В условиях распространения COVID-19 возможно приобретение ТОЛЬКО ЭЛЕКТРОННЫХ билетов.

Уважаемые посетители! Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с приказом № 615/ОД руководителя Департамента культуры г. Москвы А.В. Кибовского от 15 октября 2020 г. возможно приобретение только электронных билетов. При приобретении электронного билета на нашем сайте Вы даете согласие ГБУК г. Москвы «Дом русского зарубежья им. А. Солженицына» на передачу в обработку органам исполнительной власти города Москвы и подведомственным им организациям, участвующим в обеспечении соблюдения режима повышенной готовности, Ваших персональных данных с целью контроля соответствия возможности выполнения Вами ограничений, введенных указом Мэра Москвы от 06.10.2020 № 97-УМ и связанных с режимом повышенной готовности в условиях распространения COVID-19, в том числе в/до момента посещения Вами соответствующего мероприятия (использования билета).

60 лет со дня кончины Н.А.Малько

23 июня 2021 года — 60 лет со дня кончины Николая Андреевича Малько (04.05(22.04).1883, с. Браилово Подольской губернии (по другим сведениям — с. Москалевка Винницкого уезда) — 23.06.1961, Сидней, Австралия), дирижера, музыкального деятеля, педагога, публициста. Родители Малько любили музыку: отец, уездный врач, играл на скрипке, мать — на фортепиано: в доме часто проводились музыкальные вечера, на них исполнялись не только камерные сочинения, но и переложения симфонических произведений.

Первые уроки музыки Николай получал у матери, потом в Одессе — на музыкальных курсах К.Лангрена, параллельно обучаясь сначала в 3-й гимназии (1893–1896), потом во 2-й гимназии (1896–1901), которую окончил с золотой медалью одновременно с курсами, где, помимо фортепиано, изучал также элементарную теорию и гармонию. Затем — отъезд в Петербург и поступление не только в университет на историко-филологический факультет, но и в консерваторию. Композиции учился Николай у Н.Римского-Корсакова, А.Лядова и А.Глазунова, в фортепианном классе — у Н.Лаврова, а дирижированию — у Н.Черепнина.

Еще во время учебы в консерватории Малько увлекся публицистикой. С 1906 года, после окончания университета, он часто печатался в петербургских газетах «Речь» и «Голос правды» и преподавал историю в гимназиях — мужской (1906–1910) и женской (1912–1913). Его интересовали самые разные вопросы жизни общества, исторические и культурные события. Правда, со следующего года он ограничился только музыкальной темой и вел музыкальный отдел в кадетской «Речи» под псевдонимом «Ля-ми». Может быть, потому, что с 1906 года началась его концертная деятельность: вначале как пианиста-аккомпаниатора, потом — как дирижера.

Выступления Малько со студенческим оркестром вызывали одобрительные отзывы: «Сдержанный, но отчетливый и властный взмах, благородство и скромность общей осанки — вот внешность Малько-дирижера. Темперамент, чувство меры и интеллигентность — его художественные качества. И при всем этом — самое ценное для артиста: явные задатки собственной личности», — писал известный критик А.Оссовский (здесь и далее: [1]). Неудивительно, что в 1908 году молодой музыкант получил приглашение провести несколько симфонических программ в летних концертах в Сестрорецке и Павловске, а с осени — стать вторым дирижером балета в Мариинском театре, где сменил стареющего Р.Дриго.

В мае 1909 года Малько окончил консерваторию по специальности «Теория композиции» (класс Н. Римского-Корсакова) и был удостоен звания свободного художника. Дирекция императорских театров направила молодого дирижера в Германию к известному ученику Р.Вагнера — Феликсу Мотлю, возглавлявшему тогда в Мюнхене Оперный театр. С осени 1909 года, после возращения из Мюнхена, ему начали поручать и оперные спектакли. В следующем году он уже дирижировал наравне с Э.Направником вагнеровской оперой «Золото Рейна», а потом стал оперным дирижером. Параллельно Малько выступал и как симфонический дирижер, постепенно нарабатывая и расширяя репертуар, завоевывая признание слушателей-музыкантов. Большую роль сыграли в этом его «летние сезоны» в Москве — в Сокольниках, а в 1913–1914 годах — в Сестрорецке. Известный критик Л.Сабанеев отмечал тогда в своих рецензиях на московские концерты удачное исполнение Вагнера, «современных новаторов» — А.Скрябина и К.Дебюсси, а также русских классиков.

Осенью 1914 года Малько стал главным дирижером симфонических концертов Русского музыкального общества, а с уходом Э.Направника в начале 1915 года — основным дирижером Мариинского театра. Он активно пропагандировал новую музыку: И.Стравинского, многие сочинения С.Прокофьева (который играл с ним два фортепианных концерта), «Сказку», Симфониетту, Вторую симфонию Н.Мясковского, но классику не забывал, она по-прежнему занимала много места в его репертуаре. Малько становится известным, в рецензиях на концерты отмечались его интеллигентность и музыкальный вкус, отличная дирижерская техника и общая культура. Но возникали и конфликты, связанные с его требовательностью к оркестрантам и артистам оперы, ведь Малько не терпел расхлябанности или приблизительности в исполнении, высказывался об этом прямо, без сантиментов.

Февраль 1917 года «разделил» театр на две части: революционную возглавили В.Мейерхольд, певец И.Ершов и Н.Малько. «Старорежимники» устроили в январе 1918 года забастовку, сорвав спектакль. Вмешался комиссар Государственных театров А.Луначарский, и забастовщики были уволены. Но оставшиеся не простили этого Малько и на выборах дирижера его забаллотировали. До осени он еще работал в Петрограде, дирижировал концертами Госоркестра: пропагандировал классическую музыку среди рабочих и солдат.

Летом Николай Андреевич уже был в Павловске, где концерты проходили в здании вокзала, а осенью 1918 года, покинув Петербург, уехал в Витебск, где провел три года, организовывая Народную консерваторию и музыкальные школы — целых пять. Позже он вспоминал: «Первые годы после революции все масштабы были нарушены и перепутаны, и вот в Витебске, где в течение девяти веков все шло тихо и спокойно, по-провинциальному, вдруг закипела жизнь. В городе, где не было ни одной музыкальной школы, были основаны консерватория и пять музыкальных школ. В городе, где за девять веков был, кажется, один раз организован концерт оркестра, появился симфонический оркестр, который сыграл за первый сезон 22 концерта, а всего за два с половиной года около 240 концертов». Малько стал директором организованной в Витебске Народной консерватории, но ненадолго.

В 1921 году он переехал в Москву, где занял пост ректора и руководителя инструментальных классов во вновь созданном Государственном институте музыкальной драмы (1922); был также назначен главным дирижером симфонического оркестра Московской филармонии, вошел в правление Московского симфонического общества. Однако и институт, и оркестр вскоре распались. Какое-то время Малько работал в Московской консерватории — руководил оркестровым классом, ставил вместе с Мейерхольдом в театре ГИТИСа оперу Даргомыжского «Каменный гость». Затем уехал в Харьков, куда его пригласили в качестве дирижера оперы и симфонического оркестра. Однако и в Харькове он пробыл недолго, его не устроила местная опера. Переехав в Киев, вел класс в Музыкальном институте им. Лысенко (реорганизованная консерватория) и преподавал дирижирование. Здесь он оставался до осени 1925 года, постоянно разъезжая с гастролями по разным городам — Ростов-на-Дону, Витебск, Одесса, Рига и так далее.

Осенью 1925 года Малько возвращается в Ленинград. Став главным дирижером, а с 1927 года и директором Ленинградской филармонии, он развернул широкую пропаганду музыки, дирижировал концертами в Домах культуры, цехах заводов, выступал сам с пояснительными лекциями. В историю филармонии вошел организованный им фестиваль к 100-летию со дня смерти Бетховена, в котором приняли участие выдающиеся немецкие дирижеры О.Клемперер и Г.Кнаппертсбуш, солисты И.Сигети и А.Шнабель. А в интерпретации современной симфонической музыки Малько не знал равных. Под его управлением были сыграны сочинения Шенберга, Мийо, Онеггера, Шрекера, Хиндемита — все, что поддерживала Ассоциация современной музыки. Особенно ревностно он играл русских современников — Скрябина, Стравинского, Мясковского, Прокофьева, был первым исполнителем Первой и Второй симфоний Шостаковича.

В эти же годы складывался и его педагогический курс. Преподавая в Ленинградской консерватории (1925–1928), он, по существу, создавал теорию программы обучения, заботился о всесторонней образованности и профессиональной подготовке дирижера. Вводил в учебные планы практические дисциплины: знакомство с инструментами, обязательный аккомпанемент в классах вокала, знакомство с историей театра. Среди его учеников — такие дирижеры советской школы, как А.Анисимов, Л.Гинзбург, Е.Мравинский, А.Мелик-Пашаев, Н.Мусин.

В конце 1920-х годов Малько начал выезжать на гастроли в Европу. В концертах в Вене (1928) он исполнил Пятую симфонию Мясковского и где бы он ни выступал, везде сопутствовал ему грандиозный успех. Многочисленные рецензии принесли ему известность. Запросив у администрации длительный отпуск и получив отказ и даже увольнение, дирижер уехал заграницу и начал гастролировать: совершил поездку в Чехословакию и Англию, летом — в Южную Америку (Буэнос-Айрес). С этой поездки началась «зарубежная» жизнь дирижера — на родину он приехал после 30-летнего перерыва, в 1959 году, лишь дать концерты в нескольких городах страны.

В Европе, в США, а позже в Австралии, Малько активно пропагандировал музыку русских и советских композиторов. Пятые симфонии Мясковского и Шостаковича всегда входили в его программы: в письмах к Мясковскому, Шерману он просил о присылке новинок — партитур, клавиров; это была неподдельная заинтересованность и увлеченность новой русской музыкой. Николай Андреевич мог вполне искренне писать о себе: «по-настоящему, не на словах, распространяющий советскую музыку и укрепляющий культурные связи с заграницей».

Первое время он «разрывался» между Веной и Прагой, но с 1930 года работал в Копенгагене как дирижер симфонического оркестра радиоцентра; датчане считают его создателем этого оркестра. Часто бывал в Лондоне, совершал турне по Германии (до 1933), Чехословакии (много лет был связан с оркестром Пражской филармонии и Пражской Национальной оперой).

В 1940 году переехал в США, проживал сначала в Бостоне, потом в Чикаго. Возглавил в Чикаго кампанию по сбору средств помощи Советскому Союзу в страшной войне 1941–1945 годов. Только после войны он вновь начал совершать ежегодные турне по Европе, оставаясь постоянным дирижером в Чикаго. С осени 1946 года он возобновил контракт с Копенгагеном, работал в Лондоне: в 1947 году ставил на Би-би-си оперу Глинки «Иван Сусанин», в 1949 году совершил большое турне с Лондонским симфоническим оркестром. С Копенгагеном связи сохранялись до конца жизни дирижера. Здесь была издана его большая книга «Дирижер и его палочка» (1950), обобщившая его педагогические опыты.

В 1957 году Малько переехал в Сидней, ставший последним постоянным его местом проживания. Здесь он создал симфонический оркестр, стал, по мнению австралийцев, основоположником австралийской симфонической школы. Благодаря его энергии на пятом континенте побывали и выдающиеся советские музыканты: Д.Ойстрах, М.Ростропович, Г.Вишневская, Л.Коган. Он по-прежнему исполнял советских авторов — Прокофьева, Мясковского, Шостаковича, Хачатуряна, Шебалина, Кабалевского. В 1959 году выступил с концертами в СССР — Москве, Ленинграде, Киеве.

Скончался Николай Андреевич 23 июня 1961 года в Сиднее.

Память о нем сохраняют и Дания, и Австралия. В Сиднее стоит ему памятник, в Копенгагене раз в четыре года проводятся международные конкурсы молодых дирижеров его имени.

См. публикации Н.А.Малько в каталоге библиотеки ДРЗ. 

Источники:

1. Малько Николай Андреевич // Портал «Национальная энциклопедическая служба». Дата обращения: 23.06.2021. 

2. Михеева М.В. Малько Николай Андреевич // Сайт Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова. Дата обращения: 23.06.2021. 

В.Р.Зубова