50 лет со дня кончины О.А.Слободской

29 июля 2020 года — 50 лет со дня кончины Оды Абрамовны Слободской (в браке: Слободская-Пэлли, сценический псевдоним: Одали Карено; 10.12(28.11).1888 (или 1895), Вильно, Россия – 29.07.1970, Лондон, Великобритания), оперной и камерной певицы (драматическое сопрано), педагога. Дату смерти Слободской указывают разную, встречается даже просто «август». Сообщение о смерти певицы английские газеты опубликовали 29 июля 1970 года, именно эта дата взята для настоящего календаря.

Сведения о детстве Оды Слободской скупы. Согласно исследовательнице Б.Бергинер-Тавгер, Ода была старшей из восьми детей в многодетной еврейской семье. Родители держали магазин поношенной одежды, самым ходким товаром из того, что продавалось, была военная форма (что послужило основанием для повзрослевшей Оды Абрамовны описывать отца как специалиста, связанного с военными кругами). Большую часть дня отец и мать проводили в магазине, поэтому Оде приходилось присматривать за младшими братьями и сестрами. Музыкальные способности, проявившиеся у нее довольно рано, девочка унаследовала от отца. У него был прекрасный тенор, хорошие голоса были и у его сестер.

Воспитание детей в доме было умеренно спартанским, что соответствовало достатку и принципам мировосприятия родителей. Будущее старшей дочери для них было предопределено — после окончания школы она начнет работать вместе с ними в магазине. Ученицей она была способной и прилежной, поэтому сумела получить стипендию для занятий в частной школе. От своих соучеников Ода впервые узнала о существовании оперного театра и консерватории. Один из ее бывших одноклассников, услышав ее пение, посоветовал Оде обратиться с письмом в Санкт-Петербургскую консерваторию и попросить пригласить ее на прослушивание. Она так и поступила, не подозревая, что в консерваторию приходят молодые люди с основательной музыкальной подготовкой. Не знавшая нотной грамоты и даже внешне резко отличавшаяся от элегантно одетых конкуренток, она предстала перед комиссией консерватории, куда входили ее директор композитор А.К.Глазунов и знаменитая певица Н.А.Ирецкая, ученица П.Виардо.

Комиссия решила, что Слободская должна учиться, хотя она не только пришла на прослушивание без нот, но и не могла сказать аккомпаниатору, в какой тональности будет петь, так как никогда не слышала подобных понятий и терминов. Она была счастлива, что поступила в консерваторию, но расстроилась, когда поняла, что ей придется учиться девять лет. Это означало, что она должна иметь средства на жизнь на все эти годы. Ирецкая успокоила девушку, предоставив ей одну из имевшихся в ее распоряжении стипендий. (См.: Бергинер-Тавгер Б. «Забыть так скоро...»: Ода Слободская // Русские евреи в Великобритании: Статьи, публикации, мемуары и эссе / Ред.-сост. М.АПархомовский, А.Рогачевский. Иерусалим, 2000. (Русское еврейство в зарубежье. Т. 2 (7)).

Так начались ее занятия в Санкт-Петербургской консерватории, где она училась с 1907 по 1916 год. Родители вынуждены были согласиться на «бессмысленную потерю» девяти лет и впоследствии даже поддерживали Оду небольшими, но регулярными денежными переводами. Ей приходилось работать очень тяжело и упорно — ведь она начинала все с нуля. Освоение нотной грамоты, игры на фортепиано, сольфеджио и других музыкально-теоретических предметов было очень сложным для нее процессом. На помощь приходили хороший слух, трудолюбие и настойчивость. Не случайно Ода хранила память и уважение к Ирецкой до конца своей жизни, и портрет Надежды Александровны всегда стоял на ее рояле.

Первым ее выступлением в консерваторской постановке была роль Тамары в опере А.Рубинштейна «Демон». Первое ее выступление на сцене Мариинского театра состоялось в 1916 году — она исполнила партию Лизы в «Пиковой даме» Чайковского. Успешный дебют открыл для нее как солистки двери Мариинского театра на пять лет. Она пела в главных ролях в «Евгении Онегине» Чайковского, «Аиде» и «Дон Карлосе» Верди, «Валькирии» Вагнера и в других оперных спектаклях.

Ода Абрамовна любила свою работу, и это помогало ей переносить все опасности, невзгоды, голод и холод послереволюционного времени в Петрограде. Однако тяжелые условия существования, большевистский террор и слухи о свободе и богатстве на Западе в конце концов толкнули ее в эмиграцию: она решила нелегально выехать из России, разработав план бегства, не посвящая в него даже ближайших родственников. Слободская выехала в вагоне для скота, с восьмью лошадьми, теплом которых согревалась в течение восьмидневной поездки. Проехав через все границы, уже в Германии, она сумела убедить пограничников не отсылать ее обратно. Так в 1921 году начался новый, теперь уже эмигрантский период жизни Оды Абрамовны.

Благодаря балерине О.Преображенской, Слободская познакомилась с известным в Европе театральным агентом — Луизой Вольф, которая организовала первое ее выступление в Берлине, в зале Бетховена. Пресса на ее дебют за рубежом была хвалебной. На следующем концерте русский импресарио Макс Рабинов предложил Слободской присоединиться к организаторам поездки в Америку. Слободской трудно было решить, что предпочтительнее — турне по Америке или поездка в Италию для прослушивания у знаменитого дирижера А.Тосканини. Мечтой ее было петь в опере, но она опасалась, что прослушивание у Тосканини после всего лишь двух концертов в Европе, когда ее почти никто не знает, будет преждевременным.

Неожиданное приглашение от С.Дягилева участвовать в премьере оперы Стравинского «Мавра» в главной роли (Параши) положило конец всем сомнениям, — она выбрала третье: Париж и оперный дебют в Европе. После успешного выступления в «Мавре», вернувшись в Берлин, Слободская принимает приглашение Рабинова и уезжает в гастрольную поездку по Северной и Южной Америке с Украинским хором, выступавшим с программой из произведений русских композиторов, с его дирижером Александром Кошицем и племянницей дирижера, певицей Ниной Кошиц.

В Мексике Слободская давала сольные концерты. Лучшей ее работой считается роль Февронии из оперы Н.Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», которую она пела в парижской Русской опере Церетели. Эта роль принесла певице триумфальный успех во время гастролей труппы в «La Scala» и других крупнейших театрах.

В конце 1920-х годов, испытывая материальные затруднения, Слободская перешла в оперетту, приняв псевдоним Одали Карено (составлен из ее собственного имени и фамилии знаменитого классического пианиста). До конца жизни она скрывала от всех, кроме близких друзей, что она и Карено — одно и то же лицо. В 1930 году Одали Карено подписала контракт на двухнедельные гастроли в лондонском театре «Лондон Палладиум». И снова критика была единодушна в своих восторженных отзывах о «русской принцессе». Она получала большие деньги за каждое представление. Но Ода Слободская решила, что пришло время для жизненно важных шагов: остаться в Лондоне и расстаться с Одали Карено.

С 1931 года и до конца своих дней Слободская жила в Лондоне, где преподавала в музыкально-драматической школе «Гильд-холл» и в Королевском музыкальном колледже. Она любила англичан, их размеренный темп жизни, их вежливость, их верность старым аристократическим традициям. Как оперная певица Ода Абрамовна выступала на сцене театра «Drury Lane» под управлением знаменитого английского дирижера сэра Томаса Бичема. В следующем сезоне певица дебютировала в «Ковент-Гардене» в опере Р.Вагнера «Тангейзер» в партии Венеры, чаще исполняемой певицами меццо-сопрано, нежели сопрано.

В июне 1932 года она вышла замуж за армейского офицера Раймонда Пелли. Брак положил конец вечной проблеме ее статуса: автоматически получив гражданство Великобритании, она продолжала петь в опере. Была первой в Англии исполнительницей роли Катерины Измайловой в «Леди Макбет Мценского уезда» Д.Шостаковича (Лондон, 1936, концертная постановка под управлением Альберта Коутса). В разгар Второй мировой войны, в 1943 году, она содействовала постановке в лондонском театре «Savoy» оперы М.Мусоргского «Сорочинская ярмарка» и исполнила в ней роль Параси.

Много сил Слободская отдавала концертам, в которых знакомила публику с богатством русской музыкальной культуры. Программы концертов она составляла, сочетая классические романсы с произведениями композиторов-современников — А.Гречанинова, С.Рахманинова, Н.Метнера, И.Стравинского и других. Если до начала войны она, помимо Англии, выступала с концертами в континентальной Европе (в основном в Голландии и Бельгии), то по ее окончании ограничила себя только Великобританией. Концертные выступления и работа в студиях грамзаписи продолжались до 1960 года. Но и в последующие годы Слободская не порывала с искусством, выступая на радио (Би-би-си).

Незадолго до смерти она побывала в Ленинграде, где у нее проживали родственники. Свой артистический архив она передала в частное собрание в Ленинграде. Имя этой замечательной певицы практически забыто в России, но в Англии она и по сей день является одним из самых почитаемых русских музыкантов, наряду с Ф.Шаляпиным и В.Розингом. Исполнение ею русского камерного репертуара (в Англии довольно хорошо известного) и ныне считается эталонным. Записи ее исполнения в полной мере подтверждают репутацию певицы.

На пластинках «His Masters Voice» Слободская поет романсы Метнера в ансамбле с автором, одним из лучших пианистов своего времени. Часть из них была выпущена в 1983 году фирмой «Мелодия» в составе авторской пластинки Метнера. Романсы русских композиторов записывала певица и для другой крупной граммофонной компании «Decca». Позднейшие, 1950-х годов, записи принадлежат фирме «Saga». На этих, уже «долгоиграющих», пластинках представлен разнообразный репертуар — от «Письма Татьяны» до песни М.Блантера «В лесу прифронтовом». Романсы Чайковского, Гречанинова, песни Стравинского и Сибелиуса, произведения популярные и редкие, — все они в исполнении певицы приобретают особую значимость, «классичность».

Ода Абрамовна Слободская до последнего года, вопреки тяжелой болезни, продолжала давать сольные концерты русской песни. В конце жизни перенесла ампутацию обеих ног из-за развившейся на фоне сахарного диабета гангрены. Умерла в возрасте 81 года в Лондоне. Кремирована в Голдерс-Грин, ее прах был развеян в розовом саду Вольного еврейского кладбища в Виллесдене на северо-западе Лондона.

В.Р.Зубова

Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок