85 лет со дня кончины М.В.Веревкиной

6 февраля 2023 года — 85 лет со дня кончины Марианны (Мариамны) Владимировны Веревкиной (10.09(29.08), 1860, Тула, Российская империя – 06.02, 1938.Аскона, Швейцария), художника, представителя экспрессионистского течения в живописи. Из семьи генерала Владимира Николаевича Веревкина, московского дворянина, героя Крымской и Русско-турецких войн. Мать, Елизавета Петровна (урожденная Дараган), принадлежала к старинному княжескому роду, писала портреты и иконы для православных церквей. Именно она дала дочери первые азы живописной грамоты. С обоими родителями Марианну связывали дочерняя любовь, понимание и доверительные отношения. Она всю жизнь носила на шее медальон с портретом отца. Любила она и двух своих младших братьев, Петра и Всеволода, сохраняя с ними связь до конца своей жизни. В Туле, где она родилась, ее дед, Петр Михайлович Дараган, генерал-лейтенант, служил губернатором (1850–1865). А бабушка Марианны, Анна Михайловна Дараган (урожденная Балугьянская), писала книги для детей и руководила образовательным заведением для девушек.

По роду службы отцу часто приходилось менять города, семья всегда следовала за ним, а лето проводила в своем имении Сергиевское Смоленской губернии. Вскоре после рождения Марианны Веревкины переехали в Витебск, где отец получил пост военного губернатора. В 1868 году Владимир Николаевич стал командующим армии в Вильно, и семейство перебралось в Литву, в имение Благодать. С этим имением близ Ковно у Марианны связаны самые теплые чувства. Веревкины обустраивали его в старорусском стиле, в духе подмосковного Абрамцево Саввы Мамонтова. Именно там зародился ее интерес к народным промыслам и народному костюму, который она сохранила на всю жизнь. В Вильно Веревкина училась в Мариинском высшем женском училище четыре года, получила начальное музыкальное образование и увлеклась рисованием. В будущем не раз она хотела вернуться в эти края из Германии и даже мечтала остаться тут навсегда, ведь здесь уже в 14 лет она имела свой дом-студию. Однако семья в Вильно надолго не задержалась и в 1879 году вслед за отцом переехала в Люблин, а в 1880 году — в Москву.

С 1883 года Марианна поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в класс Иллариона Прянишникова, и одновременно брала уроки по натюрморту у Василия Поленова по просьбе матери. В 1880-х ‒ начале 1890-х годов писала портреты и жанровые картины в реалистической манере передвижников.

В 1885 году умирает мать Марианны. В 1887 году отец назначается комендантом Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, и семья переехала в столицу, проживала в крепости, там же Веревкина открыла свою студию, которая вскоре стала популярным местом, где собирались веселые и шумные компании столичной богемы. В Петербурге она знакомится с Ильей Репиным и берет у него уроки живописи.

В 1888 году на охоте (обычные забавы дворян) случилось несчастье — она прострелила себе кисть правой руки, которая так и осталась навсегда искалеченной. Много лет Марианна училась писать ею, держа кисти между средним и безымянным пальцами при помощи специального приспособления. Зато левой она свободно рисовала.

В Петербурге Веревкина тесно общалась с передвижниками, с живописцами и графиками из круга Бенуа и Дягилева, которые на рубеже XIX‒ХХ веков создадут художественное объединение «Мир искусства». Была дружна она и с Кандинским, Грабарем, Рерихом, Сомовым, Малявиным, Мережковским, Гиппиус... «Блестяще владея иностранными языками и не стесняясь в средствах, она выписывала все новейшие издания по искусству и просвещала нас, мало по этой части искушенных, читая нам вслух выдержки из последних новинок по литературе об искусстве. Здесь я впервые услыхал имена Эдуарда Мане, Клода Моне, Ренуара, Дега, Уистлера; Веревкина и Явленский были тогда особенно увлечены последним, картины которого знали по репродукциям. Они действительно показались мне необыкновенными» (Грабарь И. Моя жизнь. Автомонография. Москва; Ленинград: Искусство, 1937).

В 1892 году Репин познакомил ее с молодым офицером Алексеем Явленским, посещавшим вечерние курсы в Санкт-Петербургской Академии художеств. Он был на пять лет моложе Веревкиной. Эта встреча оказалась для них судьбоносной. Вместе они прожили без малого тридцать лет в трех странах: России, Германии и Швейцарии. Марианна сразу же поверила в талант Алексея и решила ему всемерно помогать, была его музой и наставницей. Явленский мечтал учиться живописи в Европе, но денег на это у него не было. И тогда Марианна уговорила отца благословить ее гражданский брак с Алексеем, с которым у нее были исключительно платонические отношения, и их отъезд. Старый генерал взял слово мужчины и офицера с Явленского, что тот никогда не оставит его дочь. Веревкина и Явленский отправились в Мюнхен в академию Антона Ажбе (тот обучал многих отечественных живописцев, например, Ивана Билибина, Давида Бурлюка, Кузьму Петрова-Водкина, Василия Кандинского). Однако там Марианна забрасывает живопись. Не всю, а свою собственную, и начинает продвигать творчество Явленского. В 1896 году скончался ее отец. С 1896 по 1906 год Веревкина не берет в руки ни кисти, ни карандаша, отведя себе роль музы-вдохновительницы Явленского и целиком посвятив себя развитию его художественной карьеры. Чтобы создать соответствующую атмосферу, она открыла в их новой квартире «Розовый салон», куда стали приходить многие знаменитые деятели искусств: художники И.Грабарь, Д.Кардовский, В. Кандинский, Г.Мюнтер и те, кто ненадолго, проездом оказывались в баварской столице: В.Нижинский, С.Дягилев, А.Павлова, Т.Карсавина и многие другие. Кроме того, Марианна стала вести дневник под названием «Письма к неизвестному», где записывала личные переживания и философские размышления об искусстве (кстати, считается, что Кандинский вдохновлялся именно ее идеями, когда писал свое сочинение «О духовном в искусстве»). Эта ее «переписка» велась более четырех лет в основном на французском языке (три толстых рукописных тетради). «В искусстве один путь — к Богу», — запишет она в конце дневника. Часть дневника и писем позже была опубликована директором Висбаденского музея Клеменсом Вейлером. А у Явленского тем временем родился в 1902 году сын, которого он сначала не признал (маленького Андрея представляли как его племянника), а его мать, Елена Незнакомова, служанка Веревкиной, продолжала жить и работать у художников. Поскольку отношения у Марианны с Явленским были платоническими, появление на свет мальчика особого изменения в жизнь пары не внесло.

В 1903–1905 годах Веревкина и Явленский предприняли очень важную для них поездку во Францию. Они посетили не только Париж, но и побывали в Нормандии, Бретани, Провансе — во всех основных художественных центрах того времени. Именно там впервые была широко представлена живопись фовистов — Анри Матисса и Андре Дерена, оказавших на них такое же сильное влияние, как Винсент Ван Гог и Поль Гоген.

В 1906 году Веревкина вновь вернулась к рисованию. Она создавала совершенно новые произведения, максимально экспрессивные и полные метафизического смысла. Ее техника также радикально поменялась: она больше не использовала масляные краски, и все свои последующие работы писала темперой, сочетая ее с пастелью, тушью и грифельным карандашом. Цвет стал независим от света и являлся выразителем настроения, мысли, носителем эмоционального состояния. Вдохновителями ее творчества стали Поль Гоген и Эдвард Мунк и, конечно же, все новации времени. Веревкина и Явленский в этот период, конец 1900-х – начало 1910-х, подолгу гостили у Кандинского и Мюнтер в Мурнау, писали картины на пленэре, где Марианна начала создавать экспрессионистско-символистские произведения.

В период тесного общения этой «четверки» в Мурнау, а также в «Розовом салоне» на Гизелаштрассе, было принято решение о создании Нового объединения художников. Оно заработало весной 1909 года. Главной своей задачей члены объединения считали развитие прорывных, революционных идей в живописи, которые, благодаря выставкам, станут доступны широкой публике. Возглавил это содружество В.Кандинский. Неожиданно для Веревкиной в Новом объединении художников возник раскол. В.Кандинский и Ф.Марк стали издавать художественный альманах «Синий всадник». А вслед за этим они, под формальным предлогом, вышли из Объединения и основали свое собственное, названное так же — «Синий всадник». 8 декабря 1911 года в мюнхенской галерее «Танхаузер» под одной крышей открылись две выставки: первая «Синего всадника» и последняя — Нового объединения художников. В 1912 году Веревкина и Явленский также покинули Новое художественное объединение и впоследствии принимали участие во всех акциях «Синего всадника», просуществовавшего до начала Первой мировой войны.

Накануне войны Веревкина, измученная осложнившимися отношениями с Явленским, жила у брата в Ковно. Явленский был озабочен своим участием в знаменитой русской выставке в шведском городе Мальме. В августе 1914 года оба вернулись в Мюнхен. Когда началась война, всем российским гражданам было приказано покинуть Германию в кратчайшие сроки, поэтому они перебрались в Швейцарию, сначала в Сент-Пре под Лозанной, а в 1917 году — в Цюрих, где посещали дадаистское кабаре «Вольтер». Марианна здесь впервые получила возможность работать для театра: в Лугано она сотрудничала с русским танцовщиком Александром Сахаровым в постановке его балета. Здесь же завязались новые знакомства — с дадаистами Хансом Арпом и Тристаном Тцарой, а также с писателями Райнером Марией Рильке и Германом Гессе. Надо признать, что Веревкину всегда окружали исключительные люди.

Когда в России грянула революция, денежные выплаты ей перестали приходить, и она практически осталась без средств. А получала она ежегодную пенсию после смерти отца в семь тысяч рублей вплоть до 1917 года. Отсутствие средств вынуждает ее сотрудничать с театром и даже работать в фармацевтической компании. В это же время тяжело заболевает гриппом Явленский, и они все четверо перебираются в городок Аскона в южной части Швейцарии. Поселились в гостинице, старом замке, прямо у озера Маджоре. В 1919 году Веревкина провела выставки в Берне (вместе с П.Клее) и Цюрихе (вместе с А.Сегалом). Выставлялась в берлинской галерее Der Sturm (1917, 1921). Участвовала в выставках русских художников на ХII Международном биеннале в Венеции (1920), в Ганновере (галерея Garvens, 1921), и на 1-й Международной художественной выставке в Дюссельдорфе (1922).

Именно в Асконе Явленский и Веревкина расстанутся в 1922 году. Явленский женится на Елене Незнакомовой, признает своим сына и уедет назад в Германию (случится это после его успешной выставки в Висбадене). В марте 1922 года он известил Марианну письмом, что остается в Висбадене и порывает с ней. Веревкина была потрясена, она чувствовала себя оскорбленной и униженной. К этому добавилось глубокое разочарование в Алексее, который не нашел в себе мужества сказать ей всё в глаза. Она погрузилась в тоску полного и, как ей казалось, окончательного одиночества. Однако, несмотря на личную драму, не пала духом. Разрыв с Явленским положил начало очередному этапу в ее творчестве — она обрела независимость, внутреннее равновесие, возродилась как самобытный художник. В Асконе, где Веревкина провела последние двадцать лет жизни, не без ее участия в 1922 году открыли городской музей современного искусства, и она безвозмездно подарила ему немало собственных работ и картины своих друзей-живописцев. Первая выставка музея проходила на вилле Панкальди, где теперь он располагается постоянно. Чтобы сохранить творческое наследие Марианны Владимировны, здесь был создан Фонд ее имени.

В 1924 году Веревкина организовала художественную группу «Большая медведица» (Der Große Bär), состоящую из семи членов, по числу звезд в созвездии: Вальтер Хельбиг, Отто Наймайер, Эрнст Фрик, Альберт Кохлер, Гордон мак Кух, Отто ван Райс и Ричард Сивальд, и нашла нового друга, коммерсанта из Берлина Эрнеста Альфреда Айе, с которым, как и с Явленским, она будет связана только духовно. Поскольку жить на широкую ногу она уже не могла, расплачиваться стала своими картинами, раздавала их всем, кто попросит (отдала более 500 работ, став местной знаменитостью; горожане называли ее «асконской бабушкой»), рисовала и продавала почтовые открытки. Финансовую поддержку ей оказывали также ее новые знакомые — супруги из Цюриха, Диего и Кармен Хагман, коллекционируя ее картины. Явленского же совесть мучила всю оставшуюся жизнь, и свою тяжелую болезнь (артроз кистей рук) он воспринимал как Божью кару за «эгоистическое прошлое». В 1936 году через общего друга К.Оберштега он попросил прощения у Марианны. Свою последнюю картину «Церковь» Веревкина написала в 1936 году. Потом она ничего уже не создавала и почти все время проводила в инвалидном кресле.

Умерла Марианна Владимировна в воскресенье 6 февраля 1938 года. Ей было 78 лет. Накануне к ней приезжал из Милана православный священник, который ее причастил и соборовал. В последний путь провожала ее вся Аскона. В 2002 году одну из улиц Мюнхена назвали в ее честь. Сегодня картины, подаренные Алексеем Явленским, Паулем Клее и другими художниками, вместе с самой значительной в мире коллекцией произведений Марианны Веревкиной составляют основу коллекции Музея современного искусства Асконы. Мемориальные выставки состоялись в Цюрихе (1938, 1955, 1965), Вуппертале (1959), Мюнхене, Ганновере и Западном Берлине (1989‒1990), в Москве в Государственной Третьяковской галерее (2010, впервые).

См. публикации М.В.Веревкиной в каталоге библиотеки ДРЗ.


Источники:

1. Бахман Е.В., Пименова М.А., Ивахнюк Г.К. Марианна Веревкина // Национальные приоритеты России. 2016. № 1 (19). С. 86–91.

В.Р.Зубова


Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок