65 лет со дня кончины С.Н.Антонова

11 июня 2021 года — 65 лет со дня кончины Сергея Николаевича Антонова (25(13).08.1884, Рига, Российская империя – 11.06.1956, Рига, СССР), живописца, графика, художника театра, архитектора, преподавателя. Из тамбовских крестьян. Его отец, Николай Романов, стал Антоновым после подачи прошения на изменение фамилии, чтобы не испытывать недоразумений из-за совпадения ее с царской фамилией. Приехав в Ригу, он устроился поваром к богатым купцам Камариным. Подкопив денег, купил дом с «Коммерческой гостиницей» недалеко от вокзала, она давала хороший доход. Семья у Николая Антонова была большая, дети все одаренные, увлекались с детства кто поэзией, кто театром, а Сергей, например, любил рисовать.

Начальные уроки живописи он брал у пейзажиста, профессора Ю.Ю.Клевера, который останавливался в гостинице отца и был популярен в Прибалтике. Свои «закаты в лесу» он писал прямо у себя в номере, а Сергей ему помогал, подготавливая полотна, грунтуя, нанося фон и так далее. Ю.Клевер всегда их выгодно продавал. А Сергей, окончив Рижское русское реальное училище имени императора Петра I, открытое по распоряжению императора Александра III в здании дворца Петра Великого в 1886 году (которое, в отличие от гимназий, готовило к технической, «инженерной карьере»), поступил на архитектурное отделение Рижского политехнического института, и через пять лет получил специальность инженера-архитектора (1902–1909). Но ему это показалось недостаточно, поэтому последовали занятия на архитектурном отделении Императорской Академии художеств (ИАХ) в Петербурге, куда он отправился в 1909 году, поступив в мастерскую Л.Н.Бенуа.

Занимался также станковой живописью и графикой. Создавал графические и акварельные серии, посвященные архитектурным памятникам старых русских городов, которые он объездил и которые любил. Он участвовал и в петербургских, и московских выставках: Академической (1912), Весенней в залах ИАХ (1913), Общества русских акварелистов (1912–1914), Товарищества независимых (1913), в «Галерее Лемерсье» (Москва, 1913, 1914).

В 1914 году Сергей Антонов, окончив курс обучения в Академии художеств, получил звание архитектора-художника за проект здания Государственного совета, а за успехи в учебе был удостоен двухлетнего пенсионерства в Европе. Побывав в Италии, Франции, Германии, он выполнил множество зарисовок и городских пейзажей этих европейских стран. Как архитектор не пропустил ни одного конкурса.

Во время Первой мировой войны, в 1915 году Сергей Николаевич был приглашен преподавать композицию и рисунок в псковскую Художественно-промышленную школу им. Н.Ф.Фан-дер-Флита. Поэтому жил и работал в Пскове до 1920 года, посвятив ему многочисленные рисунки и этюды и построив здание женской гимназии. В 1916 году Антонов получил 1-й приз и одобрение Николая ΙΙ за проект «Памятника погибшим воинам». В 1919–1920 годах некоторое время жил в Эстонии. Писал виды Ревеля (Таллина) и Нарвы, оформил обложку для журнала «Облака». Входил в таллинский кружок русских художников «Черная роза», участвовал в местных выставках.

В 1920 году Сергей Николаевич возвращается в Ригу и приступает к работе в мастерской профессора Э.Лаубе на архитектурном факультете Латвийского университета, в котором преподавал без перерыва до 1954 года. С 1920 по 1940 год было воплощено в жизнь 17 его проектов. Среди них здание редакции газеты «Сегодня» и типографии «Ритс» (ул. Дзирнаву, 55/57), ресторан «Лидо» на Рижском Взморье, кинотеатр «Ренессанс» в Риге и другие. Особой заслугой архитектора было создание проекта Латвийского павильона на Всемирной выставке в Брюсселе (1935), который был награжден двумя золотыми медалями и орденом Леопольда Второго. По проектам Сергея Антонова были построены многие красивые особняки, киоски и декоративные стенды для 1-й художественно-промышленной выставки в Риге, убранства зала заседаний Кредитного банка и квартиры его директора. Занимался он и реставрационными работами, например, в алтарной части Кафедрального Христорождественского собора. В 1935 году по поручению президента К.Ульманиса сделал проект здания Национальной городской управы в стиле неоклассицизма (не осуществлен).

В 1920–1930-е годы Антонов входил в Общество латвийских архитекторов, работал над проектами реконструкции Старой Риги. Как художник театра оформлял спектакли для Русской драмы (с 1926 по 1931 год состоял главным декоратором театра), в том числе «Антоний и Клеопатра» Б.Шоу, «Царь Федор Иоаннович» А.К.Толстого. Следует отметить, что в театре с 1921 по 1936 год было сыграно 553 пьесы, причем большая их часть — в декорациях Антонова. Свои театральные эскизы он подарил Русскому культурно-историческому музею в Праге. Сергей Николаевич участвовал в групповых выставках в Риге и других городах Латвии, а также в Праге и Нью-Йорке, в выставке русских художников в Печорах и Нарве (1933). В 1932–1938 годах активный член Общества ревнителей искусства и старины «Акрополь». В 1936 году по проекту Антонова была возведена часовня над могилой убитого архиепископа Иоанна (Поммера) рядом с Покровской церковью. В 1937–1940 годах Антонов работал консультантом в Рижском городском строительном управлении, был участником многих архитектурных конкурсов и нередко удостаивался высших наград.

В области живописи художника привлекал большей частью городской пейзаж: он писал Старую Ригу и Юрмалу, мастерски владея архитектурным рисунком.

В 1940–1950-е годы Антонов продолжал работать в области станковой живописи, графики и сценографии. Приезжал в оккупированный немцами Псков, где рисовал виды города. В 1944 году в оккупированной Риге участвовал в Выставке картин русских художников, устроенной Русским комитетом в пользу эвакуированных. Профессор Латвийского университета (1944) и заслуженный деятель искусств Латвии (1945).

Последней его архитектурной работой стала постройка гостиницы «Рига» (закончена в 1954 году) на месте старой гостиницы «Рим». Весь авторский коллектив был удостоен премии, однако Антонов — руководитель проекта — от нее отказался, потому что вопреки его замыслу на гостинице поместили рога изобилия, тем самым изуродовав, как он считал, проект. Волнения, связанные со строительством гостиницы, отразились на его здоровье: перенеся инсульт, он скончался 11 июня 1956 года.

Посмертная выставка Сергея Николаевича, включавшая в себя более 600 произведений, была организована в 1956 году в Риге А.Ф.Эглитом, директором Государственного музея латышского и русского искусства Латвийской ССР, в прошлом учеником Антонова в псковской Художественно-промышленной школе. К 90-летию художника и архитектора Художественный музей Латвийской ССР провел еще одну большую выставку его работ.

Графические и живописные работы художника хранятся в Русском музее, во многих музеях Риги, в частности в Художественном музее, Архитектурном музее, Музее истории Риги и мореходства, в музеях Таллина, Москвы, Юрмалы, в Псковском музее-заповеднике, а также во многих частных собраниях Латвии и Америки.

Источники:

1. Антонов Сергей Николаевич // Лейкинд О.Л., Махров К.В., Северюхин Д.Я. Художники русского зарубежья. Биографический словарь. СПб.: Нотабене, 1999.

2. Климов Е. Встречи // Новое русское слово. 1978. 4 июня. № 587. 

В.Р.Зубова


Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок