Хроники Дома русского зарубежья. К 25-летию со дня основания

В. Гофман, В.А. Москвин
В.Гофман
А. Дьяконицына
В. Гофман
Т.А. Королькова, В. Гофман
В.В. Леонидов, В. Гофман, В.А. Москвин
В. Гофман. В.А. Москвин
В. Гофман, В.А. Москвин
В.Гофман
А. Дьяконицына
В. Гофман
Т.А. Королькова, В. Гофман
В.В. Леонидов, В. Гофман, В.А. Москвин
В. Гофман. В.А. Москвин

Братья Гофманы — дарители Дома русского зарубежья

Русские парижане Андрей и Владимир Гофманы — давние и верные друзья Дома русского зарубежья. Художники, скульпторы, хранители наследия своей семьи — эмигрантов первой волны, братья стали дарителями бесценных сокровищ, которые не просто хранятся в богатейших фондах ДРЗ, но и используются его научными сотрудниками при создании значимых культурных мероприятий.

Основу их семейной коллекции заложил дед — один из ярчайших представителей Русского беженства, известный пушкинист, собиратель, соорганизатор Пушкинских торжеств 1937 года Модест Людвигович Гофман. Продолжил отец — Ростислав Модестович Гофман, музыкант, коллекционер. Благодаря всем им, например, в юбилейной выставке 2018 года «Духовное наследие И.С.Тургенева в культуре русского зарубежья» одно из центральных мест занимали два автографа Шарля Гуно, представителя ближайшего окружения писателя: партитура «Фантазии для педального фортепиано (органа) с оркестром на тему русского гимна “Боже, Царя храни!”» и партитура «Фантазии на тему русского гимна “Боже, Царя храни!”. Переложение для 2-х роялей».

«Фантазия для педального фортепиано (органа) с оркестром на тему русского гимна “Боже, Царя храни!”» была написана в 1886 году, уже после смерти Ивана Сергеевича, в период подготовки франко-русского политического союза. Премьера сочинения планировалась на время визита российского императора Александра III во Францию в конце 1880-х годов, однако визит не состоялся. Первое исполнение произведения Ш.Гуно французской пианисткой и органисткой Люси Палико прошло в конце 1886 года в Париже…

В тургеневской экспозиции использовалась и программа юбилейного гала-концерта, посвященного 100-летию со дня кончины А.С.Пушкина, который состоялся в 1937 году в Париже, в Русской общественной библиотеке имени И.С.Тургенева. Прекрасно сохранившийся документ тоже поступил в дар от братьев Гофманов, поскольку один из инициаторов и организаторов торжества был знаменитый танцовщик, близкий друг и соратник М.Гофмана по поиску и сосредоточению пушкинского наследия — Серж Лифарь.

Все эти раритеты, в том числе письма А.Н.Черепнина Р.М.Гофману, фото визита делегации французских композиторов в Москву в ноябре 1961 года по приглашению Союза советских композиторов и другие, были переданы в присутствии мэра Москвы С.С.Собянина Владимиром Гофманом на открытии выставки братьев Гофманов «Скульптура во времени и пространстве» в ДРЗ 13 апреля 2018 года. Приведем фрагмент репортажа автора этих строк об этом событии:

«Название выставки “русских парижан” Андрея и Владимира Гофманов соответствует сути творческого амплуа обоих скульпторов: пластический образ в произведениях мастеров становится частью пространства, в своем движении замедляя или вовсе останавливая время, необходимое для осмысления увиденного. Высказывание художников не прямолинейно, требуется определенная умственная и душевная работа зрителя, дабы понять его шифр, его код, — то есть то, что сами скульпторы называют концепцией, основной идеей своего творчества, без которой не представляет себя современное — концептуальное — искусство.

Несмотря на внешнюю схожесть выразительных средств, художники представляют индивидуальное видение миропорядка и его закономерностей, обозначают свои приоритеты и ценностные ориентиры. Оригинальные образные ряды способствуют раскрытию содержания их концепций: лестница в небо и одинокий обнаженный человек на верхней ступеньке воплощают собой образ соприкосновения человеческого и божественного, а через образы колеса, поезда и лабиринта трактуется вечное движение человеческого бытия…

Скульптурные работы Андрея легки и полупрозрачны, произведения Владимира более зримы и “приземлены”. Серия “Поезд жизни” А.Гофмана повествует о быстротечности, мимолетности человеческого пребывания на земле, работы В.Гофмана из цикла “Прогулка внутри себя” помогают разглядеть и ощутить макрокосм вселенной в микрокосме человеческого “я”…

Приветствуя давнего друга Дома русского зарубежья Владимира Гофмана на церемонии открытия выставки, директор ДРЗ В.А.Москвин обратил внимание на глубокий философский контекст представленных работ. Виктор Александрович поблагодарил скульптора, являющегося потомком русских эмигрантов первой волны, за деятельную любовь к своему Отечеству, за участие в деле сохранения культурного наследия русского зарубежья, и выразил благодарность заведующей отделом “Библиотека” Дома русского зарубежья Т.А.Корольковой за организацию выставки…

Владимир Гофман сердечно поблагодарил Дом русского зарубежья за возможность представлять свои работы и работы брата Андрея в его стенах, рассказал о сохранении русского языка и русской культуры в семье Гофманов — потомков известного пушкиниста М.Л.Гофмана, оказавшихся в изгнании. В.А.Москвин и В.Гофман обсудили планы дальнейшего сотрудничества скульптора с Домом во имя развития отечественной культуры в России и русском зарубежье».

Продолжением совместной работы Дома и Владимира Гофман (увы, Андрей Ростиславович ушел из жизни несколько лет назад) стало кураторство художника в выставке «Юрий Анненков: известный и неизвестный», поскольку Владимир Ростиславович был учеником известного Мастера. На открытии экспозиции 9 ноября 2019 года Владимир Гофман рассказал о своих встречах с Ю.Анненковым и провел экскурсию для гостей церемонии открытия.

Надеемся, что и в дальнейшем представитель семьи Гофманов будет участником важных мероприятий Дома, в том числе и предстоящего празднования его 25-летия.

Ирина Тишина