70 лет со дня кончины И.А.Дженеева

12 июня 2025 года — 70 лет со дня кончины Ивана Алексеевича Дженеева (18(06).09.1868, Харьковская губерния, Российская империя — 12.06.1955, Нью-Йорк, США), лейтенанта кавалерии, живописца, графика, реставратора. Потомственный дворянин, Иван Алексеевич родился в поместье Дженеевых на берегу реки Донец, притока глубоководного Дона. Дед его был губернатором Харьковской губернии, отец возглавлял губернский Дворянский банк в Харькове и являлся судьей губернского Правительствующего сената. Уже в раннем детстве у Ивана домашними были замечены незаурядные способности к рисованию: он с удовольствием изображал на бумаге разные сцены из жизни родного дома, уделяя большое внимание характерным деталям. Это понимание важности детали в изображении сохранилось у него навсегда.

Обучался Ваня сначала дома, потом поступил в Харьковскую гимназию, где увлекся греко-римской историей и культурой, не только восторгаясь древней средиземноморской эстетикой, но и используя ее классические принципы художественной пропорции в дальнейшем своем творчестве.

После окончания гимназии в 1889 году, Иван Алексеевич был принят в Императорскую Академию художеств в Петербурге, на отделение живописи, в класс П.О.Ковалевского. Обучаясь в Академии, он увлекся творчеством передвижников, в частности картинами Ильи Репина и Архипа Куинджи. Однако в 1891 году, после окончания начальных курсов, Ивана Дженеева призвали на военную службу и зачислили в Императорскую кавалерию. И только в 1894 году Иван Алексеевич, в звании лейтенанта, смог уволиться из армии, но остался членом офицерского резерва.

Возвратился он уже не в Академию, а в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при Императорской Академии художеств, образованное после реорганизации Академии, и продолжил обучение, активно участвуя в групповых выставках вместе с другими студентами, а летом 1898 года был рекомендован в качестве штатного художника археологической экспедиции востоковеда Н.И.Веселовского в Самарканд. Дженеев настолько впечатлился достопримечательностями Центральной Азии, что стал поклонником ее искусства.

Учебная программа училища включала в себя курсовые работы по анатомии, истории искусств, архитектуре и различным техническим аспектам живописи и рисунка. Все они выполнялись Дженеевым блестяще. Он также создал множество работ, отражавших и его собственные исторические интересы. За дипломную работу — картину «Закладка Кремля» («Коромыслова башня» (1901), речь идет о Нижегородском Кремле) — ему было присвоено звание художника. (Эта картина была опубликована в художественном журнале «Нива» в 1902 году. Она также была включена в число русских картин, выставленных на Всемирной Луизианской выставке 1904 года в Сент-Луисе (штат Миссури, США), и международное жюри этой выставки присудило ей Серебряную медаль.)

После окончания училища Дженеев отправился в Париж, где совершенствовал свои навыки живописца в Академии Р.Жюльена.

Вернувшись в 1902 году Санкт-Петербург, он снял студию на Васильевском острове недалеко от своей alma mater и заполнил ее картинами и рисунками, выполненными в Париже, а также своими картинами на русские темы, коврами и коллекциями доспехов, привезенными из Самарканда. Картины, выставленные Дженеевым, привлекали внимание редакторов российских журналов, некоторые из них были воспроизведены в виде гравюр на стали в самых популярных художественных изданиях.

Выставки изобразительных искусств, в которых он участвовал с 1899 по 1914 год, были посвящены самым разным темам — от мечетей и кладбищ Центральной Азии до монгольских нашествий, классических греческих полубогов, русских жанровых сцен и славянских мифов. В те годы Дженеев экспонировал свои работы в России на выставках различных объединений: Санкт-Петербургского общества художников (1907), Общества русских акварелистов (1911, 1914), Товарищества художников (1912). Участвовал и в Весенних выставках в залах Императорской Академии художеств (1899, 1902, 1904–1906, 1908–1914) в Петербурге (Петрограде); «Группы художников» (1909), петербургских весенних выставках в московской «Галерее Лемерсье» (1910, 1911–1912, 1913); Художественной выставке современного русского искусства в Казани (1909) и так далее.

Иван Дженеев — автор таких живописных произведений, как «Мечеть на кладбище в Самарканде» (1899), «Двор мечети» (1899), «На реке. Разъезд» (1905), «На Украине» (1906), «Вылазка» (1906), «Омут» (1907), «Лунной ночью» (1908), «Прачка» (1909), «В лесу» (1909), «Модель» (1910), «Скульпторы» (1910), «На водопое» (1911), «Сумерки» (1912), «Беззащитные» (1912); акварелей — «Орда наступает» (1902), «Рабыня» (1914), «На берегу теплого моря» (1914). Произведения художника репродуцировались в журналах «Нива» и «Живописное обозрение».

Его творческие связи с А.И.Куинджи укрепились к 1909 году, когда было основано по инициативе и на средства Архипа Ивановича усилиями учеников Общество его имени. Замысел Куинджи заключался в создании профессионального союза художников, независимого от рыночных механизмов и официальных структур, для оказания материальной поддержки как художникам, так и различным творческим объединениям. Дженеев тогда был одним из его членов-учредителей, затем стал секретарем Общества.

В 1913 году Иван Алексеевич отправился в Кострому, в родовое поместье последних российских императоров, где в связи с празднованием трехсотлетия дома Романовых вместе с другими реставраторами работал над восстановлением фресок и икон в пятиглавом Троицком соборе — главном действующем храме Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря.

До начала Первой мировой войны жизнь художника была загружена постоянными выставками в известных галереях и нескончаемыми важными заказами. С началом Первой мировой войны ему пришлось забыть о своей профессии. Призванный на военную службу в качестве кавалерийского резервиста, Иван Алексеевич был направлен на военный завод в Петрограде (1915). Тем временем Российскому комитету по снабжению, созданному для надзора за производством в союзных странах военной техники, предназначенной для фронта, требовались подготовленные инспекторы в Соединенных Штатах. И в середине 1916 года Иван Дженеев был отправлен за границу наблюдать за производством артиллерийских снарядов на заводе General Electric в Эри (штат Пенсильвания). Когда Российская империя пала под натиском революций, Дженеев решил остаться в Америке.

Оказавшись на чужбине без средств к существованию (большая часть дореволюционного творческого наследия осталась в России, а недвижимость была конфискована), он искал любую возможность заработать на жизнь, ведь на его попечении были жена и дочь. К маю 1918 года, обосновавшись в Нью-Йорке, Дженеев готов был принимать заказы на портреты. Он запросил рекомендательные письма у русских эмигрантов, с которыми не терял связи, чтобы использовать эти письма в поисках работы. Заказов на портреты не было, зато в 1919 году ему удалось устроиться на сборочный завод Форда в Сент-Луисе (штат Миссури). Работа была тяжелая, однако в свободное время, что редко бывало, Иван Алексеевич обязательно посещал павильон (ныне Художественный музей Сент-Луиса), где в 1904 году висела его дипломная картина.

После 1920 года он возвратился в Нью-Йорк, поселился на Манхэттене. Постепенно связи в артистических кругах налаживались, ведь мастерство и опыт художника, приобретенный в России, никуда не исчезли. Дженеев начал получать у издателей заказы на книжные иллюстрации с изображением древнерусских и славянских сюжетов и на рекламные плакаты у американских компаний. Его костромской опыт реставратора алтарей и фресок дал ему возможность заниматься восстановительными работами в православных храмах и католических соборах штата Нью-Йорк и даже заключать контракты с известными галереями на реставрацию полотен старых мастеров. Его имя все чаще звучало среди состоятельных жителей Нью-Йорка, он стал получать заказы на портреты, а также на крупномасштабные и миниатюрные картины. Став известным портретистом, он в 1929–1931 годах проживал в колонии художников в Нью-Хэмпшире по приглашению Мэриан Мак-Доуэлл, вдовы знаменитого композитора Эдварда Мак-Доуэлла и соучредительницы этой самой колонии.

В 1930-е годы Дженеев также участвовал в проведении Дней русского ребенка в Париже. А в 1937 году он получил Вторую премию на конкурсе проектов памятника Николаю II, организованном Союзом ревнителей памяти императора Николая II в Париже. Проживая в колонии художников, Иван Алексеевич писал и экспериментировал в благоприятной обстановке, в окружении других творческих личностей, не обремененных повседневными финансовыми заботами. Там он написал и портрет своей благотворительницы. Темами же его свободного творчества в американский период жизни оставались пейзажи и сюжеты столь любимой им старой России.

Скончался Иван Алексеевич Дженеев 12 июня 1955 года в Нью-Йорке.

В 2002 году в колледже Cedar Crest в Аллентауне (штат Пенсильвания) состоялась выставка графических произведений художника (около 150 произведений) под названием «Русская Одиссея: Искусство и время Ивана Дженеева», устроенная американской некоммерческой организацией Meridian International Center (Вашингтон) в рамках своих программ культурной дипломатии.

Источники:

1. Дженеев Иван Алексеевич // Искусство и архитектура русского зарубежья: интернет-сайт. Дата публикации: 15.11.2012. Дата обращения: 10.06.2025.

2. Sandberg C.-N. The Art and Times of Ivan Alexeyevich Djeneeff // Meridian International Center: официальный сайт организации. Дата обращения: 10.06.2025.

В.Р.Зубова

Продолжая использовать сайт, Вы даете ГБУК г. Москвы «Дом русского зарубежья им. А. Солженицына», ОГРН 1037739148260, ИНН/КПП 7709181695/770501001, 109240, город Москва, Нижняя Радищевская улица, д. 2 (далее – «Оператор»), согласие на обработку файлов cookies с использованием Яндекс Метрика и пользовательских данных в целях улучшения пользовательского опыта, ведения статистики посещений сайта. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера
Ок