60 лет со дня кончины Н.А.Малько

23 июня 2021 года — 60 лет со дня кончины Николая Андреевича Малько (04.05(22.04).1883, с. Браилово Подольской губернии (по другим сведениям — с. Москалевка Винницкого уезда) — 23.06.1961, Сидней, Австралия), дирижера, музыкального деятеля, педагога, публициста. Родители Малько любили музыку: отец, уездный врач, играл на скрипке, мать — на фортепиано: в доме часто проводились музыкальные вечера, на них исполнялись не только камерные сочинения, но и переложения симфонических произведений.

Первые уроки музыки Николай получал у матери, потом в Одессе — на музыкальных курсах К.Лангрена, параллельно обучаясь сначала в 3-й гимназии (1893–1896), потом во 2-й гимназии (1896–1901), которую окончил с золотой медалью одновременно с курсами, где, помимо фортепиано, изучал также элементарную теорию и гармонию. Затем — отъезд в Петербург и поступление не только в университет на историко-филологический факультет, но и в консерваторию. Композиции учился Николай у Н.Римского-Корсакова, А.Лядова и А.Глазунова, в фортепианном классе — у Н.Лаврова, а дирижированию — у Н.Черепнина.

Еще во время учебы в консерватории Малько увлекся публицистикой. С 1906 года, после окончания университета, он часто печатался в петербургских газетах «Речь» и «Голос правды» и преподавал историю в гимназиях — мужской (1906–1910) и женской (1912–1913). Его интересовали самые разные вопросы жизни общества, исторические и культурные события. Правда, со следующего года он ограничился только музыкальной темой и вел музыкальный отдел в кадетской «Речи» под псевдонимом «Ля-ми». Может быть, потому, что с 1906 года началась его концертная деятельность: вначале как пианиста-аккомпаниатора, потом — как дирижера.

Выступления Малько со студенческим оркестром вызывали одобрительные отзывы: «Сдержанный, но отчетливый и властный взмах, благородство и скромность общей осанки — вот внешность Малько-дирижера. Темперамент, чувство меры и интеллигентность — его художественные качества. И при всем этом — самое ценное для артиста: явные задатки собственной личности», — писал известный критик А.Оссовский (здесь и далее: [1]). Неудивительно, что в 1908 году молодой музыкант получил приглашение провести несколько симфонических программ в летних концертах в Сестрорецке и Павловске, а с осени — стать вторым дирижером балета в Мариинском театре, где сменил стареющего Р.Дриго.

В мае 1909 года Малько окончил консерваторию по специальности «Теория композиции» (класс Н. Римского-Корсакова) и был удостоен звания свободного художника. Дирекция императорских театров направила молодого дирижера в Германию к известному ученику Р.Вагнера — Феликсу Мотлю, возглавлявшему тогда в Мюнхене Оперный театр. С осени 1909 года, после возращения из Мюнхена, ему начали поручать и оперные спектакли. В следующем году он уже дирижировал наравне с Э.Направником вагнеровской оперой «Золото Рейна», а потом стал оперным дирижером. Параллельно Малько выступал и как симфонический дирижер, постепенно нарабатывая и расширяя репертуар, завоевывая признание слушателей-музыкантов. Большую роль сыграли в этом его «летние сезоны» в Москве — в Сокольниках, а в 1913–1914 годах — в Сестрорецке. Известный критик Л.Сабанеев отмечал тогда в своих рецензиях на московские концерты удачное исполнение Вагнера, «современных новаторов» — А.Скрябина и К.Дебюсси, а также русских классиков.

Осенью 1914 года Малько стал главным дирижером симфонических концертов Русского музыкального общества, а с уходом Э.Направника в начале 1915 года — основным дирижером Мариинского театра. Он активно пропагандировал новую музыку: И.Стравинского, многие сочинения С.Прокофьева (который играл с ним два фортепианных концерта), «Сказку», Симфониетту, Вторую симфонию Н.Мясковского, но классику не забывал, она по-прежнему занимала много места в его репертуаре. Малько становится известным, в рецензиях на концерты отмечались его интеллигентность и музыкальный вкус, отличная дирижерская техника и общая культура. Но возникали и конфликты, связанные с его требовательностью к оркестрантам и артистам оперы, ведь Малько не терпел расхлябанности или приблизительности в исполнении, высказывался об этом прямо, без сантиментов.

Февраль 1917 года «разделил» театр на две части: революционную возглавили В.Мейерхольд, певец И.Ершов и Н.Малько. «Старорежимники» устроили в январе 1918 года забастовку, сорвав спектакль. Вмешался комиссар Государственных театров А.Луначарский, и забастовщики были уволены. Но оставшиеся не простили этого Малько и на выборах дирижера его забаллотировали. До осени он еще работал в Петрограде, дирижировал концертами Госоркестра: пропагандировал классическую музыку среди рабочих и солдат.

Летом Николай Андреевич уже был в Павловске, где концерты проходили в здании вокзала, а осенью 1918 года, покинув Петербург, уехал в Витебск, где провел три года, организовывая Народную консерваторию и музыкальные школы — целых пять. Позже он вспоминал: «Первые годы после революции все масштабы были нарушены и перепутаны, и вот в Витебске, где в течение девяти веков все шло тихо и спокойно, по-провинциальному, вдруг закипела жизнь. В городе, где не было ни одной музыкальной школы, были основаны консерватория и пять музыкальных школ. В городе, где за девять веков был, кажется, один раз организован концерт оркестра, появился симфонический оркестр, который сыграл за первый сезон 22 концерта, а всего за два с половиной года около 240 концертов». Малько стал директором организованной в Витебске Народной консерватории, но ненадолго.

В 1921 году он переехал в Москву, где занял пост ректора и руководителя инструментальных классов во вновь созданном Государственном институте музыкальной драмы (1922); был также назначен главным дирижером симфонического оркестра Московской филармонии, вошел в правление Московского симфонического общества. Однако и институт, и оркестр вскоре распались. Какое-то время Малько работал в Московской консерватории — руководил оркестровым классом, ставил вместе с Мейерхольдом в театре ГИТИСа оперу Даргомыжского «Каменный гость». Затем уехал в Харьков, куда его пригласили в качестве дирижера оперы и симфонического оркестра. Однако и в Харькове он пробыл недолго, его не устроила местная опера. Переехав в Киев, вел класс в Музыкальном институте им. Лысенко (реорганизованная консерватория) и преподавал дирижирование. Здесь он оставался до осени 1925 года, постоянно разъезжая с гастролями по разным городам — Ростов-на-Дону, Витебск, Одесса, Рига и так далее.

Осенью 1925 года Малько возвращается в Ленинград. Став главным дирижером, а с 1927 года и директором Ленинградской филармонии, он развернул широкую пропаганду музыки, дирижировал концертами в Домах культуры, цехах заводов, выступал сам с пояснительными лекциями. В историю филармонии вошел организованный им фестиваль к 100-летию со дня смерти Бетховена, в котором приняли участие выдающиеся немецкие дирижеры О.Клемперер и Г.Кнаппертсбуш, солисты И.Сигети и А.Шнабель. А в интерпретации современной симфонической музыки Малько не знал равных. Под его управлением были сыграны сочинения Шенберга, Мийо, Онеггера, Шрекера, Хиндемита — все, что поддерживала Ассоциация современной музыки. Особенно ревностно он играл русских современников — Скрябина, Стравинского, Мясковского, Прокофьева, был первым исполнителем Первой и Второй симфоний Шостаковича.

В эти же годы складывался и его педагогический курс. Преподавая в Ленинградской консерватории (1925–1928), он, по существу, создавал теорию программы обучения, заботился о всесторонней образованности и профессиональной подготовке дирижера. Вводил в учебные планы практические дисциплины: знакомство с инструментами, обязательный аккомпанемент в классах вокала, знакомство с историей театра. Среди его учеников — такие дирижеры советской школы, как А.Анисимов, Л.Гинзбург, Е.Мравинский, А.Мелик-Пашаев, Н.Мусин.

В конце 1920-х годов Малько начал выезжать на гастроли в Европу. В концертах в Вене (1928) он исполнил Пятую симфонию Мясковского и где бы он ни выступал, везде сопутствовал ему грандиозный успех. Многочисленные рецензии принесли ему известность. Запросив у администрации длительный отпуск и получив отказ и даже увольнение, дирижер уехал заграницу и начал гастролировать: совершил поездку в Чехословакию и Англию, летом — в Южную Америку (Буэнос-Айрес). С этой поездки началась «зарубежная» жизнь дирижера — на родину он приехал после 30-летнего перерыва, в 1959 году, лишь дать концерты в нескольких городах страны.

В Европе, в США, а позже в Австралии, Малько активно пропагандировал музыку русских и советских композиторов. Пятые симфонии Мясковского и Шостаковича всегда входили в его программы: в письмах к Мясковскому, Шерману он просил о присылке новинок — партитур, клавиров; это была неподдельная заинтересованность и увлеченность новой русской музыкой. Николай Андреевич мог вполне искренне писать о себе: «по-настоящему, не на словах, распространяющий советскую музыку и укрепляющий культурные связи с заграницей».

Первое время он «разрывался» между Веной и Прагой, но с 1930 года работал в Копенгагене как дирижер симфонического оркестра радиоцентра; датчане считают его создателем этого оркестра. Часто бывал в Лондоне, совершал турне по Германии (до 1933), Чехословакии (много лет был связан с оркестром Пражской филармонии и Пражской Национальной оперой).

В 1940 году переехал в США, проживал сначала в Бостоне, потом в Чикаго. Возглавил в Чикаго кампанию по сбору средств помощи Советскому Союзу в страшной войне 1941–1945 годов. Только после войны он вновь начал совершать ежегодные турне по Европе, оставаясь постоянным дирижером в Чикаго. С осени 1946 года он возобновил контракт с Копенгагеном, работал в Лондоне: в 1947 году ставил на Би-би-си оперу Глинки «Иван Сусанин», в 1949 году совершил большое турне с Лондонским симфоническим оркестром. С Копенгагеном связи сохранялись до конца жизни дирижера. Здесь была издана его большая книга «Дирижер и его палочка» (1950), обобщившая его педагогические опыты.

В 1957 году Малько переехал в Сидней, ставший последним постоянным его местом проживания. Здесь он создал симфонический оркестр, стал, по мнению австралийцев, основоположником австралийской симфонической школы. Благодаря его энергии на пятом континенте побывали и выдающиеся советские музыканты: Д.Ойстрах, М.Ростропович, Г.Вишневская, Л.Коган. Он по-прежнему исполнял советских авторов — Прокофьева, Мясковского, Шостаковича, Хачатуряна, Шебалина, Кабалевского. В 1959 году выступил с концертами в СССР — Москве, Ленинграде, Киеве.

Скончался Николай Андреевич 23 июня 1961 года в Сиднее.

Память о нем сохраняют и Дания, и Австралия. В Сиднее стоит ему памятник, в Копенгагене раз в четыре года проводятся международные конкурсы молодых дирижеров его имени.

См. публикации Н.А.Малько в каталоге библиотеки ДРЗ. 

Источники:

1. Малько Николай Андреевич // Портал «Национальная энциклопедическая служба». Дата обращения: 23.06.2021. 

2. Михеева М.В. Малько Николай Андреевич // Сайт Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А.Римского-Корсакова. Дата обращения: 23.06.2021. 

В.Р.Зубова


Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок