В условиях распространения COVID-19 возможно приобретение ТОЛЬКО ЭЛЕКТРОННЫХ билетов.

Уважаемые посетители! Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с приказом № 615/ОД руководителя Департамента культуры г. Москвы А.В. Кибовского от 15 октября 2020 г. возможно приобретение только электронных билетов. При приобретении электронного билета на нашем сайте Вы даете согласие ГБУК г. Москвы «Дом русского зарубежья им. А. Солженицына» на передачу в обработку органам исполнительной власти города Москвы и подведомственным им организациям, участвующим в обеспечении соблюдения режима повышенной готовности, Ваших персональных данных с целью контроля соответствия возможности выполнения Вами ограничений, введенных указом Мэра Москвы от 06.10.2020 № 97-УМ и связанных с режимом повышенной готовности в условиях распространения COVID-19, в том числе в/до момента посещения Вами соответствующего мероприятия (использования билета).

65 лет со дня кончины С.Н.Антонова

11 июня 2021 года — 65 лет со дня кончины Сергея Николаевича Антонова (25(13).08.1884, Рига, Российская империя – 11.06.1956, Рига, СССР), живописца, графика, художника театра, архитектора, преподавателя. Из тамбовских крестьян. Его отец, Николай Романов, стал Антоновым после подачи прошения на изменение фамилии, чтобы не испытывать недоразумений из-за совпадения ее с царской фамилией. Приехав в Ригу, он устроился поваром к богатым купцам Камариным. Подкопив денег, купил дом с «Коммерческой гостиницей» недалеко от вокзала, она давала хороший доход. Семья у Николая Антонова была большая, дети все одаренные, увлекались с детства кто поэзией, кто театром, а Сергей, например, любил рисовать.

Начальные уроки живописи он брал у пейзажиста, профессора Ю.Ю.Клевера, который останавливался в гостинице отца и был популярен в Прибалтике. Свои «закаты в лесу» он писал прямо у себя в номере, а Сергей ему помогал, подготавливая полотна, грунтуя, нанося фон и так далее. Ю.Клевер всегда их выгодно продавал. А Сергей, окончив Рижское русское реальное училище имени императора Петра I, открытое по распоряжению императора Александра III в здании дворца Петра Великого в 1886 году (которое, в отличие от гимназий, готовило к технической, «инженерной карьере»), поступил на архитектурное отделение Рижского политехнического института, и через пять лет получил специальность инженера-архитектора (1902–1909). Но ему это показалось недостаточно, поэтому последовали занятия на архитектурном отделении Императорской Академии художеств (ИАХ) в Петербурге, куда он отправился в 1909 году, поступив в мастерскую Л.Н.Бенуа.

Занимался также станковой живописью и графикой. Создавал графические и акварельные серии, посвященные архитектурным памятникам старых русских городов, которые он объездил и которые любил. Он участвовал и в петербургских, и московских выставках: Академической (1912), Весенней в залах ИАХ (1913), Общества русских акварелистов (1912–1914), Товарищества независимых (1913), в «Галерее Лемерсье» (Москва, 1913, 1914).

В 1914 году Сергей Антонов, окончив курс обучения в Академии художеств, получил звание архитектора-художника за проект здания Государственного совета, а за успехи в учебе был удостоен двухлетнего пенсионерства в Европе. Побывав в Италии, Франции, Германии, он выполнил множество зарисовок и городских пейзажей этих европейских стран. Как архитектор не пропустил ни одного конкурса.

Во время Первой мировой войны, в 1915 году Сергей Николаевич был приглашен преподавать композицию и рисунок в псковскую Художественно-промышленную школу им. Н.Ф.Фан-дер-Флита. Поэтому жил и работал в Пскове до 1920 года, посвятив ему многочисленные рисунки и этюды и построив здание женской гимназии. В 1916 году Антонов получил 1-й приз и одобрение Николая ΙΙ за проект «Памятника погибшим воинам». В 1919–1920 годах некоторое время жил в Эстонии. Писал виды Ревеля (Таллина) и Нарвы, оформил обложку для журнала «Облака». Входил в таллинский кружок русских художников «Черная роза», участвовал в местных выставках.

В 1920 году Сергей Николаевич возвращается в Ригу и приступает к работе в мастерской профессора Э.Лаубе на архитектурном факультете Латвийского университета, в котором преподавал без перерыва до 1954 года. С 1920 по 1940 год было воплощено в жизнь 17 его проектов. Среди них здание редакции газеты «Сегодня» и типографии «Ритс» (ул. Дзирнаву, 55/57), ресторан «Лидо» на Рижском Взморье, кинотеатр «Ренессанс» в Риге и другие. Особой заслугой архитектора было создание проекта Латвийского павильона на Всемирной выставке в Брюсселе (1935), который был награжден двумя золотыми медалями и орденом Леопольда Второго. По проектам Сергея Антонова были построены многие красивые особняки, киоски и декоративные стенды для 1-й художественно-промышленной выставки в Риге, убранства зала заседаний Кредитного банка и квартиры его директора. Занимался он и реставрационными работами, например, в алтарной части Кафедрального Христорождественского собора. В 1935 году по поручению президента К.Ульманиса сделал проект здания Национальной городской управы в стиле неоклассицизма (не осуществлен).

В 1920–1930-е годы Антонов входил в Общество латвийских архитекторов, работал над проектами реконструкции Старой Риги. Как художник театра оформлял спектакли для Русской драмы (с 1926 по 1931 год состоял главным декоратором театра), в том числе «Антоний и Клеопатра» Б.Шоу, «Царь Федор Иоаннович» А.К.Толстого. Следует отметить, что в театре с 1921 по 1936 год было сыграно 553 пьесы, причем большая их часть — в декорациях Антонова. Свои театральные эскизы он подарил Русскому культурно-историческому музею в Праге. Сергей Николаевич участвовал в групповых выставках в Риге и других городах Латвии, а также в Праге и Нью-Йорке, в выставке русских художников в Печорах и Нарве (1933). В 1932–1938 годах активный член Общества ревнителей искусства и старины «Акрополь». В 1936 году по проекту Антонова была возведена часовня над могилой убитого архиепископа Иоанна (Поммера) рядом с Покровской церковью. В 1937–1940 годах Антонов работал консультантом в Рижском городском строительном управлении, был участником многих архитектурных конкурсов и нередко удостаивался высших наград.

В области живописи художника привлекал большей частью городской пейзаж: он писал Старую Ригу и Юрмалу, мастерски владея архитектурным рисунком.

В 1940–1950-е годы Антонов продолжал работать в области станковой живописи, графики и сценографии. Приезжал в оккупированный немцами Псков, где рисовал виды города. В 1944 году в оккупированной Риге участвовал в Выставке картин русских художников, устроенной Русским комитетом в пользу эвакуированных. Профессор Латвийского университета (1944) и заслуженный деятель искусств Латвии (1945).

Последней его архитектурной работой стала постройка гостиницы «Рига» (закончена в 1954 году) на месте старой гостиницы «Рим». Весь авторский коллектив был удостоен премии, однако Антонов — руководитель проекта — от нее отказался, потому что вопреки его замыслу на гостинице поместили рога изобилия, тем самым изуродовав, как он считал, проект. Волнения, связанные со строительством гостиницы, отразились на его здоровье: перенеся инсульт, он скончался 11 июня 1956 года.

Посмертная выставка Сергея Николаевича, включавшая в себя более 600 произведений, была организована в 1956 году в Риге А.Ф.Эглитом, директором Государственного музея латышского и русского искусства Латвийской ССР, в прошлом учеником Антонова в псковской Художественно-промышленной школе. К 90-летию художника и архитектора Художественный музей Латвийской ССР провел еще одну большую выставку его работ.

Графические и живописные работы художника хранятся в Русском музее, во многих музеях Риги, в частности в Художественном музее, Архитектурном музее, Музее истории Риги и мореходства, в музеях Таллина, Москвы, Юрмалы, в Псковском музее-заповеднике, а также во многих частных собраниях Латвии и Америки.

Источники:

1. Антонов Сергей Николаевич // Лейкинд О.Л., Махров К.В., Северюхин Д.Я. Художники русского зарубежья. Биографический словарь. СПб.: Нотабене, 1999.

2. Климов Е. Встречи // Новое русское слово. 1978. 4 июня. № 587. 

В.Р.Зубова