубликованные, так и ранее знакомые читателям по страницам газеты «Русская мысль». Яркие, сочные, поданные с удивительным тактом, предстали портреты Марины Цветаевой, Дмитрия Мережковского, Константина Бальмонта, Андрея Белого, Владимира Набокова, Павла Муратова и многих других. «…Бахрах не мифотворец, он просто пишет свои портреты или эскизы — меткие, живые, непритязательные», — писал в предисловии известный литератор и утонченный поэт Юрий Иваск [2. C. 7]. Продолжение книги, о которой так мечтал Александр Васильевич, не состоялось, но фрагменты ее публиковались на страницах эмигрантского «Нового журнала», выходившего в Нью-Йорке. Они чем-то напоминали «Опавшие листья» Василия Розанова.

«От давних дней сохранилась у меня картонная папка, в которой я храню всевозможные письма, автографы, случайные и неслучайные записи. Иной раз я в эту папку заглядываю и замечаю, что некоторые письма и записи имеют кое-какую литературную ценность, другие будят воспоминания, о третьих я сам вспоминаю в связи с какой-нибудь случайно прочитанной или кем-нибудь оброненной фразой», — писал он [1. C. 306–307].

В записях, увидевших свет после смерти Бахраха, также есть более чем интересные материалы. К примеру, воспоминания о встречах с Есениным, Клюевым, Бердяевым, Шестовым, Степуне.

Александр Васильевич Бахрах сделал очень многое для того, чтобы приблизить к нам образы своих великих современников.

Источники: 

1. Бахрах А.В. По памяти, по записям. Разговоры с Буниным // Новый журнал. 1992. № 189. C. 205–360. 

2. Иваск Ю. Предисловие. Благожелательный Бахрах // Бахрах А.В По памяти, по записям. Литературные портреты. Париж, 1980.

Виктор Леонидов

Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок