60 лет со дня кончины И.Л.Рубинштейн

20 сентября 1960 года — 60 лет со дня кончины Иды Львовны Рубинштейн (03.10(21.09).1883, Харьков – 20.09.1960, Ванс, Франция), великой танцовщицы и балетного антрепренера.

Имя Иды Рубинштейн давно стало легендарным. Ее выступления, танцы и костюмы оказали огромное влияние на моду и стиль жизни Европы первой половины ХХ века. Сам образ этой удивительной женщины вдохновил множество писателей, поэтов и художников. «Это существо мистическое… Как похожа она на тюльпан, дерзкий и ослепительный, сама гордыня и сеет вокруг себя гордыню», — писал Лев Бакст, работавший вместе с ней до конца жизни.

И, конечно, ее черты навсегда останутся в веках благодаря изумительному и загадочному портрету Валентина Серова.

Она родилась в Харькове, в богатейшей и ортодоксальной еврейской семье. Рано потеряв родителей, Ида унаследовала огромное состояние, которое и позволило ей воплощать в жизнь свои самые невероятные фантазии, завораживающие целые страны.

Будущая танцовщица росла в Санкт-Петербурге, училась в частной гимназии Л.С.Таганцевой, брала уроки русской литературы у знаменитого профессора А.Л.Погодина. Впоследствии он так вспоминал о своей ученице: «Она производила впечатление какой-то “нездешней”, сомнамбулы, едва пробудившейся к жизни, охваченной какими-то чудесными грезами…»

Действительно, эта женщина, по воспоминаниям знавшим ее, обладала каким-то особым обаянием, магнетизмом, производившим просто невероятное впечатление.

Ее первым опытом стала постановка в 1904 году на собственные деньги спектакля «Антигона» в частном театре. Действо прошло всего один раз, но именно с него началось сотрудничество Рубинштейн с Бакстом, которое во многом просто перевернуло представление о моде и красоте.

От своей мечты стать великой танцовщицей и создавать спектакли, которые гремели бы на весь мир, она не отступала ни на шаг. Закончила Драматические курсы при Императорском Малом театре, брала частные уроки танца у знаменитого балетмейстера Михаила Фокина.

В 1908 наступил ее первый звездный час. Опять на свои собственные средства она подготовила постановку драмы Оскара Уайльда «Саломея» с декорациями и костюмами Бакста. Спектакль сначала должен был состояться в Михайловском театре, однако вызывающая откровенность костюмов и танцев привели к запрету постановки. Но все же представление прошло в Большом зале Петербургской консерватории в постановке Мейерхольда. Ида поразила всех «танцем семи покрывал», разворачивая одно за другим парчовые одежды. В конце она оставалась почти обнаженной в платье, сплошь украшенном рядами цветных бус. Это было неслыханно, и породило как яростную ругань, так и восторги публики.

Мир узнал о ней в 1909 году, когда она выступила в Париже в антрепризе Дягилева на сцене театра Шатле. В балетах «Клеопатра» и «Шехерезада» Рубинштейн танцевала вместе с Анной Павловой, Вацлавом Нижинским и Тамарой Карсавиной. Именно здесь ее фантастические, ни на что не похожие телодвижения в обрамлении ярких, магических декораций Бакста вывели Иду на Олимп мирового искусства. Критики писали о «сладострастной грации» ее искусства. Подражание нарядам и стилю Бакста буквально заполонило мир моды.

Однако это дало импульс не только славе. Пораженный увиденным представлением, Валентин Серов предложил написать портрет Иды Львовны. Художник говорил, что он хотел создать образ в манере египетских фресок и написать героиню в одной плоскости с фоном. Он писал: «Монументальность есть в каждом ее движении — просто оживший архаический барельеф». Впоследствии эта работа великого русского мастера была признана одним из поворотных этапов в истории мирового изобразительного искусства.

Расставшись с Дягилевым, Ида Рубинштейн создала свою собственную труппу. И снова постановка — на этот раз драма Габриеля д’Аннунцио «Мученичество Святого Себастьяна» на музыку Дебюсси — вызвала грандиозный скандал. Святого играла женщина.

Затем последовали спектакли «Саломея», «Елена Спартанская», — Рубинштейн всегда манили древние сюжеты. Новый успех пришел после постановки Всеволодом Мейерхольдом в театре Шатле пьесы Габриеля д’Аннунцио «Пизанелла, или Благоуханная смерть». Ида Львовна исполнила главную роль куртизанки Пизанеллы. Многие отметили поистине вызывающую роскошь оформления спектакля Львом Бакстом.

В 1928 году начала свою деятельность международная балетная труппа, собранная для Рубинштейн Брониславой Нижинской, сестрой великого танцора Вацлава Нижинского. Среди подготовленных спектаклей были постановки на музыку Равеля («Болеро») и Игоря Стравинского («Поцелуй феи»). Естественно, она была примой в каждом представлении.

В 1934 году танцовщица была удостоена ордена Почетного легиона.

До занятия нацистами Франции Ида Львовна успела перебраться в Англию. Ее лучшие качества проявились во время Второй мировой войны, когда она в своем доме устроила госпиталь, и сама самоотверженно, вместе с медсестрами и врачами, ухаживала за ранеными.

Сразу после победы она вернулась во Францию. Ида Рубинштейн, устраивавшая грандиозные приемы (в ее особняк в Париже приходили самые известные люди Франции) и познавшая мировую славу, жила в полном уединении на юге Франции в городе Ванс.

Умерла Ида Львовна 20 сентября 1960 года. По желанию покойной, никто не узнал о времени и месте похорон. Да и на памятнике над могилой — только инициалы «I.R.».

Виктор Леонидов