В условиях распространения COVID-19 возможно приобретение ТОЛЬКО ЭЛЕКТРОННЫХ билетов.

Уважаемые посетители! Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с приказом № 615/ОД руководителя Департамента культуры г. Москвы А.В. Кибовского от 15 октября 2020 г. возможно приобретение только электронных билетов. При приобретении электронного билета на нашем сайте Вы даете согласие ГБУК г. Москвы «Дом русского зарубежья им. А. Солженицына» на передачу в обработку органам исполнительной власти города Москвы и подведомственным им организациям, участвующим в обеспечении соблюдения режима повышенной готовности, Ваших персональных данных с целью контроля соответствия возможности выполнения Вами ограничений, введенных указом Мэра Москвы от 06.10.2020 № 97-УМ и связанных с режимом повышенной готовности в условиях распространения COVID-19, в том числе в/до момента посещения Вами соответствующего мероприятия (использования билета).

Вышел новый выпуск «Ежегодника Дома русского зарубежья»

Только что вышел в свет «Ежегодник Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына — 2020».

Это издание стало доброй традицией нашего Дома. На основе новых архивных находок и тщательно изученной литературы сотрудники ДРЗ предоставляют статьи и публикации документов, связанных с бездонной темой российского изгнания в ХХ веке. Ответственный редактор выпуска, как и предыдущих, Наталия Федоровна Гриценко, ответственный секретарь — Марина Юрьевна Сорокина.

Этот 600-страничный том открывается большим интервью бессменного директора Дома русского зарубежья Виктора Александровича Москвина. Его провел известный культуролог и радио- и телеведущий Иван Толстой.

Виктор Александрович вспоминает о начале своего пути, о нелегкой борьбе с ретроградами в советские годы, о том, как он писал диссертацию, посвященную цензуре и распространению иностранных изданий в Москве в конце XIX – начале ХХ веков. Много внимания в беседе уделено исторической, ставшей эпохальной выставке во ВГБИЛ русского парижского издательства «YMCA-Press» в сентябре 1990 года. Все-таки на дворе были совсем другие времена, и москвичи и гости столицы не могли поверить своим глазам, когда брали в руки запрещенные тогда книги А.И.Солженицына, Н.А.Бердяева, Н.О.Лосского и др. Мы узнаем, как при поддержке Никиты Алексеевича Струве и Александра Исаевича Солженицына возник этот великолепный центр на Таганке, являющейся одновременно и издательским, и научным, и музейным, и просветительским учреждением.

Другой большой блок «Ежегодника» отдан святой теме борьбы с нацизмом. Еще в самый разгар пандемии Марина Сорокина сумела провести круглый стол «Русская эмиграция и движение Сопротивления в годы Второй мировой войны». Доклады, представленные на нем, также полноправно вошли в «Ежегодник». (Кроме того, они были изданы и отдельным сборником.)

Здесь материалы о героине Сопротивления Вике Оболенской, опубликованные профессором Венского университета Федором Поляковым. К слову, оказывается, в СССР хотели снимать о ней фильм и на главную роль пригласить Марину Влади. Поистине потрясают судьбы русских героев партизанской войны в Югославии, представленные сербской исследовательницей Миланой Жеванович. Она рассказывает, как после ссоры Тито со Сталиным эмигрантов-героев обвинили в том, что они действовали исключительно в интересах СССР и подвергли заключению. Впрочем, были и другие представители русской диаспоры, те, кто дослужился до звания генерала.

О прекрасном поэте Алексее Дуракове пишет Марина Сорокина. Член Союза советских патриотов, он буквально своею грудью прикрыл отступавший по горной тропе партизанский отряд и погиб. А вот Александр Агафонов (Глянцев), попавший в нацистский плен в Югославии, оказавшись во Франции, сумел бежать. Он вступил в движение маки, снова был арестован, опять бежал. И здесь уже последовала встреча с органами НКВД и заключение в Республике Коми. Потом, после выхода на свободу, ему пришлось очень долго доказывать свою невиновность.

Как это пришлось делать и одному из самых известных советских историков Герману Бауману. О нем читателям рассказывает в своей статье Сергей Кислицын. Бауман попал в немецкий плен и, оказавшись в Голландии, бежал и активно помогал антифашистскому подполью. Но сколько ему пришлось приложить сил в СССР, чтобы снять с себя подозрения и спокойно публиковать свои труды.

Алексей Вовк открывает для нас новые имена участников Сопротивления. Мы узнаем о мужестве Георгия Шеметилло, Алексея Шапошникова и отца Валентина Бакста, спасавших в так называемой «свободной зоне» оккупации Франции советских военнопленных и еврейских детей. Константин Семенов приоткрывает завесу над историей жизни агронома Алексея Угримова, высланного из ставшей Советской России на «философском пароходе» и награжденного за подвиги в борьбе с фашизмом во Франции Военным крестом. За советские симпатии Угримова выслали во второй раз, но уже из Франции в СССР, где он и был репрессирован.

Наталья Масоликова публикует материалы об участии в Сопротивлении микробиолога Ильи Вольмана, а Михаил Горинов-младший пишет о судьбе Николая Роллера, издававшего во время войны в Париже газету «Русский патриот». Наталья Ликвинцева прикасается к судьбе матери Марии, принявшей мученическую смерть в фашистском концлагере.

Другой большой блок «Ежегодника» связан с публикацией архивных материалов. Здесь, к примеру, дневники Петра Евграфовича Ковалевского, известного историка и церковно-общественного деятеля, которые он писал в январе – феврале 1930 года, когда весь Париж был просто объят ужасом в связи с похищением агентами НКВД генерала Кутепова. Любителям искусства наверняка будет интересен материал о жизни в Берлине прекрасного художника Олега Цингера, подготовленный заведующей кафедрой русской литературы и русского языка Неаполитанского университета Михаэлой Бемиг. Имя замечательного актера и режиссера, последнего кинопартнера Веры Холодной Осипа Рунича, создавшего в ЮАР еврейский художественный театр и поставившего оперные спектакли на языке африкаанс, возвращает Борис Горелик. Более чем современно будет сегодня появление на страницах печати писем великого слависта и лингвиста Дмитрия Ивановича Чижевского. Живя в Германии, он умудрился во время войны не запятнать себя откровенным сотрудничеством с нацистами и в письмах, которые он слал в Прагу другому великому филологу, Альфреду Людвиговичу Бему, размышлял о судьбе украинской литературы. Письма эти подготовил к печати Андрей Бибиков.

Русская Прага была одной из центральных тем, которые затрагивали в 1920–1930-е годы в переписке замечательные русские историки-эмигранты Михаил Михайлович Карпович и Александра Филаретовича Изюмова. Их послания, подготовленные к печати Михаилом Гориновым-младшим и Мариной Сорокиной, рисуют широкую картину жизни русской научной эмиграции в Чехословакии и США. В другой публикации Михаил Горинов-младший рассказывает об адресах Тифлиса, связанных с жизнью там Михаила Карповича. О том, как складывался курс лекций Карповича по истории России, который он читал в Гарварде в 1950-е годы, пишет Павел Трибунский.

Значительный раздел в «Ежегоднике» отдан уроженцу Тифлиса, замечательному режиссеру французского театра, одному из создателей в 1920-х годах знаменитого театрального содружества «Картель четырех» Жоржу Питоеву. Светлана Дубровина и Александр Фокин рассказывают о жизни Питоева, о том, какие рецензии на его спектакли появлялись в русской прессе, публикуют переписку с драматургом Ильей Сургучевым и актрисой Марией Германовой.

Николай Герасимов представляет материалы круглого стола, прошедшего в Доме русского зарубежья и посвященного знаменитому труду русского религиозного философа Николая Бердяева «Новое средневековье». А Олег и Ксения Ермишины вводят в научный оборот наработки к «Энциклопедии классического евразийства» — своего рода словарю участников и главных изданий одного из самых известных общественно-философских направлений русского зарубежья.

И еще хотелось бы отметить статью о выставке «Неизвестный Миллиоти», прошедшей в Доме русского зарубежья. Николай Дмитриевич Миллиоти, известный участник объединения «Голубая роза», одна из центральных фигур русского символизма, умер в Париже в 1962 году. Почти все работы, экспонировавшиеся на выставке, были представлены впервые. Их предоставила внучка мастера, одна из ведущих актрис театра «Современник» Елена Юрьевна Миллиоти.

Даже этот более чем краткий перечень статей и публикаций, составивших «Ежегодник Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына — 2020» показывает, как много возвращает он нам из наследия истории российского изгнания.

Виктор Леонидов